Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучение особенностей формирования словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объектом исследования словообразования у детей дошкольного возраста, имеющих ОНР
Предметом исследования: является процесс формирования словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Современные представления о проблеме овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в процессе онтогенеза……………………………………………………………………7
1.1 Теоретический взгляд на формированиеие словообразовательных умений у старших дошкольников…………………………………………………
1.2 Формирование словообразовательных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи ………………………………………………………37
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по формированию словообразования у детей 5-6 лет с ОНР……………………………….46
2.1. Изучение особенностей словообразования у старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………………………46
2.2. Формирование словообразования умений у старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………………………. ..53
2.3. Динамика развития словообразовательных стороны речи у старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………68
Список литературы……………………………………………………………...70

Файлы: 1 файл

formirovanie_slovoobrazovaniya.docx

— 124.14 Кб (Скачать файл)

Инструкция :  детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение.

Количество набранных баллов соответствует количеству точно определенных неправильных словоформ.

Задание №6. «Игра со словами»

Цель: умения образовывать слова :

а) с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ)

б) путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное).

Описание  тестовых заданиях приводится в приложении Г.

 

схема оценки уровня выполнения задания:

«низкий» -1балл;

«недостаточный» - 2балла;

«удовлетворительно» - 3

«хороший»- 4

      По всем критериям  и признакам в результате обследования  ребёнок получает от 0 до 12 баллов. И на основе полученных баллов  делается вывод об уровне сформированности  словообразовательной  стороны речи.

12 – 8 баллов – высокий уровень

7 – 4 балла – средний уровень

3 – 0 баллов – низкий уровень

 

          В эксперименте  приняли участие дети 5-6 лет логопедической  группы №5  в личных делах, которых (по итогам обследования в условиях психолого - медико-педагогической консультации) имелось заключение о наличии общего недоразвития речи, третий уровень речевого недоразвития (по классификации Р. Е. Левиной)[27].

Большинство детей доброжелательны и эмоциональны, очень быстро и легко вступили в контакт. Трудности в общении возникли только с двумя детьми, крайне неохотно вступал в контакт в силу своей неуравновешенности, общего негативизма. Задание, которое предлагалось детям, было достаточно понятным. Дети с интересом приступили к его выполнению. Следует, однако, отметить, что некоторые задания вызвали у части детей затруднения.

В ходе первого эксперимента, по методике «Обследование умение словообразования», были выявлены следующие результаты  см. Приложение В.

   На основе данных результатов мы расположили испытуемых по уровням представленные в таблице 2.

                                                                         

  Таблица 2- Распределение испытуемых по уровням 

 

                                                                                                           в процентах

Уровень

Группы

Контрольная

Экспериментальная

Этап

Этап

Констатирующий

Констатирующий

Высокий

6,6

5

Средний

35

31,6

Низкий

55

56,6


 

   

 

    Из таблицы видно, что 6,6 % детей контрольной группы получили    высокий результат. Они самостоятельно справились с заданиями      

  Дети  экспериментальной группы справились  с заданием хуже, хотя двое  из них показали высокий результат. Данный процентный разброс можно охарактеризовать индивидуально типологическими особенностями детей. Отдельные, единичные трудности у детей возникали лишь при выборе нормативного варианта из пары слов « кошкин - кошачий». Этот факт можно, на наш взгляд объяснить устоявшимся речевым стереотипом, заимствованным из детской литературы « Кошкин дом».

В каждой группе допускались грубые ошибки– 70%. Особые затруднения у них возникали затруднения употреблять в речи существительные с суффиксам. Выполняя, задание они не проявляли большого интереса, не пытались исправить собственные ошибки. Несмотря на трудности, которые возникли у детей, 35 % из них показали средний результат.

У многих детей задание вызвало затруднение. Некоторые не сразу смогли приступить к заданию. Часть детей объясняло своё молчание так: «Я не знаю», «Я не могу сказать». Некоторые дети, показавшие средний уровень выполняли задания, но только после неоднократного демонстрирования образца.  Они с усилием исправляли допущенные ошибки, самостоятельно не могли справиться с заданием, повторные инструкции были неэффективны.

         В целом, по данным эксперимента, в уровне  умения словообразовательной стороны  речи у детей обоих подгрупп  значительных изменений нет, хотя  в экспериментальной группе детей  с низким уровнем больше. В  двух группах с самого начала  выделились дети, отличающиеся от  других своими способностями. 

    Итак, в ходе исследования словообразования  были выявлены ошибки, характерные для детей обеих групп :

1. Замена суффиксов. Дети получали неологизмы при помощи различных нормативных суффиксов. Для окказионализмов они часто использовали суффиксы «н» и «ов», имеющие высокую активность в этой модели. В ряде случаев испытуемые употребляли суффикс «н» там, где требовался «ов», и наоборот, вместо «н» использовали «ов» («грибной» - «грибовый», «березовый» - «березный», «фарфоровый» - «фарфорный»).

а) наложение суффиксов. Например, «черничный джем» - «чернивный», «грибной суп» - «грибиновый». Возникновение этой ошибки объясняется тем, что ребенок здесь как бы усиливает качественную оценку предмета, объекта или явления, либо, напротив, подчеркивает лишь частичную ее выраженность.

б) отсутствие суффикса. Например, «сосновая шишка» - «сосная», «вишневое варенье» - «вишное», «ножницы из металла» - «металые».

2. Нарушение акцентуации. Они сохраняли  ударение, характерное для мотивирующего  слова, например, «кленовый», «пуховая».

3. Образование  неологизмов при  помощи ненормативных суффиксов. Например, крыша «из соломы» - «соломта», занавеска «из ситца» - «сическая», «сичная», ножницы «из металла» - «металовичи»;

4. Лексические замены. Наблюдались  замены слов как близкие по  семантике («пуховая подушка» - «пушистая»), так и далекие («металлические  ножницы» «меховые»);

5. Использование приставки. Например, «грушевое варенье» -«игрушеновое  варенье»;

6. Неправильный выбор основы мотивирующего  слова. При верном выборе корневой  морфемы дети с ОНР образовывали  прилагательные при помощи продуктивных  суффиксов для данной словообразовательной  модели. Например, «шишка ели» - «шишковая».

7. Единичные  случаи неправильного выбора  мотивирующего слова с ненормативным  словообразованием. Например, «горка  из снега» «снегопадная». 

Таковы результаты проведённого нами констатирующего эксперимента с детьми  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как видно из количественных и качественных характеристик проведённых нами исследований, уровень  словообразовательной стороны речи  изучаемой категории детей остаётся достаточно низким. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо проводить систематические занятия по формированию и развитию  данного процесса для дальнейшего полноценного и гармоничного развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирование словообразовательных умений у старших дошкольников с ОНР

(формирующий этап).

 

  С учетом теории и результатов констатирующего  эксперимента нами была разработана программа формирования навыков словообразования на материале родственных слов. Предложенная система дидактических игр и упражнений используются на фронтальных занятиях по формированию лексика - грамматического строя речи.При подборе упражнений учитывались возрастные особенности дошкольников с ОНР. В основу данной работы легла методика, предложенная авторами: Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В.[26] Пылаева Н.М., Ахутина Т.В [32]. Задачами данной работы являются: уточнение значений родственных слов, выделение морфем в словах и соотнесение их со значением, морфологический анализ слова

      Разрабатывая программу развития словообразования речи у детей с ОНР,  мы придерживались следующих принципов:

              1.) Деятельный принцип. Неслучайно нами были выбраны игры, так как в игре дети учатся полноценному общению. Игровая деятельность детей характеризуется синкретичностью, так как содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное.  Нет таких детей, которые бы не интересовались игрой. А интерес – важнейший стимул к расширению кругозора детей, приобретению знаний. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития, а творческая активность наилучшим образом формируется в деятельности.

          2).  Принцип активности ребёнка. Игра,  как раз та среда, через которую ребёнок учится применять творческое решение. Игра даёт возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартность мыслить, быть более уверенным в своих силах и возможностях.

          3). Принцип  последовательности. Последовательность игр неслучайна. Игры представлены с постепенным усложнением, от более простых - к более сложным.

          4). Принцип  индивидуального подхода и учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

         5). Принцип  отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции.

.

       Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Предложенная система дидактических игр и упражнений используются на фронтальных занятиях по формированию лексика - грамматического строя речи. Продолжительность одного занятия 20-25 минут.

 

 Программа формирования словообразовательной стороны речи состоит из  III этапов:   I этап – Подготовительный.

                II этап – Основной.

                III этап – Заключительный.

        На подготовительном этапе, одним из важных направлений в работе с детьми ОНР, является воспитание у детей речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, следует создавать как можно больше игровых ситуаций. Вначале проводятся игры активизирующие слуховое ощущения и слуховое внимание ребёнка.

  • Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.
  • Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».
  • учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных.
  • Материал, используемый для формирования словообразования у дошкольников, условно можно разделить на три группы.

1 группа - предметные  картинки на идентификацию зрительных  изображений. Этот комплекс позволяет  решать общие задачи развития  зрительно-предметного восприятия.

2 группа - материал, направленный на воссоздание  целостного образа из частей.

3 группа - «зашумленные»  картинки.

Весь наглядный материал должен подбираться по принципу от простого к сложному. Не следует одновременно усложнять его задачами на формирование словообразования и восприятия.

Например, при знакомстве с темой «Мебель» детям вначале предлагается назвать реалистические изображения предметов, чтобы уточнить их зрительный образ, установить связь со словом. Затем играют в игру типа лото, которая заключается в подборе к контурным или теневым реалистических изображений предметов. Одновременно можно решить грамматические задачи, например, назвать эти предметы ласково: стул - стульчик, диван - диванчик, шкаф - шкафчик.

 

На втором, основном этапе,   Цель этого этапа работы с детьми было знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей.

       На этом этапе  важно научить детей ориентироваться  в структуре слов на основе  таких критериев, как длина слогового  контура и звукового сходства

(похожесть по звучанию) пар родственных  слов. Для этого использовался  приём парного сопоставления  производящего и производного  слова, которые сопровождаются сравнением  (по обозначению) данных слов: сад  – садовник, двор – дворник  и т.п.

       Подбирая исходные  и производные слова в пары, соблюдались следующие условия:

- наличие между словами семантической  разницы (двор – дворник и т.п.);

- использование продуктивных словообразовательных  моделей: суффиксальной для существительных  и прилагательных, префиксальной  – для глаголов;

- подбор слов, имеющих четкие  границы членимости (пожар - пожарник);

- при контекстном определении  однокоренные слова должны располагаться  в минимальной удаленности по  тексту (в рамках одного предложения).

         Вторая  цель - формирование навыков образования  производных слов.

        На данном  этапе дети учились находить  однокоренные слова в контексте  и выделять в них корневые  основы.

        Работа велась  индивидуально и в малых подгруппах (2 – 3 человека).

    Цель третьего этапа ( заключительный) работы - закрепление навыков осознанного образования производных слов.

         На этом  этапе решались задачи:

- закрепление навыков подбора  производных слов по знакомым  словообразовательным моделям;

Информация о работе Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР