Формирование культуры работы с информацией у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Информационная культура личности выступает как одна из важных со¬ставляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодей¬ствовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека.
Реальность построения единого информационного пространства
современного общества вызывает ряд необратимых изменений
социокультурного, психологического порядка. Сегодня утверждается новый
тип культуры, в котором информация, занимая одно из главных мест в
жизнедеятельности людей, способствует формированию как материальной,
так и социальной среды жизни человека

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
1.Характеристика основных информационных источников на уроках и вне¬урочной деятельности………………………………………………………... 7
1.1.Наблюдение……………………………………………………………….. 8
1.2.Познавательное общение………………………………………………… 9
1.3.Чтение……………………………………………………………………... 10
1.4.Использование медиа ресурсов………………………………………….. 12
2.Условия развития информационных умений учащихся…………………. 13
2.1.Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся…. 16
2.2.Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации…………………………………………………………………….. 17
2.3.Доступность информационных ресурсов………………………………… 24
2.4.Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками………………………………………………25
2.5.Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с инфор-мационной средой……………………………………………………………… 27
2.6.Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности………………………………………………. 29
2.7.Повышение уровня познавательной самостоятельности школьникам… 31
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиография…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Formirovanie_kultury_raboty_s_informatsiey_u_ml.docx

— 207.18 Кб (Скачать файл)

Категория информационной культуры трактуется в выполненной работе как 

некая переходная и своеобразная мета-культура в силу того, что овладение 

ею выступает как закономерный переходный этап, необходимый для

продвижения личности к общечеловеческой культуре в условиях

информатизации общества. В этой связи, формирование информационной

культуры требует построения мета-образовательной парадигмы и методики

обучения на базе широкой  и углубленной интеграции образовательных

программ и дисциплин  обучения в логике развивающего обучения на основе

утверждения междисциплинарного подхода и межпредметных связей в

образовательном процессе. И в этом плане сущностное назначение

компьютера, как утверждается в настоящем исследовании, состоит  в том,

чтобы служить эффективным  подспорьем и средством такой  интеграции уже 

на этапе начального образования, а не уводить учебный процесс  в качестве

самоцели в тень «экранного образования».

Контрольно-оценочные действия, в нашем понимании, – наиболее сложны для овладения ими младшими школьниками, и наиболее редки в  учебных заданиях (используются, как правило, только на уроках литературного чтения), так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Однако именно самостоятельность, умение аргументировать, доказать являются ценными умениями для школьников в рамках действующего в современном образовании системно-деятельностного подхода к обучению. Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Эти умения – залог успешного восприятия информации вне школы, в жизни.

 

6.Библиография

1.Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. -3-е изд., испр., – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2044. – 368 с.

2.Барышева О.В. Угрожает  ли Интернет существованию библиотеки?// Библиография. – 2002. – С. 3-13.

3.Дубинина В.В.  Информатика  для малышей: Методическое пособие  «Уроки развития» в начальном  звене. 1993. – 104 с.

4.Дьюи Д. Школа и  общество / - М.: Изд. «Работник просвещения», 1925. – 126 с.

5. http:/www.ignatovka.ru/?artid=96/ .  Как стимулировать детское чтение?

6.Плешаков А.А. Мир вокруг  нас: Учеб. Для 1 кл. нач. шк./ - 8-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 125 с.

7.Половникова А.В. о  системе воспитания познавательной  самостоятельности школьников // Сов. Педагогика. – 1970. - №5. – С. 76-83.

8.Савенков А.И. Методика  исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007.

9.Салевко Г.К. Современные  образовательные технологии: Учебное  пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 253 с.

10. Соколова Т.Е. Информационная  культура младшего школьника  как педагогическая проблема: Издательский дом «Федоров», 2007. – 32 с.

11.Соколова Т.Е. Информационно  - поисковые умения. Издательский  дом «Федоров» 2007. – 64 с.

12. Шишова А,А. метод проектов как средство экологического воспитания младших школьников // Сборник научных сетей: В 2 ч.: Ч. 2.  –Мурманск: МОИПКРО, 2006.

13. Анисимова И.В. Особенности  компьютерной культуры учащейся 

молодежи в современной  России: социологический анализ // Автореф. дис.

канд. со-циол. н . Екатеринбург, 2004. - 16с

14.  Вохрышева М.Г. Информационная культура в системе

культурологического образования  специалиста // Проблемы

информационной культуры: Сб.статей. М.: 1994. - С. 117-124

15.Каракозов С.Д. Информационная  культура в контексте общей   теории   культуры   личности //   Педагогическая информатика, 2000. -№ 2.- С. 53-68.

16.Примерная основная  образовательная программа образовательного  учреждения. Начальная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2010.

 

 

 


Информация о работе Формирование культуры работы с информацией у младших школьников