Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучение особенностей формирования словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объектом исследования словообразования у детей дошкольного возраста, имеющих ОНР
Предметом исследования: является процесс формирования словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Современные представления о проблеме овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в процессе онтогенеза……………………………………………………………………7
1.1 Теоретический взгляд на формированиеие словообразовательных умений у старших дошкольников…………………………………………………
1.2 Формирование словообразовательных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи ………………………………………………………37
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по формированию словообразования у детей 5-6 лет с ОНР……………………………….46
2.1. Изучение особенностей словообразования у старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………………………46
2.2. Формирование словообразования умений у старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………………………. ..53
2.3. Динамика развития словообразовательных стороны речи у старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………68
Список литературы……………………………………………………………...70

Файлы: 1 файл

formirovanie_slovoobrazovaniya.docx

— 124.14 Кб (Скачать файл)
  • замена суффиксов.
  • наложение суффиксов
  • отсутствие суффикса.
  • Нарушение акцентуации.
  • Образование  неологизмов при помощи ненормативных суффиксов.
  • Лексические замены.
  • Использование приставки.
  • Неправильный выбор основы мотивирующего слова.
  • Единичные случаи неправильного выбора мотивирующего слова с ненормативным словообразованием.     

Нами была разработана система работы над родственными слова, которые включали в себя дидактические игры и упражнения по использованию основных словообразовательных моделей.

 

       Контрольный эксперимент показал. Что изменились количественные и качественные показатели. Основная масса детей перешла, на высокий уровень исчезли ошибки: умения образовывать слова, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования, вырос уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, умения употреблять в речи наименования предметов посуды.

     Наиболее часто встречающиеся ошибки: дети с ОНР хуже образовывали притяжательные прилагательные, чем качественные и относительные, хотя принадлежность осознается дошкольниками раньше других значений. Причину трудностей в данном случае можно объяснить, прежде всего, тонкой семантической противопоставленностью словообразовательных аффиксов этих прилагательных, выражающих принадлежность либо к индивиду (суффикс «ин»), либо к классу (суффикс «й»), а также большим количеством чередований при словообразовании. В ряде случаев дети сохраняли правильную основу производного слова, но образование притяжательных прилагательных с суффиксом «й» осложнялось добавлением «лишнего» суффикса («медвежее», «лисичья»).

      Это свидетельствует  о том, что выдвинутая нами  гипотеза: можно предположить, что целее направленная работа, направленная на образование родственных слов, позволяет повысить, уровень сформированности словообразовательных умений у детей старше  дошкольного возраста с ОНР подтверждается.

Таким образом, предложенная нами система работы над родственными слова позволило повысить уровень сформированности  умений словообразования у детей  с ОНР.

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку / под ред. А. А. Леонтьева, -  М. : Просвещение, 1998. – 123 с.

2. Алексеева,  М. М. Методика  развития  речи  и  обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400с.

3. Арутюнова, Н. Д. О понятии системы словообразования /  Н. Д. Арутюнова   // Филологические науки. - 1960. - №2. – C. 6-9.

4. Арушанова, А. Г.  Развитие речи детей  / А. Г. Арушанова  //  Дошкольное воспитание. – 1988. - №7. – С. 70.

5. Арушанова, А. Г. Игра,  ее  значение  в  развитии  речи / А. Г. Арушанова  //Дошкольное воспитание. – 1986. - №3.  – С. 4.

6. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи дошкольников : некоторые итоги исследования / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1997. – №2  – C. 32.

7. Арушанова, А. Г. Развитие речи и игра / А. Г. Аршунова  // Дошкольное воспитание. - 1994. - №1 -  С. 35.

8. Бондаренко А. К.   Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 160с.

9. Бондаренко, А. К.  Словесные игры в детском саду / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение,  1974. – 143с

10. Бочкарева,  Л. И. О  проблемах  дидактической   игры / Л. И. Бочкарева //   Дошкольное воспитание. – 1987. - №7 – С. 45.

11. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая. – М. :Просвещение, 2002. – 256 с.

12. Белобрыкина, О. А.  Речь и общение : Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль :  Академия развития, 1998. – 64 с.

13. Берменд, И. Е.  Игра как феномен сознания : пособие для логопедов / И. Е. Берменд. - Кемерово :  Альф,  1992. – 132 с.

14. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. - 2004. - № 1. - C.34-40.

15. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи   / И. Т. Власенко.  - М. : Педагогика, 1990.

16. Волкова, Е. Ф. Статистические методы экспериментальной психологии : Практическое руководство / Е. Ф. Волкова. – Новосибирск. : НГПУ, 2003.

17. Гвоздев, А. Н.  Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Педагогика, 1961.

18. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция / под ред. Л. П. Григорьева. - М. : ИКЦ, 2002.

19. Дьяченко,  О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В Лаврентьева. - М. : Педагогика, 1984. -  104с.

20. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) :  Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименко. -  2-е изд.,  перераб. - М. : Просвещение, 200. – 254с.

21. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : Учеб пособие / Н. С. Жукова. - М., 1994.

22. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская. - М., 1973.

23. Игры в логопедической работе с детьми / Сост. В. И. Селиверстов. – М., 1987.

24. Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика дошкольников  / Р. А. Кирякова. –СПб :  Речь, 2002.

25. Кубрякова, Е. С. Что такое словообразование / Е. С. Кубрякова. – М., 1965.

26. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова. – СПб., 2001.

27. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина  // Специальная школа.  1967. - №2 - С. 122

28. Лопухина, И. Логопедия : 550 занимательных упражнений по развитию речи / И. Лопухина.  – М. : Аквариум, 1995.

29. Менджерицкая, Ю. В. Воспиталелю о детской игре / Ю. В. Менджерицкая. - М., 1982г.

30. Микляева, Н. В. Диагностика Языковой способности у детей дошкольного возраста / Н. В. Микляева. - М. : Просвещение, 2006. - 96с.

31. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. – М. : Просвещение, 1991.

32. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей : Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новотворцева. – Ярославль : Гринго, 1995.

33. Пылаева, Н. М. Методика коррекционной работы при дефектах развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет  // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств / Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина. – М. :  2003.

34. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателей детских садов /  под ред. Т. М. Сохина. - М. : Просвещение, 1976г.

35. Сорокина, А.  Дидактические игры в детском саду / А. Сорокина. - М. :  Просвещение,  1982. – 103с.

36. Тюрикова, И. П. Роль  дидактических  игр  и  упражнений  в  формировании грамматического строя речи / И. П. Тюрикова // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2 – С. 20.

37. Тюрикова,  И. П    Дидактические  игры  и  развитие  речи / И. П. Тюрикова //  Дошкольное воспитание. – 1988 - №4 – С. 33.

38. Ушакова, О. С.  Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова – М. : Академия,  2001. – 240с.

39. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шадрина, Л. А. Колунова, Н. В. Соловьева, Е. В. Савушкина. – Изд-во Творческий центр «Сфера», 2004. – С.80

40. Цейтлин  С. Н. Ранние стадии усвоения морфологии // Проблемы детской речи-1996: Материалы  межвузовской конференции / под ред. С. Н. Цейтлин (ответственный редактор), М. Б. Елисеевой, Т. А. Кругляковой. – СПб.: Российский государственный педагогический университет.

41. Шахнарович, А. М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке : язык и порождение речи / А. М. Шахнарович. – М. : Наука, 1991. - 185-220с.

42. Шахнарович,  А. М. Особенности образования производных слов в детской речи // Теоретические аспекты деривации /  А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева - Пермь, 1982.

43. Эльконин, Д. Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста / под ред., Д. Б. Эльконина. –  

 

                                                                             

 

 



           

                                                                        


Информация о работе Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР