Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:57, курсовая работа
Информационная культура личности выступает как одна из важных со¬ставляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодей¬ствовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека.
Реальность построения единого информационного пространства
современного общества вызывает ряд необратимых изменений
социокультурного, психологического порядка. Сегодня утверждается новый
тип культуры, в котором информация, занимая одно из главных мест в
жизнедеятельности людей, способствует формированию как материальной,
так и социальной среды жизни человека
Введение………………………………………………………………………2
1.Характеристика основных информационных источников на уроках и вне¬урочной деятельности………………………………………………………... 7
1.1.Наблюдение……………………………………………………………….. 8
1.2.Познавательное общение………………………………………………… 9
1.3.Чтение……………………………………………………………………... 10
1.4.Использование медиа ресурсов………………………………………….. 12
2.Условия развития информационных умений учащихся…………………. 13
2.1.Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся…. 16
2.2.Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации…………………………………………………………………….. 17
2.3.Доступность информационных ресурсов………………………………… 24
2.4.Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками………………………………………………25
2.5.Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с инфор-мационной средой……………………………………………………………… 27
2.6.Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности………………………………………………. 29
2.7.Повышение уровня познавательной самостоятельности школьникам… 31
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиография…………………………………………………………………
Современная педагогическая теория и практика поддерживают и развивают
положительные аспекты в учениях педагогов прошлого. Например, в
учении Ж. Ж. Руссо рассматривают осуществление связей обучения с
жизнью, внесение поискового проблемного начала в учебный процесс как
важнейшего средства формирования у школьников стремлений и умений
самообразования (Закиров Г. С., Земскова Л. А.).
Анализируя деятельность зарубежных педагогов прошлого, можно сказать,
что они создали много ценного в разработке идей формирования у
школьников стремлений и умений самообразования, готовности к
активному самостоятельному познанию. Однако их прогрессивные для
своего времени идеи не могли получить практического осуществления.
Педагоги возлагали основные надежды на отдельные средства (на
исследовательские методы обучения; приемы совершенствования
содержания образования путем формирования у учащихся мыслительных
логических операций; на положительный пример самого учителя), которые
обычно рассматривались
И. Г. Пестолоцци одним из первых подошел к выводу о необходимости
рассмотрения и организации педагогического процесса как единого учебно-
воспитательного. Эта идея, которая "восходит" к современным концепциям
целостного подхода, главным образом, провозглашалась, декларировалась
великим педагогом".
"На рубеже ХVIII – XIX в. в. в России прогрессивная педагогическая мысль
развивалась в условиях
крепостнического
Официальная педагогика царской России изолировала учащихся от влияния
развертывающейся в стране общественно-политической борьбы,
ограничивая содержание образования, использовала догматические методы
обучения. В периодической печати того времени можно было прочесть о
том, что на школьной скамье не может быть и речи о самостоятельном
занятии наукой, а увеличение способностей учеников к самостоятельному
мышлению не может стать главной целью школьного обучения;
самостоятельность учащихся опасна и для школы и для общества и ведет
юношество к вольнодумию.
В гимназиях не ставилось задачи приобщения учащихся к чтению
дополнительной литературы, к использованию других источников
самостоятельного познания. "Правила" для народного просвещения не
разрешали, кроме руководств и книг, дозволенных гимназическим
начальством, никаких книг и рукописей иметь даже у себя дома. Эти
"Правила" ограничивали круг общения учеников: "ученики отнюдь не
должны составлять между собой и с посторонними лицами каких-либо
обществ или вступать в таковые, под опасением немедленного исключения
из учебного заведения".
Демократы этого времени пропагандировали необходимость общего и
политического самообразования, предлагали конкретные пути воспитания у
личности познавательной активности и самостоятельности, умений и
стремлений самообразования, высказывали идеи о необходимости
воспитывать наиболее ценные мотивы самостоятельного познания
учащихся – побуждения, основанные на непосредственном познавательном
интересе, вместо отрицательной мотивации вынужденности.
Прогрессивный педагог того времени А. И. Герцен видел цель образования
не в сообщении возможно большего количества знаний, а в воспитании у
школьников пытливости ума, любознательности, умений самостоятельно
работать. Среди источников самообразования учащихся А. И. Герцен
отводил особое место самостоятельному систематическому чтению
художественной и научной литературы.
Выделяется группа дидактов (Н. Г. Дари, И. Я. Лернер и д. р.), которые в
центре своего изучения ставят не организационную, а содержательную
сторону самостоятельной работы учащихся.
Специальному изучению подвергаются познавательные задачи, особенно
творческие (работы М. И. Махмутова, Д. В. Вилькеева). Делается попытка
разработать их классификацию, создать систему, обеспечивающую
воспитание творческой активности
и самостоятельности в
знаний".
Видно, что во все времена решение проблемы самообразования личности
было направлено на социальный заказ общества.
Сегодня педагогика имеет своей целью описание, объяснение, предвидение
результатов жизнедеятельности человека в системе образования,
призванной помочь ему "образовывать самого себя" на основе открываемых
ею законов.
Многие педагоги сегодня предлагают различные пути стимулирования
потребности в самообразовании у школьников. Педагоги замечают, что
основной проблемой сегодня является заформализованность обучения, так
как она сводит на нет естественность обучения, интересы личности,
выпадает из поля зрения её своеобразие. Бондаревский В. Б. говорит о том,
что "главной задачей должно стать не воспитание человека, способного
поступать правильно в тот момент, когда он находится под контролем
родителей, учителей и т. д., а человека, способного к внутреннему
самоконтролю, прекрасно понимающего значение самообразования и
самовоспитания, умеющего творчески и содержательно организовывать
свою жизнь. "
"В плане внедрения в процесс
учения самостоятельного
возможность поставить на реальную почву вопрос о подготовке учащихся к
самообразованию, ценой является работа Г. С. Закирова "Самообразование
школьников", которая посвящена решению задачи формирования
потребности в самообразовании через проблемное обучение.
Достаточно широко рассматривается проблема формирования у учащихся
умений самостоятельно
самообразование (работы И. А. Раковец, Н. Д. Ивановой), в связи, с чем
разрабатывается методика
познания, как умение составлять план, написать конспект вести рабочие
записи.
Все эти работы, безусловно, помогают в решении проблемы формирования
готовности учащихся к самообразованию, но не рассматривая в целом
самообразовательную деятельность познания, не в силах дать систему
подготовки к нему.
Т. е. сегодня различными педагогами предлагается множество решений
проблемы по формированию готовности школьников
самообразовательной деятельности, но до конца эта проблема еще не
решена.
Определение процесса самообразовательной деятельности школьников
По определению Громцевой А. К. "Самообразование школьника – это
целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником
познавательная деятельность,
необходимая для
образования".
Т. о. можно сказать о том, что самообразование является сложным и
многогранным процессом. К настоящему времени выделяется ряд
существенных признаков
Мы приведем признаки, охарактеризованные Редковец И. А. в ее книге
"Формирование у учащихся
общественно-ценностной
самообразования":
"Изучение процессуальной
стороны самостоятельного
самообразования показало, что если оно строится как сопутствующее
учению, то в этом случае учение определяет не только содержание
самообразования, но и его процесс. В условиях сопутствующих
самообразованию самостоятельное познание чаще всего является
неполным, поскольку отдельные его звенья реализуются в процессе учебной
работы. Поэтому протекает процесс познания, когда ученик приступает к
самостоятельному изучению вопросов, которые не изучаются в школе.
2.3.Доступность информационных ресурсов.
Результаты фундаментальных исследований - (60-80) процентов.
Проектная и технологическая документация - до 30-40 процентов.
Переход к
изучению конкретных
разработок в любой области открытые публикации становятся все менее
надежным источником информации. Они охватывают не более 10-30
процентов информации, полученной в ходе выполнения НИОКР. Это, как
правило, разрозненные данные, не позволяющие проводить необходимые
обобщения и реконструкцию истинных направлений разработок.
Прикладные исследования -(5-10) процентов.
Технологические процессы - (2-5) процентов.
Переход к оценке
и изучению производственно-
определяющих состояние и технологию промышленного производства
конкретных видов продукции, еще более снижает долю открытых
источников, которая не превышает 10-15 процентов.
По вопросам рынка и политики предприятий, фирм, исследовательских
групп и организаций и т.п. снижается до долей процента.
2.4. Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками.
Стержнем самостоятельности, как черты характера, является познавательная
самостоятельность. Познавательная самостоятельность в широком смысле
слова − это готовность школьника к самообразованию, это результат всей
учебно-воспитательной работы
в школе. Обобщённо можно
что в структуру познавательной
самостоятельности входят:
1. Знания, умения, навыки.
2. Способности, организованность.
3. Мотивы учения (ведущий из которых − познавательный интерес).
4. Научное мировоззрение.
5. Высокие моральные качества
личности.
Некоторые дидакты рассматривают познавательную
самостоятельность не
только в широком, но и в узком смысле слова. Например, Т.И.Шамова
указывает на то, что познавательной самостоятельностью школьника
является такое качество его личности, как готовность своими силами вести
целенаправленную
личности определяется следующими
органическим единством сторон:
1. Побудительный (мотивы самостоятельного
учения);
2. Содержательной (опорные знания);
3. Технической (методы познавательной деятельности).
Информационные и
применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной
деятельности школьников, в организации досуга учеников.
Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом
образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и
руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как
правило, состоит из трёх основных компонентов:
-внеучебной деятельности школьников,
-внеучебной работы учителей со школьниками,
-системы управления внеучебной деятельностью.
Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы
общего среднего образования внеучебная деятельность - неотъемлемая
часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая
деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и
чаще всего зависит от собственного выбора школьника.
Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной
деятельности школьников необходимо организовать:
-проведение и консультирование проектной деятельности;
-доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их
-применении школьникам, учителям и сотрудникам школ
(познавательная и развивающая деятельность учащихся);
-внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки,
-предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие
формы воспитательной работы и деятельности по социализации
личности школьников и т.д.);
-работу школьных средств массовой информации с применением
средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты,
-журналы, видео, оформление кабинетов)
-досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб
-программистов, Интернет-клуб, "компьютер для младших
-школьников", клуб компьютерных презентаций, компьютерный
-шахматный клуб и пр.).
2.5.Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой.
«Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной
Информация о работе Формирование культуры работы с информацией у младших школьников