Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 21:13, курсовая работа
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что контрольно – оценочные умения выступают как фактор повышения профессиональной обучаемости студентов в среднем профессиональном учебном заведении.
В соответствии с целью, проблемой и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «контрольно-оценочные умения».
Описать типы, виды и формы контроля.
Ведение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы контрольно–оценочных умений 5
1.1 Сущность понятия «контрольно–оценочные умения» 5
1.2 Типы, виды и формы контрольно–оценочных
результатов обучения 13
Глава 2 Формирование контрольно–оценочных умений у студентов
АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа» в процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли» 21
2.1 Самостоятельная работа как фактор формирования контрольно–оценочных умения АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа» 21
2.2 Методика формирования контрольно–оценочных умений
студентов по дисциплине «Экономика отрасли» 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Проблема развития контрольно-оценочной деятельности преподавателя существенно актуализировалась в условиях модернизации отечественного образования. Ориентация общества и государства на обеспечение современного качества образования требует от преподавателя умения решать профессиональные задачи педагогической деятельности, обусловленные вызовами времени, в том числе и задачи, связанные с оценкой достижений учащихся.
Однако, как показывает исследования, преподаватели в своей профессиональной деятельности чаще всего использует подходы и формы выявления, анализа и оценки результатов деятельности учащихся, адекватные традиционным подходам, сложившимся в образовании. Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей перед профессиональным образованием.
В массовой повседневной практике преобладает репродуктивный контроль, при котором основной показатели успешности обучения – лишь правильное воспроизведение предметных знаний. Наблюдается также неадекватное использование содержания, форм контроля, критериев оценок целям обучения.
Необходимо указать и на несовершенство методик контроля, а именно:
– однообразие форм и методов контроля;
– контроль не носит обучающий характер;
– слабая практическая направленность;
– оценки не объективны, не комментируется;
– неадекватности метода контроля целям и задачам обучения.
Приступая к описанию методики формирования умений осуществления контрольно – оценочной деятельности педагогов колледжа, проанализируем множество существующих дефиниций понятия «методика». Термин «методика» имеет древнегреческое происхождение и переводится как пути выполнения работы, учение о нем.
В современной научно – педагогической литературе понятие «методика» рассматривается в широком и узком смыслах. В узком смысле слова методика преподавания – это ужение о методах обучения и воспитания. В широком смысле – это если отрасли педагогической науки, предметом которой является педагогический феномен, интегрирующий процессы обучения – самообучения, воспитания – самовоспитания, развития – саморазвития, образования – самообразования личности. В большой современной энциклопедии по педагогике отмечается, что методика как наука исследует закономерности функционирования различных методических систем.
Автор современного словаря – справочника молодого исследователя, А.Я. Найн, отмечает, что методика представляет собой совокупности способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Она олицетворяет не стратегий, а тактику научного познания; является отраслей педагогической науки, которая выражает подходы к обучению (изучению) уженных дисциплин [18, с. 132].
Мы придерживаемся точки зрения ряда авторов, согласно которой методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплине. Задачей её является изучение закономерностей этого процесса обучения и установление на их основе нормативных требований к деятельности преподавателей. Иначе говоря, методика есть совокупности определенных способов, средств и методов, через которые реализуются требования, предъявляемые к преподаваний. Сами же эти требования являются необходимыми для оптимизации процесса обучения, повышения его эффективности. При разработке методики формирования умений осуществления контрольно оценочной деятельности педагогов в образовательном упреждении были соотнесены принципы формирования контрольно - оценочной деятельности с педагогическими условиями и методическими механизмами (способами) их реализации. В состав методики, реализующейся на основе принципов формирования умений осуществления контрольно - оценочной деятельности педагога колледжа, входят: содержание, методы, приемы, средства, которые используются для решения задач формирования содержательных характеристик контрольно - оценочной деятельности, а, следовательно, и достижения цели, то есть повышения уровня сформированности контрольно –оценочной деятельности педагога колледжа.
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками. К методам контроля можно отнести: устный опрос; письменная работа; практическая работа; контроль с помощью технических и информационных систем.
Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связи между студентами и преподавателем, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов.
Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, области применения. Ни один из них не может быть признан единственным способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышений качества учебно – воспитательного процесса.
В качестве примера приведем контрольно-оценочные средства по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов специальности 080000 «Экономика и управление» с целью проверки уровня подготовки студентов в АНПОО «Бийском технолого-экономическом колледже». Для определения наилучшего результата в качестве контрольно-оценочных средств возьмем контрольную работу, коллоквиум и тестирование.
При проведении коллоквиума у студентов Бийского технолого-экономического колледжа по дисциплине «Экономика отрасли» нами были получены следующие результаты: из группы численностью 22 человека написали коллоквиум на «отлично» – 6%, на «хорошо» – 54%, на «удовлетворительно» – 40%.
Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа.
В результате выполнения контрольной работы у студентов той же группы нами получены следующие результаты: написали на «отлично» – 15%, на «хорошо» – 55%, на «удовлетворительно» – 30%.
Использование тестов итогового контроля позволяет преподавателю ориентироваться в уровне подготовленности обучающегося, к окончании дисциплины.
Тестирование успеваемости по дисциплине «Экономика отрасли», позволяет определить, насколько успешно справляется с изучением материала каждый обучающийся и вся группа, скорректировать учебный процесс, обращая внимание на наиболее трудные темы.
Данный тест был использован по дисциплине «Экономика отрасли». Критериями оценивания являются следующие параметры:
Данный тест по дисциплине «Экономика отрасли» (приложение 4) позволяет оценивать степень овладения студентами необходимым учебным материалом. За точку отсчета при определении успеваемости в этом случае принимается не характеристика выполнения заданий испытуемыми, образующая нормальное распределение, а конкретная область содержания учебной дисциплины.
По итогам изучения дисциплины «Экономика отрасли» в целях проверки качества подготовки студентов были использованы контрольно-оценочные средства. Результаты показали, что из группы 22 человека написали тест на «отлично» – 12%, на «хорошо» – 53%, на «удовлетворительно» – 35%.
Полученные результаты свидетельствуют, что подавляющее большинство обучающихся (53%) отдает предпочтение тестовому контролю знаний. Тесты, используемые для кратковременного опроса, проводимого в начале занятия, стимулируют обучающихся готовиться к каждому занятию, работать систематически, позволяют понять пробелы в изучаемом материале, развить интерес к изучаемой дисциплине, что подтверждают более 53% обучающихся, а, следовательно, повысить успеваемость.
Проверка знаний, выполняя в основном контролирующую функцию, существенным образом влияет на управление процессом обучения, на выявление его эффективности. При этом важно в обучении, через контроль, отслеживать и динамику развития личности, так как педагогически эффективной считается оценка, создающая у человека стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения. Полученные результаты свидетельствуют, что тестирование в обучении – не только контроль знаний обучающихся, но и форма его закрепления.
Таким образом, контрольно-оценочные средства по дисциплине «Экономика отрасли» позволяют повысить уровень обучаемости студентов АН ПОО «Бийского технолого-экономического колледжа» при комплексном использовании всех оценочных средств.
Выводы по второй главе
Во второй главе нами рассмотрена самостоятельная работа как вид контрольно оценочной деятельности, позволяющий повысить уровень обучаемости студентов колледжа. Самостоятельная работа в колледже – это деятельность, в которой студент может проявить свою активность, и от того, как она будет организована, зависит формирование контрольно–оценочных умений студентов и результат их профессиональной подготовки. Многочисленные исследования в этой области позволили сделать вывод о необходимости использования познавательных задач и организации взаимовыгодного сотрудничества в качестве педагогических условий при построении модели формирования контрольно–оценочных умений у студентов колледжа.
Также мы рассмотрели методику формирования контрольно – оценочных умений у студентов колледжа. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, области применения. Ни один из них не может быть признан единственным способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышений качества учебно – воспитательного процесса.
Однако наиболее важным является проверка качества профессиональной подготовки студентов контрольно – оценочными средствами. Нами изучены методы контроля и требования предъявляемые к ним.
Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом учебного процесса и имеет место на всех стадиях обучения, считаем, что после изучения каждого раздела или программы дисциплины в целом следует его проводить. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний обучающимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по той или иной дисциплине.
В качестве примера нами приведены контрольно-оценочные средства по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов специальности 080000 «Экономика и управление» с целью проверки качества подготовки студентов в колледже.
Данный тест позволяет оценивать степень овладения студентами необходимым учебным материалом. За точку отсчета при определении успеваемости в этом случае принимается не характеристика выполнения заданий испытуемыми, образующая нормальное распределение, а конкретная область содержания учебной дисциплины.
Полученные результаты свидетельствуют, что подавляющее большинство обучающихся отдает предпочтение тестовому контролю знаний.
В качестве примера нами были на практике использованы контрольно-оценочные средства по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов специальности 080000 «Экономика и управление» в АНПОО «Бийском технолого-экономическом колледже». Для определения наилучшего результата в качестве контрольно-оценочных средств были использованы контрольная работа, коллоквиум и тестирование.
Таким образом, проведенные нами методы контроля по дисциплине «Экономика отрасли», позволяет сделать вывод, что контрольно-оценочные средства повышают уровень обучаемости студентов колледжа.
В ходе выполнения курсовой работы были решены поставленные перед ней задачи.
Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день существуют различные точки зрения на контрольно–оценочную деятельность. Ученые используют разные понятия для характеристики деятельности преподавателя, связанной с выявлением, анализом, описанием и объяснением результатов деятельности обучающихся: оценка, контрольно–оценочная деятельность, самооценка и др. Таким образом, можно сделать вывод, что контрольно–оценочная деятельность педагога–это один из этапов обучающей деятельности учителя. И результатом контрольно–оценочного этапа преподавателя в этом подходе становится оценка знаний, умений и навыков обучающегося.
Многочисленные исследования позволили сделать вывод о необходимости использования познавательных задач и организации взаимовыгодного сотрудничества в качестве педагогических условий при построении модели формирования контрольно–оценочных умений у студентов колледжа.
Для успешного осуществления контрольно–оценочной деятельности преподавателю необходимо владеть: умением определять предмет оценивания, умением воспринимать предмет оценки, умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями, умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др. В свою очередь, как показало исследование, развитие этих умений у преподавателей требует соответствующего отношения самого преподавателя к проблеме контрольно–оценочной деятельности в современных условиях.