Формирование контрольно–оценочных умений у студентов АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа» в процессе изучения дисципли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что контрольно – оценочные умения выступают как фактор повышения профессиональной обучаемости студентов в среднем профессиональном учебном заведении.
В соответствии с целью, проблемой и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «контрольно-оценочные умения».
Описать типы, виды и формы контроля.

Содержание работы

Ведение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы контрольно–оценочных умений 5
1.1 Сущность понятия «контрольно–оценочные умения» 5
1.2 Типы, виды и формы контрольно–оценочных
результатов обучения 13
Глава 2 Формирование контрольно–оценочных умений у студентов
АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа» в процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли» 21
2.1 Самостоятельная работа как фактор формирования контрольно–оценочных умения АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа» 21
2.2 Методика формирования контрольно–оценочных умений
студентов по дисциплине «Экономика отрасли» 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

novaya.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

9. Для оценки каждой из заявленных к оцениванию компетенций разрабатываются задания, по результату выполнения которых можно судить об уровне ее развития и степени освоения учебного материала модуля; возможны формулировки заданий, одновременно охватывающих материал нескольких модулей (междисциплинарные комплексные задачи), для решения которых необходимо освоение содержания соответствующих основных модулей.

10. Разрабатывается демоверсия контрольного оценочного материала по спецификации, проводится учет замечаний и предложений экспертов, определение сроков и длительности контрольно–оценочного процесса, организационных, учебно–методических, технических и эргономических условий его проведения, методов обработки результатов.

11. Разработка параллельных вариантов этого материала (наборов заданий одинаковых по содержанию в каждом варианте и по сложности их решения с равной или близкой суммой весов входящих в него заданий), для обеспечения информационной защищенности процедур оценивания рекомендуется не менее 5 вариантов.

12. Сопоставление структуры и содержания контрольных оценочных средств с требованиями к уровням компетенций на данной стадии обучения студентов.

13. Выполняется подготовка «ключей» – наборов правильных ответов на каждое задание по вариантам.

14. Устанавливаются критерии (критерий) и шкала оценивания, по которым можно судить о соответствии или несоответствии уровня сформированности компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО и ООП.

15. Обеспечивается тиражирование необходимого количества вариантов.

16. Разрабатываются инструкции по выполнению контрольно–оценочного процесса для оценщиков, к которым можно отнести работников ректората, отдела методической работы и СМК, деканатов, кафедр, руководителя научной работы студента и др. Желательно исключить преподавателей предметников по направлению подготовки.

17. Структура и форма оценочного листа должны быть отработаны, содержать поле требований к процедуре оценивания. В пояснении необходимо привести критерий оценки соответствия требованиям ФГОС СПО.

Основой для проектирования и конструирования оценочных средств могут служить:

– структурные матрицы каждой из основных образовательных программ (ООП) подготовки

– бакалавров, магистров в соответствии с требованиями ФГОС СПО по направлению подготовки,

– разработанные учебно-методическими объединениями (УМО) по направлениям подготовки;

– модели общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, построенные колледжем  на основе ООП;

– образцы оценочных средств, рекомендованных УМО для проведения текущего, промежуточного контроля, а также итоговой оценки компетенций выпускников (бакалавров, магистров) в соответствии с ООП по направлению подготовки;

– образцы оценочных средств текущего, промежуточного контроля и итоговой оценки компетенций выпускников (бакалавров, магистров) в соответствии с учебным планом колледжа  по направлению подготовки.

 

1.2 Типы, виды и формы контрольно–оценочных средств обучения 

Исходя из содержания ФГОС СПО третьего поколения по направлениям подготовки можно предположить, что оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов и выпускников в условиях реформы ВПО заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, в том числе при реализации ГОС СПО 1–го и 2–го поколений, и нового подхода, который в настоящее время создается с опорой на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Соответственно, в процессе оценки будущих студентов и выпускников необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля. При этом традиционные средства должны быть переосмыслены в русле компетентностного подхода, а инновационные средства постепенно выведены из стадии эксперимента и адаптированы для повсеместного применения в российской практике.

Традиционные типы контроля, как было сказано выше, были ориентированы преимущественно на диагностику и оценку качества знаний, умений и навыков, приобретаемых студентом в результате освоения конкретных дисциплин и практик. Они по–прежнему могут успешно применяться в основном для текущей и промежуточной аттестации, однако при их использовании следует сделать акцент не только на демонстрируемых студентом знаниях и умениях, но и на том, как эти знания и умения встраиваются в интегративную систему формируемой компетенции (компетенций).

Из традиционных типов контроля к новой компетентностной образовательной модели наиболее адаптивна итоговая государственной аттестации (ИГА) – государственный экзамен и подготовка и защита выпускной квалификационной работы (ВКР). Частично компетентностный подход может быть реализован при оценивании учебных курсовых работ, учебных и производственных практик и научно-исследовательской работы студента (НИРС). Однако наряду с этим компетентностная модель обучения предполагает и внедрение совершенно новых форм контроля как на этапе итоговой, так и на этапах текущей, промежуточной аттестаций. Важнейшим условием успешной реализации перечисленных форм контроля является их комплексность и функциональность, предполагающая связь приобретаемых компетенций с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности и социальной активности выпускника.

В рамках проектирования оценочных средств для определения качества подготовки выпускников на базе новых Федеральных государственных образовательных стандартов, созданных в компетентностном формате, можно выделить следующие основные направления инновационных работ для колледжей:

– создание методологии разработки и процедур внедрения современной системы средств и технологий для текущей и промежуточной аттестации студентов как элемента  системы мониторинга качества образования;

– совершенствование и модернизация системы итоговой государственной аттестации выпускников (оценочные средства и технологии для контроля качества компетенций).

Создание фонда оценочных средств следует проводить поэтапно, включая и технологии для «входной» аттестации уровня сформированности основных компетенций у студентов 1–го курса в начале освоения ООП СПО.

Типы контроля

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать:

– текущую;

– промежуточную;

– итоговую государственную аттестацию [21].

Данные типы контроля традиционно служат основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и студентом, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. К достоинствам данного типа относится его систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность бально–рейтинговой оценки успеваемости студента. Минусом же является фрагментарность и локальность проверки. Компетенцию целиком, а не отдельные ее элементы (знания, умения, навыки) при подобном контроле проверить едва ли возможно.

Промежуточный контроль, как правило, осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплина, так и ее раздела (разделов).

Подобный контроль помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.

Итоговый контроль служит для проверки результатов обучения в целом. Это своего рода «государственная приемка» выпускника при участии внешних экспертов, в том числе работодателей. Лишь она позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций.

Во всех случаях ключевые правила, используемые для создания и использования фонда средств оценки компетенций это:

– валидные контрольные измерительные материалы;

– соответствие содержания материалов уровню и стадии обучения;

– четко сформулированные критерии оценки;

– максимально объективные процедуры и методы оценки;

– высококвалифицированные специалисты–оценщики;

– четко прописанные рекомендации действий по итогам оценки [21].

Для обработки результатов оценивания используются программно–инструментальные средства автоматизированной обработки оценочных материалов и модели статистических обобщений на массивах оценок: размах оценок, средняя или мода по оценкам каждого из выпускников колледжа, факторизация (расслоение) массива аттестуемых по полученным оценкам, обобщенные оценки, мониторинговые сравнения с результатами предыдущих аттестаций и др.

Разработка фонда оценочных средств потребует от разработчиков знаний методик контроля, теории педагогических измерений для выбора вида и содержания контролирующих заданий на разных этапах обучения студентов, умений структурирования содержания учебного материала на основе компетентностного и деятельностного подходов, стандартизации контрольно–оценочных процедур.

К видам контроля можно отнести:

– устный опрос;

– письменные работы;

– контроль с помощью технических средств и информационных систем [21].

Каждый из данных видов контроля выделяется по способу выявления формируемых компетенций: в процессе беседы преподавателя и студента; в процессе создания и проверки письменных материалов; путем использования компьютерных программ, приборов, установок.

Все контрольно оценочные средства представлены в таблице 1 приложения 1.

Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля, так и специфическими.

Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).

Принципы, опирающиеся при проектировании системы стандартов контроля качества обучения представлены в таблице 2 приложения 2.

Текущая аттестация включает формы контроля: устный, письменный.

К устной формы контроля относятся такие стандарты качества обучения как: коллоквиум, доклад.

Колло́квиум (лат. colloquium) — форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, преимущественно в вузах. Как правило, представляет собой проводимый по инициативе преподавателя промежуточный мини – экзамен в середине семестра, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен, и оценить текущий уровень знаний студентов [10].

 Доклад – развернутое изложение какой-нибудь темы [10].

Форма контроля письменная. Письмо – это навык использования орфографической и графической систем русского языка, а письменная речь – это умение правильно выражать мысли в письменной форме [10].

Стандарты контроля качества обучения текущей аттестации к письменной формы относят: эссе, реферат, конспект, текст, кейс, контрольная работа, история болезни.

Эссе́ (из фр. Essai «попытка, проба, очерк»,от лат. Exagium «взвешивание») – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»)

Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме  [10].

Реферат (нем. Referat, от лат. Refere — докладывать, сообщать) — доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т.п.  Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. Для подготовки реферата студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению [10].

Конспект (от лат. conspectus обзор) краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада [4].

Тест – традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин. Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; занимает часть учебного занятия (10-30 минут); правильные решения разбираются на том же или следующем занятии. Частота тестирования определяется преподавателем.

Контрольная работа является более сложной формой проверки. Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Контрольная работа может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии. Рекомендуемая частота проведения – не менее одной перед каждой промежуточной аттестацией.

Информация о работе Формирование контрольно–оценочных умений у студентов АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа» в процессе изучения дисципли