Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 20:59, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучение особенностей формирования словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объектом исследования словообразования у детей дошкольного возраста, имеющих ОНР
Предметом исследования: является процесс формирования словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Современные представления о проблеме овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в процессе онтогенеза……………………………………………………………………7
1.1 Теоретический взгляд на формированиеие словообразовательных умений у старших дошкольников…………………………………………………
1.2 Формирование словообразовательных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи ………………………………………………………37
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по формированию словообразования у детей 5-6 лет с ОНР……………………………….46
2.1. Изучение особенностей словообразования у старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………………………46
2.2. Формирование словообразования умений у старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………………………. ..53
2.3. Динамика развития словообразовательных стороны речи у старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………68
Список литературы……………………………………………………………...70
- закрепление навыков
Лексический материал
Цикл, предлагаемых упражнений,
по овладению детьми
план
Подготовительный этап
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
1. Игра «Один - много».
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.
2. Игра «Лови и называй».
Логопед: Я буду бросать мяч, и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
3.Игра «Кто у кого?»
Цель: учить образовывать названия детенышей зверей.
4. Игра «День рожденья Пуха»
Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.
5. Игра «Что из чего, какое?».
Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.
Основной этап
Цель - этого этапа работы с детьми было знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей.
– формирование навыков образования производных слов.
На этом этапе важно научить детей ориентироваться в структуре слов на основе таких критериев, как длина слогового контура и звукового сходства
(похожесть по звучанию) пар родственных
слов. Для этого использовался
приём парного сопоставления
производящего и производного
слова, которые сопровождаются
Подбирая исходные и производные слова в пары, соблюдались следующие условия:
- наличие между словами
- использование продуктивных
- подбор слов, имеющих четкие границы членимости (пожар - пожарник);
- при контекстном определении
однокоренные слова должны
Первый этап работы был реализован на индивидуальных занятиях и на занятиях в малых подгруппах (2 – 3 человека) в подгруппе.
На первом
этапе я предлагала детям
«Какое слово длиннее?»
С использованием картинок (двор – дворник, снег – снеговик, гриб – грибник и другие слова).
С помощью вопросов уточнялось значение этих слов, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее.
«Графическое написание слов»
Предлагалось ребёнку две картинки, например, лес – лесник, объяснялось значение этих слов, а затем ребёнок называет длинное слово, его обозначают длинной полоской, соответственно короткое слово – короткой полоской.
Детям объяснялось, что слова звучат, похоже, потому что в них есть одинаковый по звучанию «кусочек» слова. Сопряжено проговариваются пары слов, интонационно выделяя корень. Уточняется, какой «кусочек» слова звучит похоже - в начале или в конце слова? Затем вместе с ребёнком заштриховываем полоски: короткую целиком, а длинную – только начало.
Важно проговорить: «Закрашиваем «кусочек» слова, который звучит, похоже».
«Лото»
Предлагалась
ребёнку одна большая карточка,
разделенная на две части. В
левой половине карточки
Задание. Выбери из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положи эту карточку.
1. Лексическая тема "Семья".
Цель: учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
2. Лексическая тема: "Домашние животные".
Цель: познакомит детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов; учить образовывать однокоренные слова, с помощью суффиксов "ик", "ищ".
3. Лексическая тема: "Дикие животные".
Цель: продолжать знакомить с родственными словами; упражнять в навыках образования названий диких животных.
4. Лексическая тема "Посуда".
Цель: продолжать упражнять в навыках словообразования; учить образовывать слова с помощью суффикса "ниц"- в значении вместилища (посуда).
5. Лексическая тема: "Зима".
Цель: совершенствовать навыки словообразования; способствовать самостоятельному подбору однокоренных слов.
На данном этапе дети учились находить однокоренные слова в контексте и выделять в них корневые основы.
Вот основные приёмы работы:
- выделение родственных слов из контекста; знакомство с понятием «родственные слова»;
- подбор родственных слов по вопросам;
- составление цепочки
- нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов;
- определение общей части
Для решения данной задачи, использовались различные игры и игровые упражнения.
Заключительный этап
Цель: Цель третьего этапа работы - закрепление навыков осознанного образования производных слов.
На этом этапе решались задачи:
- закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям;
- закрепление навыков
Содержание данного этапа реализовывалось в индивидуальной работе или в работе с малыми подгруппами (2 – 3 человека).
Лексический
материал подбирался в
Наряду с уже известными детям заданиями второго этапа, включались новые упражнения:
- объясни, почему
так называется? (В работе со
сложными словами, образованными
путём соединения корневых
- придумай одно слово вместо двух (словообразование на основе сложения слов);
- припомни родственные слова к заданному слову;
- самостоятельный подбор родственных слов к заданному слову;
- работа с ребусами
Использование
в коррекционном процессе
Целью контрольного эксперимента было выявление общего уровня словообразования в экспериментальной группе по сравнению уровнем словообразования на момент констатирующего эксперимента.
Результаты психологического исследования детей вносились в заранее заготовленные протоколы представленные в Приложении Е,Ё
В ходе анализа эксперимента были получены следующие результаты, представленные в таблице 3 (приложение Ж)
На основе данных результатов мы расположили испытуемых по уровням представленные в таблице 4.
Таблица 4 – Распределение испытуемых по уровня
в процентах
Уровень ВПД |
Группа | |||
Экспериментальная |
Контрольная | |||
Этап |
Этап | |||
Констатирующий |
Контрольный |
Констатирующий |
контрольный | |
Высокий |
5 |
38.3 |
6,6 |
10 |
Средний |
31,6 |
48.3 |
35 |
33.3 |
низкий |
56,6 |
13.3 |
55 |
53.3 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что на момент контрольного эксперимента основная часть детей (38,3%) в экспериментальной группе имеют высокий уровень, 48,3% - имеют средний уровень. И лишь 13% имеют низкий уровень.
Часть детей показала высокий уровень, но остались дети и с низким уровнем. У детей не зафиксированы ошибки: умения образовывать слова, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования, вырос уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, умения употреблять в речи наименования предметов посуды.
Многим детям из контрольной группы требовалась активная помощь взрослого, но, не смотря, на это они неверно воспроизводили, образец. Часть детей справлялась с заданием правильно, но только после нескольких проб, после демонстрирования образца. Когда в экспериментальной группе дети наоборот справлялись заданиями лучше и без помощи взрослого.
В целом по данному эксперименту можно сказать, что развитие детей контрольной группы несколько ниже, чем экспериментальной. И чтобы подтвердить, это необходимо проследить динамику продвижения испытуемых по проведённым методикам. Для этого необходимо соотнести результаты всех экспериментов по следующей шкале, которые вместе с обобщёнными данными. Указанное различие наглядно иллюстрируем в приведенной диаграмме
Анализ ответов позволил выделить следующие типы ошибок:
Контрольный эксперимент показал, что изменилось количество, основная масса детей перешла на высокий уровень. Исчезли ошибки, а это свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза: что целее направленная работа, направленная на образование родственных слов, позволяет повысить уровень сформированности словообразовательных умений у детей старше дошкольного возраста с ОНР, подтверждается.
Заключение
Проведённое исследование, посвящённое одной из центральных методических проблем – формирования у детей с общим недоразвитием речи словообразовательных умений и навыков, имеет особую значимость для теории и практики логопедии. Эта значимость обусловлена тем, что несформированность первичных базовых операций существенно тормозит способность к обобщению однородного лексического материала и установлению внутри него отношения формального сходства и семантического отличия, что в конечном итоге отрицательно сказывается на развитии этих детей.
Результаты констатирующего этапа показал, что дети имеют низкий уровень сформированности словообразования. Возникали трудности на этапе включения в задания. Некоторые не сразу смогли приступить к заданию. Часть детей объясняло своё молчание так: «Я не знаю», «Я не могу сказать», самостоятельно не могли справиться с заданием, повторные инструкции были неэффективны.
Для всех испытуемых были характерны следующие ошибки:
Информация о работе Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР