Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:04, автореферат
Согласно школьной программе по физическому воспитанию дети во время занятий физической культурой должны развивать физические качества и приобретать различные двигательные навыки. Как правило, эти навыки отражают специфику вида спорта, включенного в программу по физическому воспитанию.
Особенность школьной образовательной программы состоит в наличии в ней обязательной и вариативной частей. Вариативная часть содержания программного материала связана с региональными и национальными особенностями, и время на ее освоение определяют местные органы образования. Другую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы.
Структура и объем диссертации. Диссертация написана по общепринятой схеме и состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографии и приложения. Материал изложен на 165 страницах, иллюстрирован 20 таблицами и 20 рисунками. Библиография состоит из 240 источников, 25 из которых - работы зарубежных авторов.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как на суше, так и в
воде особое внимание уделялось функции
дыхания, увеличению ЖЕЛ, задержке дыхания
на вдохе. Фиксация плоской кисти
при выполнении различных упражнений
способствовала правильному освоению
водно-опорных навыков. Развитие способности
чередования напряжения с расслаблением
мышц способствовало приобретению умения
одновременно напрягать мышцы работающей
конечности и расслаблять мышцы
неработающей. Координация движений,
воспроизведение специальных
Продолжительность выполнения отдельных упражнений колебалась в зависимости от степени овладения техникой данного упражнения и уровня развития физических качеств и двигательных умений у занимающихся. В течение этого этапа выполнялись только упражнения из комплекса упражнений для развития базового навыка плавания; чтобы избежать монотонности занятий, менялась последовательность выполнения упражнений и их дозировка. По окончании педагогического эксперимента у испытуемых оценивались и сравнивались свойства тела в воде и способность удерживаться на плаву с помощью водно-опорных движений в горизонтальном и вертикальном положении (таблица 1).
Таблица 1
Показатели Контрольная группа ^"критерий Стьюдента Экспериментальная группа
Х±/я а а
Специальные тесты в воде
Проба Штанге в воде, с 13,76 ±0,81 3,55 4,08 20,66 ± 1,48 6,47
Обтекаемость (скольжение), см 246,22 ±9,64 42,03 2,75 284,93± 10,25 44,69
Показатели развития физических качеств
Кистевая динамометрия, кг 13,20 ± 1,02 4,46 0,08 13,30±1,11 4,84
ТМУ, % 4,50 ±0,21 0,91 3,50 5,40±0,20 0,89
Гониометрия голеност. сустава, град. 54,70 ± 2,02 8,82 0,19 55,10±1,96 8,56
Удержание тела на плав1 Ч с помощью опорных движений, с
в вертикальном положении; без дыхания 20,13±2,20 12,46 3,10 32,71±3,4 10,30
в горизонтальном положении; без дыхания 6,30±1,24 5,42 1,86 9,82±1,42 6,18
в вертикальном положении с выдохами в воду 18,16±2,10 9,24 3,12 25,05±0,67 2,92
Таким образом, время задержки
дыхания на вдохе (проба Штанге) у
испытуемых экспериментальной группы
была на 7 секунд больше, чем в контрольной:
1=4,08 при р<0,01. Плавучесть, равновесие
и обтекаемость (скольжение) (рис.1),
судя по средней арифметической, были
лучше в экспериментальной
2,50 -2,00 -1,50 -1,00 -0,50 0,00
Плавучесть Равновесие
□ Контрольная группа Ш Экспериментальная группа
-2,5 -л
Е1,5-1 -0,5 0
Обтекаемость □ Контрольная группа И Экспериментальная группа
Рис. 1. Оценка плавучести, равновесия и обтекаемости
Удержание тела на плаву в вертикальном положении без дыхания достоверно (р<0,01) было дольше у испытуемых экспериментальной группы: 32,71 секунды против 20,13 секунды в КГ. Это связано с большим объемом вдыхаемого воздуха (ЖЕЛ) за счет использования специальных упражнений на задержку дыхания у испытуемых ЭГ. Удержание тела на плаву в горизонтальном положении без дыхания также было в пользу испытуемых экспериментальной группы (9,82 с против 6,30 с). Особенно различались показатели удержания тела на плаву в вертикальном положении с выдохами в воду: соответственно 25,05 с и 18,16 с. Данные различия обусловлены тем, что с детьми экспериментальной группы проводились специальные занятия по формированию правильного положения кистей и предплечий и отрабатывались водно-опорные движения, позволяющие дольше удерживать тело на плаву и выполнять выдохи в воду.
Показатели силы кисти у испытуемых обеих групп были равными. Дифференцировка мышечных усилий была достоверно выше (р<0,01) в экспериментальной группе, благодаря применению специальных водно-опорных упражнений, позволяющих тоньше дифференцировать мышечные усилия.
В начале эксперимента дети
проходили период адаптации к
водной среде, поэтому они не имели
возможности быстро увеличивать
свою работоспособность, в то время
как на суше для них не составляло
большого труда освоить двигательный
навык для выполнения специальных
упражнений. При анализе компонентов
экспериментальных учебных
По окончании педагогического
эксперимента у испытуемых оценивались
и сравнивались свойства тела в воде
и способность удерживаться на плаву
с помощью водно-опорных
® а 25,00
Ё О 15,00
£ 5 10,00 О с о
5,00 0,00
□ Контрольная фуппа О Экспериментальная фуппа
В вертикальном положении В горизонтальном положении В вертикальном положении с без дыхания без дыхания выдохами в воду
Рис. 2. Удержание тела на плаву с помощью опорных движений
При оценке техники плавания кролем на груди и кролем на спине была выявлена степень влияния уровня развития физических качеств на овладение специфическими плавательными навыками в динамических ситуациях на воде. Выполнение элементов техники плавания способом кроль на груди у детей экспериментальной группы было в целом оценено выше, чем у детей контрольной группы. Сопоставление баллов, полученных при оценке элементов, позволило установить их взаимосвязь.
Дети экспериментальной группы превосходили детей контрольной группы в выполнении вдоха и движения головой в этот момент, в колебаниях туловища в горизонтальной плоскости, вращении туловища вокруг продольной оси, длине гребка рукой, в положении кисти во время гребка, траектории гребка рукой, последовательности выхода звеньев руки из воды, проносе руки над водой, непрерывности и ритмичности циклов гребков руками и ритме движений ногами.
Развитие функции дыхания и предварительное освоение специфического вдоха-выдоха в воде позволили детям экспериментальной группы более качественно выполнять вдох и движение головой в этот момент, а также вращение туловища вокруг продольной оси. Длина гребка рукой, положение кисти во время гребка, траектория гребка в экспериментальной группе обеспечивались выполнением упражнений с направленностью на формирование навыка опоры о воду кистями и предплечьями. При медленном выполнении упражнений сопротивление и прилагаемые усилия уменьшались. Это давало возможность дозировать нагрузку, индивидуально доступную обучаемым. Выполнение силовых упражнений в воде характеризовалось тем, что их воздействие при определении сопротивления воды было направлено только на те группы мышц, которые участвовали в производимых усилиях.
По таким показателям техники плавания, как ритм движений ногами, пронос рук, последовательность выхода звеньев рук из воды и колебания туловища в горизонтальной плоскости, испытуемые экспериментальной группы имели достоверно более высокие оценки, чем в контрольной группе.
В итоге дети экспериментальной
группы имели среднюю оценку по всем
17 элементам 1,61 балла - 81%, а испытуемые
контрольной группы - 1,37 балла -68%. Следовательно,
экспериментальная методика обучения
плаванию с предварительным
Таблица 2
Результаты оценки элементов техники плавания способом кроль на
груди в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента
Показатели элементов техники Группы
Контрольная Экспериментальная
1. Выполнение вдоха и движения головы в этот момент 1,44 1,70
2. Положение головы между вдохами 1,42 1,61
3. Колебания туловища в горизонтальной плоскости 1,34 1,55
4. Вращение туловища вокруг продольной оси 1,34 1,60
5. Положение тела относительно поверхности воды (угол атаки) 1,50 1,70
6. Длина гребка рукой 1,33 1,65
7. Место вкладывания руки в воду 1,39 1,53
8. Последовательность входа звеньев руки в воду 1,35 1,60
9. Положение кисти во время гребка 1,26 1,60
10. Положение локтя во время гребка 1,52 1,70
11. Траектория гребка рукой 1,36 1,64
12. Последовательность выхода звеньев руки из воды 1,29 1,60
13. Пронос руки 1,18 1,55
14. Непрерывность и ритмичность циклов гребков руками 1,30 1,61
15. Сгибание ног в коленном суставе 1,45 1,63
16. Положение стоп 1,41 1,63
17. Ритм движения ногами 1,30 1,58
Сумма балов и % от максимума 23,18/68% 27,48/81%
Отсутствие достоверных
различий в контрольной и
Рассматриваемые способы
родственны с попеременной координацией,
а работа ног по характеру усилий
та же, что и в кроле на груди.
Такие показатели, как вращения туловища
вокруг продольной оси, зависят от правильного
выполнения гребка. В экспериментальной
группе дети выполняли водно-опорные
движения и передвигались с помощью
кистей и предплечий. Давление воды
на кисть и предплечье на протяжении
гребка постоянно изменяется. В конце
гребка скорость движения кисти возрастает
и заканчивается
Более высокое положение
тела относительно поверхности воды
у детей экспериментальной
Таким образом, выполнение упражнений с направленностью на овладение специфическим актом дыхания, на умение напрягать одни мышцы и расслаблять другие в цикле движений пловца, на умение фиксировать положение плоской кисти позволили детям экспериментальной группы избежать традиционных
ошибок и недостатков в технике плавания способами кроль на груди и кроль на спине.
Таблица 3
Результаты оценки элементов
техники плавания способом кроль
на спине в контрольной и
Показатели элементов техники Группы
Контрольная Экспериментальная
1. Положение головы 1,1 1,35
2. Положение тела относительно поверхности воды 1,21 1,42
3. Колебания туловища в горизонтальной плоскости 1,11 1,34
4. Колебания туловища в вертикальной плоскости 1,25 1,34
5. Вращение туловища вокруг продольной оси 1,16 1,50
6. Вкладывание руки в воду 1,33 1,47
7. Глубина гребка рукой 1,19 1,29
8. Сгибание руки в локтевом суставе 1,09 1,35
9. Окончание гребка 1,02 1,28
10. Положение кисти во время гребка 0,90 1,35
11. Пронос руки 1,07 1,36
12. Сгибание, разгибание ног в коленном суставе 1,17 1,28
13. Положение стоп 1,01 1,22
14. Траектория движения ног 1,14 1,3
15. Ритм движения ног 1,05 1,24
Сумма балов и % от максимума 17,19/58% 19,73/66%
Как видно из таблицы 3, дети контрольной группы в основном делали те же ошибки, которые были у них при плавании кролем на груди (см. таблицу 2). Недостаточно опираясь о воду, они искажали гребки руками в обоих способах плавания. Недостаточное дыхание в воде укорачивало гребок, а вдох с поднятой
головой приводил к проваливанию
кисти и предплечья. Дети экспериментальной
группы благодаря хорошему развитию
техники дыхания голову не поднимали,
а поворачивали в сторону, при
этом водно-опорные умения позволяли
им делать гребок, правильный по усилиям
и траектории. Таким образом, предварительная
двигательная готовность позволила
детям экспериментальной группы
лучше освоить технику
Такие элементы техники способа
кроль на груди, как: выполнение вдоха
и движения головой в этот момент;
положение головы между вдохами;
колебания туловища в горизонтальной
плоскости, а также вращение туловища
вокруг продольной оси обусловлены;
правильным вкладыванием руки в воду;
увеличением усилий при гребках
от начала к концу; глубиной гребка
рукой. Сгибание руки в локтевом суставе
и окончание гребка зависят от
координации движений, чувства усилий
и пространственной ориентации. От
умения расслаблять одни мышцы и
одновременно напрягать другие во многом
зависит такой элемент, как пронос
руки над водой, в фазах завершающих
и подготовительных движений. Положение
кисти во время гребка в виде плоской
ладони с сомкнутыми пальцами является
результатом специальных