Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:57, курсовая работа
Информационная культура личности выступает как одна из важных со¬ставляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодей¬ствовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека.
Реальность построения единого информационного пространства
современного общества вызывает ряд необратимых изменений
социокультурного, психологического порядка. Сегодня утверждается новый
тип культуры, в котором информация, занимая одно из главных мест в
жизнедеятельности людей, способствует формированию как материальной,
так и социальной среды жизни человека
Введение………………………………………………………………………2
1.Характеристика основных информационных источников на уроках и вне¬урочной деятельности………………………………………………………... 7
1.1.Наблюдение……………………………………………………………….. 8
1.2.Познавательное общение………………………………………………… 9
1.3.Чтение……………………………………………………………………... 10
1.4.Использование медиа ресурсов………………………………………….. 12
2.Условия развития информационных умений учащихся…………………. 13
2.1.Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся…. 16
2.2.Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации…………………………………………………………………….. 17
2.3.Доступность информационных ресурсов………………………………… 24
2.4.Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками………………………………………………25
2.5.Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с инфор-мационной средой……………………………………………………………… 27
2.6.Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности………………………………………………. 29
2.7.Повышение уровня познавательной самостоятельности школьникам… 31
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиография…………………………………………………………………
В рамках проектной деятельности на уроках и во внеурочное время могут
успешно использоваться такие формы общения, как интервью, опросы,
анкетирование.
Они уместны для организации общения:
- детей между собой;
- детей и взрослых ;
Освоение детьми форм делового общения в играх, беседах, диспутах
формирует у них вкус к обмену познавательной информацией, способствует
развитию умения слушать и слышать собеседник.
1.3.Чтение
Основным информационным источником в школе была и остается учебная
книга. В условиях развивающего обучения расширяется количество
источников, из которых черпаются учениками новые знания.
Вкус к самостоятельной работе с литературой познавательного характера
появляется у школьников в том случае, если инициатива по поиску книг как источников информации принадлежит им самим, а работа по изучению
дополнительных литературных источников детьми умело стимулируется и
поощряется учителем.
Следует заметить: если мы хотим, чтобы в условиях развития компьютерных
технологий дети не потеряли интереса к книге, вряд ли следует
противопоставлять компьютер и книгу с точки зрения их информационной
ценности.
Не будем забывать, что воспитание ребенка – это в значительной степени
воспитание его читательских вкусов и интересов.
Роль чтения-общения в становлении личности ребёнка-читателя.
Назначение чтения в жизни человека точно обозначено в определении
методиста В. А. Флерова «читать-мыслить, читать-жить». А чтобы было о
чём мыслить, что-то чувствовать, что-то взять из книги для себя, надо уметь
расслышать сказанное языком книги. В процессе чтения, по Н. Н.
Светловской, участвуют только два индивидуума: передающий свой опыт
говорящий и внимающий ему слушающий. Если читатель вслушивается и
вдумывается в «чужую» речь, запоминает сказанное, не искажая смысла,
представляет, переживает, критически оценивает то, что говорит книга-
собеседник, то это означает, что он вступает в процесс чтения-
общения. Чтобы методически правильно влиять на процесс включения
книги-собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и
разные книги-собеседники, доступные данному возрасту, а для
методического грамотногообучения детей чтению учитель должен знать
технологию учебно-воспитательной работы на уроках чтения.
Процесс формирования ребёнка-читателя должен идти на уровне
достижений современной науки, опираясь на законы формирования
читателя. Я согласна с Н. Н. Светловской в том, что учитель, который
организует процесс обучения детей чтению-общению, помогает
каждому ребёнку в меру его индивидуальных задатков и возможностей
«учить самого себя учиться читать». Но ориентироваться надо на
формирование у всех детей стремления всегда слушать и слышать
собеседника-книгу. Только это умение даст возможность выделить из мира
книг круг книг-собеседников для себя, т.е. тех, в ком читатель нуждается и
кого хочет слушать и слышать, так как их опыт ему необходим.
1.4.Использование медиа ресурсов
Использование медиа ресурсов: прессы, кино, телевидения, радио, видео – и
Аудиопродукции.
Формирование системы ценностей при взаимодействии ребенка с
информационной средой становится остроактуальной проблемой
общества, в том числе российского. Системное медиа образование в
начальной школе –вопрос будущего. Значит, уже в начальной школе следует
озаботиться не столько критикой негативной информации, которая
встречается в СМИ чаще, чем хотелось бы, а формирование достойных
информационных интересов, вкусов, потребностей, а так же развитием у
школьников умений выбирать нужную и полезную информацию в прессе, в
радио – и телепередачах, на электронных носителях, в Интернете.
Вкус к работе с информационными ресурсами проявляется:
-в стремлении искать необходимую информацию, используя для этого все
доступные источники;
-в наличии избирательного отношения школьника к информации в
соответствии с определившимися потребностями и предпочтениями;
-в самостоятельности суждений, в умении формулировать и отстаивать свою
точку зрения по поводу найденной информации.
Глава 2.Условия развития информационных умений учащихся.
2.1.Мотивация информационно-
Причина спада школьной мотивации:
1.Отношение ученика к учителю.
2.Отношение учителя к ученику.
3.Непонимание цели учения.
4.Страх перед школой.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность
учения школьника, которая
заинтересовать его.
На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной
стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не
значимы, но имеют достаточно
высокий уровень
Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся
необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и
умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с
желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь,
должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной
, полезной обществу
действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их
поведение не влияют.
В психологии известно достаточно много конкретных условий,
вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим
некоторые из них.
1.Способ раскрытия учебного материала.
Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных
явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый
способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и
действовать показанным способом. При таком раскрытие предмета есть
большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение
предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех
частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные
явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и
тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом
мотивировать положительное отношение к изучение данного предмета может
как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет
место мотивация процессом учения.
2. Отношение между мотивом и целью.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для
превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание
учеником своих успехов.
3.Проблемность обучения.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные
задания. Если учитель
делает это, то обычно
учащихся находятся на достаточно высоком уровне.
4. Коллективные формы работы.
Особенно важно сочетание сотрудничества с
учителем, и с учащимся. Все вместе взятое и приводит к формированию у
детей познавательной мотивации.
Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить
причины снижения учебной мотивации. А после проводится коррекционная
работа. Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию
причины, приведшей к низкому уровню мотивации.
Если это не умение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев.
Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания
умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых
звеньев необходимо провести их поэтапную разработку. При этом обучение
должно быть индивидуальным,
с включением учителя в
заданий с занимательным сюжетом. В процессе учитель должен отмечать
успехи школьника, показывать его продвижении вперед. Делать это надо
очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой
задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть
его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителя его возможностей.
Наоборот если учитель отметит успехи при решении сложной задачи, - это
вселит в него дух уверенности.
Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему понять
материал, успешно выполнить задание. Это приводит к удовлетворению от
выполненной работы. У
ученика появляется желание
на этом этапе работы.
Важны для ученика
например, при коррекции математических умений можно предложить
составить небольшой задачник. Ученик должен оформить обложку, написать
свою фамилию как
автора книги, а потом
соответствующего вида. Учитель оказывает необходимую помощь. Задачи,
составленные учеником, можно использовать при работе с классом. Как
правило, такая работа учителя позволяет изменить отношение ученика к
предмету, и к учению в целом. Разумеется, мотивация не всегда будет
внутренней. Но положительное отношение к предмету обязательно появится.
В заключение отметим, что в ряде случаев необходимо использовать
игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств
учения. Такой метод
применяется тогда, когда у
ребенка учение еще не стало
ведущей деятельностью, не
Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение
приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное
отношение к себе, что является показателем положительных мотивов
выполнения этой деятельности.
Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация
применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это
ослабляет внутреннюю мотивацию.
Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений
ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям
ребенка и быть значимыми для него.
Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого
процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В
классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного
уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями
ребенка в школе и на уроках.
Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен
являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения.
То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием
любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению,
высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким
самоуважением.
2.2.Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.
Проблема развития у школьников познавательной активности и
самостоятельности издавна привлекала внимание ученых. Её изучали такие
выдающиеся мыслители и
Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, А. Дистерверг.
Педагоги прошлого возлагали большие надежды на активные методы
обучения, на внесение в процесс обучения исследовательского начала, на
исключение догматики, формирование у учащихся мыслительных операций
(анализ, обобщение, группировку). Выступали против зубрежки и
схоластики в школе, за воспитание у школьников творческой активности.
По их мнению, процесс обучения должен служить всестороннему развитию
личности.
Информация о работе Формирование культуры работы с информацией у младших школьников