Формирование контрольно–оценочных умений у студентов АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа» в процессе изучения дисципли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что контрольно – оценочные умения выступают как фактор повышения профессиональной обучаемости студентов в среднем профессиональном учебном заведении.
В соответствии с целью, проблемой и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «контрольно-оценочные умения».
Описать типы, виды и формы контроля.

Содержание работы

Ведение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы контрольно–оценочных умений 5
1.1 Сущность понятия «контрольно–оценочные умения» 5
1.2 Типы, виды и формы контрольно–оценочных
результатов обучения 13
Глава 2 Формирование контрольно–оценочных умений у студентов
АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа» в процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли» 21
2.1 Самостоятельная работа как фактор формирования контрольно–оценочных умения АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа» 21
2.2 Методика формирования контрольно–оценочных умений
студентов по дисциплине «Экономика отрасли» 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

novaya.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

 

Выводы по 1 главе

В первой главе нами рассмотрена сущность понятия контрольно-оценочные умения. Таким образом, можно сделать вывод, что контрольно-оценочные умения – это один из этапов обучения студентов. Так же мы подробно изучили виды и формы контрольно-оценочных средств обучения.

К видам контроля относятся текущая аттестация:

– устная: коллоквиум, доклад;

– письменная: эссе, реферат, конспект, тест, кейс, контрольная работа;

Промежуточная аттестация:

– устная: экзамен, зачет;

– письменная: экзамен, зачет, курсовая работа;

Итоговая государственная аттестация:

– устная: собеседование по ситуационным задачам;

– письменная: междисциплинарный тест, решение ситуационных задач, портфолио, выпускная квалификационная работа.

Чтобы получить более подробную информацию о деятельности преподавателя, нами выполнен теоретический анализ, который позволил утверждать, что смысл контрольно-оценочной деятельности преподавателя как неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности состоит в стимулировании активности самих обучающихся. Целью этой деятельности является не контроль успеваемости обучающихся, а создание условий для развития у обучающихся адекватной самооценки. Предметом контрольно–оценочной деятельности преподавателя при таком подходе становится организация образовательного процесса в целом и собственная профессиональная педагогическая деятельность.

Для успешного осуществления контрольно-оценочной деятельности преподавателю необходимо владеть: умением определять предмет оценивания, умением воспринимать предмет оценки, умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями, умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку студенту и др. В свою очередь, как показало исследование, развитие этих умений у преподавателей требует соответствующего отношения самого преподавателя к проблеме контрольно-оценочной деятельности в современных условиях.

 

Глава 2 Формирование контрольно-оценочных умений у студентов АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа»

  1. Самостоятельная работа как фактор формирования контрольно-оценочных умений студентов АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа»

До настоящего времени проблема развития контрольно-оценочных умений у студентов в процессе их самостоятельной работы не получила достаточного теоретического и эмпирического обоснования.

Взаимосвязь самоконтроля и самооценки определяется самой сущностью самооценки как феномена, который занимает важнейшее место в формировании самосознания, в становлении его регулирующей функции и в структуре учебной деятельности. Исходя из этого, под «контрольно-оценочными умениями» мы понимаем вид умений, дающих человеку возможность своевременно обнаружить и оценить положительные и отрицательные результаты своей деятельности с перспективой дальнейшего ее улучшения. Контрольно-оценочные умения являются стимулом для постановки новых учебных задач и продолжения учения, дают возможность человеку реализовать свои способности, интересы, создать условия для личностного развития и повышения социального статуса в обществе.

Формирование умений самоконтроля и самооценки у студентов делает обучение посильным, обеспечивает активную позицию субъекта учения, процесс овладения знаниями становится интересным, что способствует формированию личности, готовой самостоятельно управлять своей деятельностью.

Формирование у студентов колледжа контрольно-оценочных умений рационально осуществлять в процессе их самостоятельной работы, используя разные формы взаимопроверки, задания на рефлексию своей деятельности, а потому педагог должен разработать определенный механизм, который бы влиял на развитие данных умений. В качестве педагогических условий при разработке такого механизма мы выделили использование познавательных задач и организацию взаимовыгодного сотрудничества. Остановимся на рассмотрении этих условий.

Система учебно-познавательных задач позволяет подойти к построению образовательного процесса обучения с двух сторон. Первая заключается в использовании системы задач, а вторая связана с содержанием обучения. В связи с этим задания, разрабатываемые и используемые преподавателями для формирования у студентов контрольно-оценочных умений, должны не только активизировать их познавательную активность, но и отражать основное содержание материала учебной дисциплины. Для дисциплин, связанных с экономической подготовкой студентов, специфической особенностью учебных заданий является обязательный учет факторов внешней среды, обусловленных социально-экономическим развитием общества.

Основное назначение задачи в учебном процессе – это введение обучающихся в определенную ситуацию и организация их ориентирования в ней. При этом в структуре учебно-познавательной ситуации действуют и внешние дидактические (учебный материал, средства его предъявления), и внутренние (установка, прошлый познавательный и практический опыт студентов и др.) факторы. Деятельность по решению учебно-познавательных задач должна быть организована как процесс разрешения заданных ситуаций.

Оптимальным является отбор задач, которые были бы разнообразны по своему содержанию, дидактическим целям, характеру умственной деятельности, проявляющейся при их решении. Необходимо учитывать соотношение задач репродуктивного и творческого характера, которое обеспечит взаимосвязь разносторонней деятельности студентов в процессе учебной деятельности и будет способствовать эффективному формированию контрольно–оценочных умений. Изменяя характер заданий, их соотношение и сложность в зависимости от возможностей студентов, можно развивать умения самоконтроля и самооценки и способствовать лучшему усвоению знаний.

Задания для самостоятельной работы студентов мы конструировали с учетом содержания изучаемого материала. Они предполагали определенные действия, поиск, обоснование которых и определяет дидактическое назначение самостоятельных работ. Содержание задачи могло быть не вполне определенным, однако, допускало вариативность способов и даже результатов ее решения.

Условие и требование задачи составляли ее формулировку, в которую мог быть включен и оператор задачи, представляющий собой совокупность действий и операций, необходимых для выполнения условий и требований задачи.

Определение структуры задачи не ограничивалось выделением отдельных ее компонентов, мы также рассматривали и отношения между ними. Исходным компонентом задачи выступали объекты предметной области. Их выбор определялся уровнем подготовленности студентов, целью использования задачи, содержанием изучаемого материала и т.д. При выборе объектов задачи учитывались и межпредметные связи, поскольку нередкой является ситуация, когда одни и те же объекты изучаются в рамках различных дисциплин.

Анализируя структуру самостоятельной работы, мы вводили фактор новизны, выделяя его информационно-деятельностную и методическую стороны.

Поскольку речь идет о самостоятельном разрешении студентами проблемных заданий, то необходима предварительная ориентация на содержание задачи и способы ее разрешения. Это обеспечивается за счет введения дополнительных компонентов в структуру познавательной задачи. В качестве таких компонентов мы рассматривали поисковые предписания, корректирующую информацию и предполагаемый результат. Учитывая то, что проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение обучающихся, возникающее при осознании противоречия, содержащегося в условии задачи, а также то, что проблема – есть вопрос, направленный на снятие этого противоречия, мы пришли к выводу, что при организации самостоятельной работы студентов постановка, или, точнее, формулировка проблемы осуществляется непосредственно студентами в процессе выполнения уже предъявленного задания.

Целью выполнения этих заданий является развитие умений обобщения экономических и социальных показателей статистики и анализа ситуаций, характеризующих реальное положение в сфере региональной экономики страны. Перед студентами ставятся задачи закрепления умений составления логически обоснованного структурированного изложения темы, критического восприятия литературы, формирования собственной позиции по изучаемому вопросу, аргументации ее на основе фактического материала, в итоге – приобретения навыков самообразования и формирования контрольно-оценочных умений.

Следующим условием формирования контрольно-оценочных умений у студентов колледжа в процессе самостоятельной работы является организация взаимовыгодного сотрудничества. О привлечении работодателей и других специалистов к сотрудничеству в сфере профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка говорится в перечне основных задач государства в сфере образования [6]. Исследователи и государственные деятели отмечают, что в современных условиях крайне важна организация социального диалога между высшими профессиональными образовательными учреждениями, работодателями, профсоюзами и службами занятости [2; 3; 4; 7].

В рамках этого сотрудничества существенную роль играет организация практики в условиях предприятия. В рамках учебного процесса подготовки специалистов-менеджеров предусмотрено прохождение следующих практик: учебно-ознакомительной, экономической и практики по менеджменту. Учебно-ознакомительная практика позволяет углубить, систематизировать, закрепить теоретические знания в условиях конкретной организации; экспериментально проверить основные научно-теоретические положения изучаемых дисциплин, формировать контрольно-оценочные умения, приобрести необходимые навыки для самостоятельной работы, выявить исследовательские, аналитические способности [1].

За время учебно-ознакомительной практики студенты выполняют индивидуальное задание по более углубленному изучению отдельных функций работы организации, сбору материалов для студенческих исследовательских работ, решению конкретных проблем в сфере экономической деятельности в интересах организации – базы практики. Индивидуальные задания разрабатываются совместно руководителями практики от университета и от организации (места практики) и определяются спецификой деятельности организации, ее функциями, особенностями объекта прохождения практики.

В отчете по учебно-ознакомительной практике должно четко прослеживаться критическое отношение (с позиций возможного совершенствования и улучшения) к вопросам, изучаемым на практике. По материалам практики студентами выполняется научно-исследовательская работа.

В период практики студенты привлекаются к участию в научных разработках преподавателей кафедры, в научно–практических конференциях и семинарах. Они собирают материал для участия в конкурсах научно–исследовательских работ студентов. В связи с этим, организации, предоставляющие места для прохождения трех практик согласно учебному плану, остаются заинтересованными в подготовке студентов как своих будущих специалистов. Около 70% выпускников в настоящее время начинают свою карьеру в организациях, где они проходили практику в период обучения в колледже. Руководители организаций отмечают, что молодые специалисты обладают аналитическим мышлением, инициативой, способны теоретически и практически реализовывать цели предприятия, творчески подходить к решению сложных производственных проблем, ориентированы на поиск позитивного разрешения кризисных ситуаций, возникающих в различные периоды деятельности предприятия.

Самостоятельная работа в колледже – это деятельность, в которой студент может проявить свою активность, и от того, как она будет организована, зависит формирование контрольно–оценочных умений студентов и результат их профессиональной подготовки. Многочисленные исследования в этой области позволили сделать вывод о необходимости использования познавательных задач и организации взаимовыгодного сотрудничества в качестве педагогических условий при построении модели формирования контрольно–оценочных умений у студентов колледжа.

Не менее важную роль играет проверка качества профессиональной подготовки студентов контрольно-оценочными средствами

Достаточно большую свободу стандарт предоставляет СПО в части выбора конкретных форм и процедур текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине.

Существует очень много различных классификаций форм и процедур контроля знаний. В первую очередь формы контроля делятся в зависимости от типа деятельности обучающихся, традиционно это устная, письменная, практическая. Каждая форма имеет свою цель и процедуру проведения. Наиболее эффективна для проверки, контроля и отслеживания уровня формирования компетенций практическая проверка, предполагающая выявление конкретных действий, умений связывать теорию и практику.

Более широкая классификация включает следующие наиболее распространенные формы контроля результатов обучения (в том числе и реализуемых ими процедур) в СПО: зачет, экзамен, тестирование, выполнение контрольной работы, написание эссе и иных творческих работ, рефератов, подготовка отчетов (по практикам, научно-исследовательской работе), написание курсовых работ и проектов, выполнение выпускной квалификационной работы.

В связи с внедрением новых подходов к оценке уровня сформированности компетенций в систему высшего профессионального образования возникают новые формы контроля результатов обучения, основывающиеся на развитии самостоятельной деятельности обучающихся, такие, как подготовка портфолио, кейс – технология, многофункциональные игры, выполнение интегрированных заданий, разработка проектов и «конференц» – сценариев, решение комплексных полидисциплинарных контрольных заданий, ситуационных задач и т. п.

Выделяются следующие основные требования, предъявляемые к контролю результатов обучения:

– индивидуальный характер;

– систематичность и регулярность на всех этапах обучения;

– разнообразие форм проведения;

– всесторонность;

–  объективность;


– дифференцированность — учет индивидуальных личностных качеств обучаемых;

– единство требований со стороны обучающих.

Учет данных требований диктует вузам необходимость внедрения балльно-рейтинговой оценки результатов обучения.

Рейтинговая система контроля знаний построена на следующих принципах: гуманизация образования, демократизация процесса обу-чения, индивидуализация и дифференциация результатов обучения каждого обучающегося.

Современное компетентное управление качеством образования невозможно без учета индивидуальных особенностей студентов, без знания о формировании их личностных качеств, общих и специальных способностей, уровня обучаемости, об особенностях интеллекта, креативности, коммуникабельности, творческого и педагогического мышления, познавательного потенциала. Только такое комплексное исследование может дать полное представление о ходе образовательного процесса и управленческих воздействиях, необходимых для получения наилучших результатов [8, с. 36].

Информация о работе Формирование контрольно–оценочных умений у студентов АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа» в процессе изучения дисципли