Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:57, курсовая работа
Информационная культура личности выступает как одна из важных со¬ставляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодей¬ствовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека.
Реальность построения единого информационного пространства
современного общества вызывает ряд необратимых изменений
социокультурного, психологического порядка. Сегодня утверждается новый
тип культуры, в котором информация, занимая одно из главных мест в
жизнедеятельности людей, способствует формированию как материальной,
так и социальной среды жизни человека
Введение………………………………………………………………………2
1.Характеристика основных информационных источников на уроках и вне¬урочной деятельности………………………………………………………... 7
1.1.Наблюдение……………………………………………………………….. 8
1.2.Познавательное общение………………………………………………… 9
1.3.Чтение……………………………………………………………………... 10
1.4.Использование медиа ресурсов………………………………………….. 12
2.Условия развития информационных умений учащихся…………………. 13
2.1.Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся…. 16
2.2.Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации…………………………………………………………………….. 17
2.3.Доступность информационных ресурсов………………………………… 24
2.4.Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками………………………………………………25
2.5.Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с инфор-мационной средой……………………………………………………………… 27
2.6.Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности………………………………………………. 29
2.7.Повышение уровня познавательной самостоятельности школьникам… 31
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиография…………………………………………………………………
технологии (компьютерной игры)» приводит результаты опроса учеников о
том, чем является для них компьютер. По ответам детей компьютер это...
Несмотря на то, что данное исследование проводилось ранее 1999 года,
сегодня вряд ли что-то радикально изменилось. Для подавляющего
большинства детей младшего школьного возраста компьютер ассоциируется
исключительно с игрой. В этом бы не было ничего плохого (сама по себе
игровая деятельность естественна и полезна для детей), если бы ни был
очевиден другой выявленный данным исследованием факт: к учебной и
вообще познавательной деятельности компьютер в сознании детей не имеет
ни малейшего отношения. В таком положении дел виноваты, разумеется, не
дети, а взрослые, бросившие на самотек общение-развлечение детей с
компьютерной техникой.
Не оспаривая права на существование технологий развития младших
школьников средствами компьютерной игры, считаем, что для определения
роли ИКТ в обучении важно «определить грань между компьютером-
игрушкой и компьютером – инструментом познания». В плане воспитания
компьютер может оказать на ребенка как позитивное, так и крайне
негативное влияние, и вряд ли стоит тратить драгоценные учебные часы на
формирование привычки к пустому времяпровождению.
Анкетирование, проведенное в 2002 году среди двухсот учащихся
начального звена (гимназия № 9 г. Мурманска), показало, что интересы детей
связаны не только с компьютерными играми. Младшим школьникам хочется,
общаясь с ПК, научиться рисовать, писать, искать интересующую их
информацию, пользоваться компакт-дисками и Интернетом. Именно от детей
при анкетировании не раз прозвучала фраза: «Хочу научиться работать на
компьютере». Детям свойственно подражание, стремление быть, как
взрослые. Сфера применения компьютерных технологий как средства труда
взрослых людей постоянно расширяется. У школьника работа – усвоение
основ наук. Школа может и должна обучить ребенка экономичным и
эффективным (современным) способам работы с информацией на уроке и за
его пределами, в том числе с использованием ПК. Особенно в тех случаях,
если компьютеры есть у школьников дома.
Какую работу может выполнять школьник 6-10 лет на домашнем
компьютере?
1. Рисовать. Причем, не обязательно в специальном графическом редакторе.
Совмещение текста и графики легко достигается в наиболее доступной
программе, которая имеется на каждом компьютере – MS Word
2. Создавать тексты: самодельные сказки, загадки, стихи, сочинения,
Рефераты.
3. Иллюстрировать тексты с помощью электронных фотографий и рисунков
4. Оформлять результаты собственных исследований в программе WS Excel
5. Создавать компьютерные публикации c использованием шаблонов в
программе MS Publisher: объявления, поздравления, открытки, буклеты и пр.
6. Искать материалы к урокам в сети Интернет, используя электронные
библиотеки, виртуальные музеи (художественные, краеведческие,
исторические)
7. Искать материалы к урокам на компакт-дисках, используя для этого
детские электронные энциклопедии с текстами, фотографиями,
звукозаписями, музыкальным сопровождением, видеофрагментами..
8. Создавать мльтимедийные презентации по итогам самостоятельной
познавательно-поисковой деятельности .
2.6.Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности.
Актуальность исследования. Человек, являясь социальным существом, с
первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими
людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном
контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное
обстоятельство определяет
потенциальную непрерывность
необходимого условия жизнедеятельности.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует
специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе
усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной
адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую
значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего
детства.
Выбирая общение объектом исследования, ученые осознают, что в
современных условиях оно приобретает иное качество. В обществе
стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие
специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть,
телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач
международного значения
и внутриполитического
интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте общение
и его значение для развития личности - важная проблема научных
исследований.
Совершенствование дошкольного образования в качестве принципиальной
составляющей предполагает гуманизацию всей совокупности отношений:
ребенок - ребенок, ребенок - воспитатель, ребенок - родители и т.д. Переход
к системе образования центрированной на ребенке, делает проблемы
культивирования человеческого достоинства, сохранности здоровья
первоочередными. Решаются они, в конце концов, в процессе общения - это
сегодня возможность уцелеть человеку: сохранить свое здоровье, свою
психическую полноценность, обеспечить возможность развития.
Исследователи проблем общения отмечают, что оно служит установлению
общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является
инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит
самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной
деятельности и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным.
Общаясь со сверстниками, по мнению авторов, ребенок овладевает такими
коммуникативными умениями как умение притворяться, выражать обиду
(нарочно не замечать, не отвечать), фантазировать (придумывать что-то
необыкновенное, нереальное).
Таким образом, в общении со взрослыми ребенок учится говорить и знать
как надо слушать и понимать другого, усваивать новые знания, а в общении
со сверстниками - выражать себя, управлять другим, вступать в
разнообразные отношения.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития общения,
которое обеспечивается при условии целенаправленного формирования
коммуникативных умений.
Дети старшего дошкольного возраста являются субъектами
коммуникативной деятельности, активными ее носителями. Появление
произвольности управления собственным поведением в общении
обеспечивает возможность формирования у них коммуникативных умений.
2.7.Повышение уровня познавательной самостоятельности школьникам.
Личность, человек как участник исторически-эволюционного процесса,
выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью
выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются
преобразования природы, общества и самого себя. В общественных науках
личности рассматривается также как особое качество человека,
приобретаемое им в ансамбле обществ отношений в процессе совместной
деятельности и общения. В гуманистических, философских и
психологических концепциях личность - это человек как ценность, ради
которой осуществляется развитие общества.
Особое значение процесс развития личности приобретает в отрочестве и
раннем юношеском возрасте, когда подросток или юноша начинает выделять
себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Первоначально
оценивая окружающих, он использует опыт подобных оценок, вырабатывая
самооценку, которая становится основой самовоспитания. Но потребность в
самопознании (прежде
всего в осознании своих
качеств) не может быть отождествлена с уходом юноши в мир внутренних
переживаний. Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств
личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению
стойких убеждений и идеалов. Потребность в самосознании и
самовоспитании порождается, прежде всего, тем, что юноша должен
осознать свои возможности перед лицом тех изменений в его жизни, которые
принесёт в ближайшем будущем трудовая деятельность. В случае, если
между уровнем потребностей развивающейся личности и её возможностями
наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные
переживания.
Потребность установить уровни самостоятельности обучаемых появилась у
педагогов и психологов давно. Но вместе с тем, выявились и трудности такой
диагностики. Не случайно основным показателем самостоятельности
большинство склонны считать учебные достижения ученика (умения). В
зависимости от того, как ученик умеет пользоваться полученными знаниями,
выделяют три уровня самостоятельности: копирующий, воспроизводящий и
творческий. Можно, конечно, ограничиться и таким подходом. Но если
ориентироваться на более отдаленные результаты обучения и развивать
самостоятельность как качество деятельности и личности, то, определяя, ее
уровни, необходимо меть в виду разные се стороны.
В соответствии с этими критериями можно выделить три уровня
самостоятельности: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый
(средний), интенсивно-творческий (высокий). Раскроем кратко содержание
каждого уровня.
4.Приложение
Дерево-чемпионприложение1.
Задание: Определи видовой состав деревьев на пришкольном участке. Сосчитай количество деревьев каждого вида, полученные данные занеси в таблицу.
№ |
Название деревьев |
Количество деревьев |
% |
1 |
тополь |
4 |
12,5 |
2 |
осина |
5 |
16 |
3 |
береза |
8 |
25 |
4 |
рябина |
12 |
37,5 |
5 |
черемуха |
3 |
9 |
всего |
32 |
100 |
10
8
6
4
2
0
Тополь, Осина, Береза, Рябина, Черемуха.
Сделай вывод:
Мамина-радость. Приложение2
Цель: выяснить, чему и когда радуется мама.
Задание: Попроси друзей и одноклассников провести наблюдение и зафиксировать, чему радуется мама. Занеси результаты в таблицу.
Причины радости |
Количество обрадованных мам |
Я здоров |
10 |
Мне хорошо |
8 |
У меня хорошая отметка |
9 |
Самостоятельно сделал уроки |
7 |
Прибрал на столе |
11 |
Прибрал в комнате |
14 |
По-доброму общался с сестренкой |
6 |
Ласково разговаривал с бабушкой |
5 |
Вынес мусор |
17 |
Вывод:
5.Заключение
Проведенное в работе концептуальное осмысление проблемы исследования
указывает на то, что будущее современной школы и её начальной ступени в
условиях информационного общества неразрывно связано с процессом
компьютеризации обучения. Вместе с тем, сам по себе этот процесс не может
вывести образовательные системы на качественно новый уровень без
изменений методики и философии обучения. Как показал теоретический
анализ, прежде всего сегодняшняя школа должна перестать быть школой
запоминания и на деле стать школой развития.
Теория и практика внедрения компьютеров в процесс обучения
свидетельствуют, что компьютеризация образования должна идти под знаком
формирования информационной культуры как наиболее целесообразной
ориентации, отвечающей задаче подготовки личности к жизни в
информационном обществе.
Информация о работе Формирование культуры работы с информацией у младших школьников