Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:57, курсовая работа
Информационная культура личности выступает как одна из важных со¬ставляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодей¬ствовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека.
Реальность построения единого информационного пространства
современного общества вызывает ряд необратимых изменений
социокультурного, психологического порядка. Сегодня утверждается новый
тип культуры, в котором информация, занимая одно из главных мест в
жизнедеятельности людей, способствует формированию как материальной,
так и социальной среды жизни человека
Введение………………………………………………………………………2
1.Характеристика основных информационных источников на уроках и вне¬урочной деятельности………………………………………………………... 7
1.1.Наблюдение……………………………………………………………….. 8
1.2.Познавательное общение………………………………………………… 9
1.3.Чтение……………………………………………………………………... 10
1.4.Использование медиа ресурсов………………………………………….. 12
2.Условия развития информационных умений учащихся…………………. 13
2.1.Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся…. 16
2.2.Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации…………………………………………………………………….. 17
2.3.Доступность информационных ресурсов………………………………… 24
2.4.Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками………………………………………………25
2.5.Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с инфор-мационной средой……………………………………………………………… 27
2.6.Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности………………………………………………. 29
2.7.Повышение уровня познавательной самостоятельности школьникам… 31
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиография…………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НСО
ГАОУ СПО НСО "НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2"
"Формирование культуры работы с информацией у младших школьников."
Курсовая работа
Участник: Новосельцева Ольга Александровна
Группа 424
Специальность :
Преподавание в начальных классах
Руководитель: Дерябина Наталья Владимировна.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Характеристика основных информационных
источников на уроках и внеурочной деятельности………………………………………………
1.1.Наблюдение…………………………………………
1.2.Познавательное общение………………………………………………… 9
1.3.Чтение……………………………………………………
1.4.Использование медиа ресурсов………………………………………….. 12
2.Условия развития информационных умений учащихся…………………. 13
2.1.Мотивация информационно-
2.2.Добровольность работы
школьников с дополнительными
источниками информации……………………
2.3.Доступность
2.4.Наличие времени для
самостоятельной работы
2.5.Поэтапность в развитии
качества взаимодействия
2.6.Отсутствие жесткой
регламентации процесса
2.7.Повышение уровня
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека.
Реальность построения единого информационного пространства
современного общества вызывает ряд необратимых изменений
социокультурного, психологического порядка. Сегодня утверждается новый
тип культуры, в котором информация, занимая одно из главных мест в
жизнедеятельности людей, способствует формированию как материальной,
так и социальной среды жизни человека. Жизнь в информационном обществе
открывает перспективы для безграничных и свободных коммуникаций,
содействует раскрытию интеллектуальных возможностей, высвобождению
человеческих ресурсов. Вместе с тем, опыт информатизации человечества
оборачивается для него новыми угрозами. Прежде всего, отмечаются такие
опасности как: виртуализация и обесценивание знаний, манипуляция
сознанием, превращение человека
в ненасытного потребителя
всего социума и сферы образования в глобальный рынок информационных
услуг. Жизнь в информационном обществе открывает перспективы для
безграничных и свободных коммуникаций, содействует раскрытию
интеллектуальных возможностей, высвобождению человеческих ресурсов.
Вместе с тем, опыт информатизации человечества оборачивается для него
новыми угрозами. Прежде всего, отмечаются такие опасности как:
виртуализация и обесценивание знаний, манипуляция сознанием,
превращение человека в ненасытного потребителя информации, а всего
социума и сферы образования в глобальный рынок информационных услуг.
Поэтому, в настоящее время на первый план выступает задача сохранения в
«человеке информационном» «человека понимающего», способного к
самостоятельному творчеству и полноценному развитию. Ведущая роль в
решении этой задачи принадлежит системе образования, перестройка
которого должна обеспечить подготовку личности с развитой
информационной культурой.
Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К.К. Колина, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка. С философских позиций информационную культуру анализирует А.П. Суханов. В работах М.Г. Вахрушевой, Э.П. Семенюка, А.П. Суханова информационная культура рассматривается с позиций ее значения для существования и развития общества. Ю.С.Зубов и Н.А. Сляднева исследуют информационную культуру в разрезе микропроцессов, происходящих в настоящее время в обществе. В начале 1980-х годов И. Я. Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Н. М. Розенберг рассматривает информационную культуру личности в контексте содержания общего образования.
В настоящее время существуют
различные подходы к
Проблемы формирования информационной культуры личности педагога в последние двадцать лет достаточно активно изучаются. При этом единого и четкого определения так же нет. Изучением информационной культуры учителя занимались Н. И. Гендина, Л. И. Лазарева, С. М. Конюшенко и др. Теоретико-методологические аспекты формирования информационной культуры личности рассматривались в трудах С.Г.
Антоновой, Е.П.Велихова, A.П. Ершова, Н.Б. Зиновьевой, М.П. Лапчика, Н.В. Макаровой, E.J1. Медведевой, В.А. Минкиной, В.А. Монахова, K.P. Овчинниковой, Э.Л., Семенюка и др. Важные педагогические аспекты формирования информационной культуры освещены в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.В. Васильева, Б.С. Гершунского, Е.В. Данильчука, В.Г. Кинелева, Е.И. Машбица, , И.Ф. Харламова и др.
Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней
культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль
этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и
сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого
человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него
знания законов информационной среды и умения ориентироваться в
информационных потоках.
В настоящее время существует множество определений
информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.
В широком смысле под информационной культурой понимают
совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих
позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их
соединение в общий опыт человечества.
В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными
информацией и представление их заинтересованному потребителю для
решения теоретических и практических задач; механизмы
совершенствования технических сред производства, хранения и передачи
информации; развитие системы обучения, подготовки человека к
эффективному использованию информационных средств и информации.
Один из ведущих отечественных специалистов в области
информатизации Э.П. Семенюк под информационной
культурой понимает информационную компоненту человеческой
культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех
осуществляемых в обществе информационных процессов и
существующих информационных отношений.
Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе с
использованием компьютерного обучения.
Предмет исследования — особенности формирования основ культуры
работы с информацией у младших школьников.
Цель: Рассмотреть теоретические аспекты формирования
информационной культуры учащихся начальной школы.
Раскрыть основные
направления и содержание
информационно-развивающей среды при обучении младших школьников.
Задачи:
1.Дать характеристику
формированию информационной
2.Рассмотреть условия развития информационных умений младших школьников.
Методы исследования: теоретическое изучение проблемы
Глава1.
Характеристика основных информационных источников на уроках и внеурочной деятельности.
Возрастающая доступность информационных ресурсов- характерная
особенность современного общества. Каждый человек при желании может
воспользоваться разнообразной печатной продукцией, аудио- и
видеоинформацией, возможностями компьютерных технологий.
Далеко не всегда взаимодействие младшего школьника со средствами
массовой информации(СМИ) и современной печатной продукцией
происходит под контролем родителей. Нередко в силу разных причин дети
оказываются предоставленными самим себе.
Как правило, воздействие средств массовой информации на детей
оценивается педагогами как негативное.
Часто педагоги считают, что единственным эффективным препятствием для
роста информационной беспризорности детей мл. шк. Возраста может
служить система запретов и ограничений. Ориентация образовательной
деятельности на активное освоение человеком способов добывания новой
информации и постоянные стимулирование познавательных запросов и
потребностей личности.
Практика показывает, что до 90 % времени на уроке основными источниками
информации для мл. шк. Служит голос учителя и учебная книга. Часто
остаются невостребованными в учебном процессе полезные радио- и
телевизионные программы федерального и регионального уровня.
Научить другого человека можно лишь тому, что умеет сам. Качество
информационных вкусов, потребностей, ценностей ученика начальных
классов напрямую связано с желанием и умением учителя регулярно и
комплексно работать с
разными источниками
Используя методические рекомендации В.В Дубининой в многолетней
практической деятельности, мы убедились, что вкус школьников к работе с
разными информационными источниками прививается постепенно в результате
их постепенного и комплексного использования:
а) в процессе наблюдений;
б) в процессе проведения экспериментов, опытов;
в) в процессе познавательного общения;
г) в процессе чтения;
д) в процессе использования медиа ресурсов.
1.1.Наблюдение
Наблюдение младших школьников за собой (свои ощущения,
переживаниями), за другими людьми( их словами, эмоциями, поступками), за
окружающим миром(природой, обществом) дают основу не только для
вербализации результатов проведенных суждений детей по поводу
полученной в ходе наблюдений информации.
-Людям каких профессий очень нужна наблюдательность?
-Не обманывают ли нас наши глаза?
-Что можно узнать о столе с помощью пальцев рук?
-Какие виды деревьев встречаются на нашем пришкольном участке?
-От чего люди грустят?
-Чему радуется мама?
-Бывают ли чувства неприятные, но полезные?
Подобного рода вопросы помогают в организации самостоятельных детских
исследований, основанных на наблюдениях, и способствуют воспитанию
информационных интересов и потребностей младших школьников.
Получение информации в процессе самостоятельно поведанных
школьниками экспериментов и опытов – не частое явление для началь
ных классов. Между тем вкус к интеллектуальной деятельности у детей
формируется наиболее успешно именно в самостоятельном получении и
анализе информации, полученной на практике опытным путем.
Возможные темы опытов и
экспериментов младших
-Кто живет на наших ладошках?
-Как влияют удобрения на рост комнатных растений?
-Как вырастить календулу в условиях Севера?
-Как сохранить тепло в помещении?
-Как сэкономить воду?
-Как правильно использовать электроэнергию?
Эксперимент в ряде случаев может быть очень похожим на игру. Но в ходе
игрового экспериментального исследования учитель помогает младшим
школьникам усваивать и дифференцировать понятия конкретной
учебной дисциплины
.Вставка
1.2.Познавательное общение
Учитель желает увидеть ученика самостоятельным и инициативным в учебе
и стремится к тому, чтобы период овладения приемами учебной
деятельности стал для школьника временем формирования полезных
привычек и способов времяпровождения в соответствии с достойными
человека и гражданина интересами.
Познавательное общение – обмен мыслями по поводу содержания и значение
информации познавательного характера (о мире, об обществе, о себе).
Активизации познавательного общения младших школьников в значительной мере помогают нетрадиционные технологии уроков:
-интегрированные уроки;
-уроки в форме соревнований и игр;
-уроки – фантазии;
-уроки – имитации.
Информация о работе Формирование культуры работы с информацией у младших школьников