Актуальность. Успешность обучения
детей плаванию обусловлена, с одной
стороны, современной, технически оснащённой
базой обучения, высоким профессиональным
уровнем педагога, а с другой стороны
возможностью учеников, их способностью
качественно осваивать учебный материал.
Возможности учеников определяются,
прежде всего, такими качествами, как:
умение напрягать одни мышцы, участвующие
в работе, и одновременно расслаблять
другие, неработающие; задерживать
дыхание на определённое время, иметь
достаточную жизненную ёмкость
лёгких; овладевать водно-опорными умениями;
обладать необходимым уровнем развития
гибкости, подвижности в суставах,
а также ловкостью и координационными
способностями [48, 101, 128, 156, 208]. Дети обучающиеся
плавать, как правило, не обладают в
достаточной степени этими качествами,
поскольку школьная программа по
физическому воспитанию для детей
данного возраста имеет общефизическую
направленность. Следовательно, усовершенствование
школьной программы является актуальным
для современной теории и практики
физического воспитания.
Как правило, почти все
исследования по обучению плаванию школьников
в рамках программы по физическому
воспитанию представлены вопросами
только с позиции «освоения основных
элементов спортивных способов плавания»
[86, 102, 120]. Причём, на протяжении многих
лет обучение плаванию детей в
возрасте 7 — 11 лет проводилось на
базе методических разработок начального
обучения в спортивных школах. При
введении плавания в программы физического
воспитания общеобразовательных школ
произошёл автоматический перенос
методики обучения в спортивных секциях
[137]. В результате младшие школьники
за 16 — 26 часов занятий не в состоянии
освоить школьную программу по плаванию.
В настоящее время весьма
актуальной является проблема физического
развития и физической подготовленности
детей младшего школьного возраста.
Ухудшение экологической обстановки,
негативные изменения в условиях
повседневной жизни оказывают неблагоприятные
воздействия на здоровье детей и
подростков, снижается их физическая
подготовленность [12, 20, 41, 105, 111, 132, 180,206].
Цель физического воспитания заключается
в обеспечении такого уровня физического
развития и физической подготовленности,
который способствует восстановлению
и сохранению здоровья, успешному
решению задач повседневной жизни
и усвоение учебной программы. Для
повышения физической подготовленности
учащихся нужны новые методы и
средства в области физического
воспитания. Роль физического воспитания
учащихся, особенно в средних общеобразовательных
школах в настоящее время привлекает
внимание многих специалистов. Поэтому
рациональная организация физического
воспитания и использование различных
средств физического воспитания
и спорта в целях укрепления здоровья
и улучшение физических кондиций
является актуальной задачей, как для
теории, так и для практики физического
воспитания.
Плавание создает благоприятные
условия для развития физических
качеств и возможность предупреждения
опасных ситуаций на воде ставит плавание
на одно из первых мест в занятиях физической
культурой.
Однако в настоящее
время плавательная подготовленность
населения России еще очень низка,
как среди взрослых, так и среди
детей. За последние 20 лет погибли
на воде около 350 тыс. человек. По сравнению
со многими другими странами количество
несчастных случаев на воде остается
очень высоким. Если во Франции, Италии,
США, Японии, Великобритании, странах
Скандинавии коэффициент погибших
из расчета на 100 тыс. населения составляет
в среднем 1-2, то у нас в стране
его величина колеблется в пределах
7-13 и даже выше. Судебно-медицинская
экспертиза свидетельствует, что на
воде гибнут преимущественно мужчины
в возрасте
25-30 лет и дети. По данным
Госкомстата России, до 15 % несчастных
случаев на воде происходит
с детьми в возрасте 14 лет. Причины
несчастных случаев на воде
многочисленны, но одна из самых
главных - неумение плавать. Последнее
становится особенно значимым
в отношении детей, что ставит
плавание на одно из важных
жизненно необходимых навыков
для человека.
Объект исследования. Процесс
физического воспитания детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования. Методы
и особенности обучения плаванию
детей 10-11 лет на основе формирования
двигательной готовности к освоению
техники плавания.
Гипотеза исследования. В
основу гипотезы положено предположение
о том, что формирование двигательной
готовности детей 10-11 лет будет способствовать
более качественному овладению
ими техникой плавания.
Целью работы является повышение
эффективности учебного процесса при
обучении плаванию детей младшего школьного
возраста на уроках физической культуры.
Научная новизна:
1. Разработана и апробирована
новая методика обучения плаванию
младших школьников, базирующаяся
на предварительном формировании
двигательной готовности к освоению
учебного материала на уроках
физической культуры, проводимых
в спортивном зале и в бассейне.
2. Получены новые данные,
о том, что увеличение таких
показателей, как жизненная емкость
легких (ЖЕЛ), точность мышечных усилий
(ТМУ), увеличение задержки дыхания
на вдохе (проба Штанге), способствуют
более эффективному освоению
плавательных движений и приобретению
умения плавать.
3. Впервые выявлено, что
предварительное формирование двигательных
навыков на суше и в воде,
направленных на: умение напрягать
мышцы одной руки и расслаблять
мышцы другой; развитие координации
движений рук; умение фиксировать
положение плоской кисти при
различных движениях рук; способность
по овладению и закреплению
водно-опорных движений и функции
специфического дыхания в водной
среде, способствует более эффективному
освоению техники спортивного
плавания «кроль на груди»
и «кроль на спине» учащимися
младших классов на уроках
физической культуры.
Теоретическая значимость исследования
состоит в разработке новой методики
обучения младших школьников плаванию,
в установлении связей между показателями
двигательной готовности и навыками
овладения техникой плавания учащимися.
Выявленная закономерность перестроения
наземных навыков на водные оказывает
позитивное влияние на функциональное
состояние организма учащихся младшего
школьного возраста, увеличивает
психологическую устойчивость при
контакте с водной средой и повышает
эффективность учебного процесса. Теоретическая
значимость исследования состоит в
обобщении и систематизации знаний
и практического опыта специалистов
в области теории и методики обучения
плаванию лиц разного возраста и
пола на примере младших школьников,
обучающихся плаванию в ограниченные
сроки.
Практическая значимость
состоит в разработке инновационного
подхода в обучении школьников, на
основе сформированной двигательной готовности
к освоению техники следующего вида
спорта по школьной программе. Результаты
исследования внедрены, согласно актам
внедрения, в процесс обучения спортивных
отделов плавания ГОУ ДОСН ДЮСШ «Косино»
и Семейного-спортивно-оздоровительного
комплекса «Новое поколение Вешняки».
Внедрены методика и организация
формирования двигательной готовности
к овладению плавательными навыками
при обучении плаванию детей. От внедрения
разработки получен положительный
эффект, выразившийся в улучшении
качества обучения спортивной технике
плавания школьников 10-11 лет.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ
НА ЗАЩИТУ:
1. Методика обучения плаванию
младших школьников основана
на предварительном формировании
двигательной готовности к овладению
плавательными навыками и элементами
техники спортивных способов. Предварительная
выработка специфических двигательных
навыков у младших школьников
способствует более эффективному
освоению умения плавать.
2. Обучение плаванию детей
на основе формирования двигательной
готовности при выполнении учебных
заданий на воде повышает эффективность
процесса освоения спортивной
техники по элементам и в
полной координации. В основу
двигательной готовности к обучению
плаванию входят двигательные умения
и навыки, позволяющие правильно осваивать
траекторию гребка, рационально распределять
усилия и согласовывать движения рук и
ног с дыханием.
3. Между показателями сформированной
двигательной готовности и оценками
элементов спортивных способов
установлена структурная взаимосвязь,
способствующая овладению ключевыми
связующими параметрами техники
плавания.
Структура и объём диссертации.
Работа состоит из введения, 4-х глав,
выводов, практических рекомендаций, списка
литературы (240 источников из них 25 зарубежных).
Диссертационная работа изложена на
167 страницах машинописного текста,
включая 18 таблиц, 20 рисунков и 3 приложения.
Заключение диссертации
научная статья по теме "Теория
и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры"
1. Физическое развитие
и физическая подготовленность
испытуемых школьников соответствовали
возрастным нормам. Исходные данные
свидетельствуют о равенстве
этих показателей у детей экспериментальной
и контрольной групп. Использование
разработанной нами методики
развития физических качеств
и формирования плавательных
навыков позволило достоверно
улучшить результаты в экспериментальной
группе по сравнению с контрольной,
соответственно в жизненной емкости
легких (ЖЕЛ) 1,83 и 1,65л; в точности
мышечных усилий (ТМУ) на 5,40 и 4,50%;
длительности задержки дыхания
(проба Штанге в воде) 36,03 и 31,06с;
р<0,01.
2. Двигательная готовность
к овладению плавательными навыками
формируется с направленностью
на суше: фиксация положения плоской
кисти; координация при имитации
плавательных движений; способность
быстро переключаться с напряжения
мышц на расслабление; умение
напрягать мышцы работающей конечности
и одновременно расслаблять мышцы
неработающей; развитие дыхательной
функции. В воде: освоение специфического
акта дыхания; увеличение продолжительности
задержки дыхания на вдохе;
освоение водно-опорных навыков;
способность передвигаться с
помощью кистей и предплечий;
умение изменять положение тела
на плаву; освоение согласования
движений рук, ног и дыхания.
3. Разработанная нами методика
обучения плаванию не требовала
дополнительных средств и учебного
времени. Ее применение не увеличивало
материальных затрат и не приводило
к увеличению числа занятий.
Кроме того, данная методика предусматривает
увеличение моторной плотности
занятий в вариативной их части
и оставляет без изменения
интенсивность и объемы физической
нагрузки школьников. Увеличение
моторной плотности занятий сопровождалось
увеличением ЧСС у детей, в
среднем на 10 ударов в минуту
за счет уменьшения пауз отдыха
при смене упражнений. Особенностью
данной методики являлось то,
что ее применение в процессе
занятий по физическому воспитанию не
предусматривало изменения структуры
занятий и их конкретных задач. Наиболее
существенные различия в исходных и заключительных
показателях в экспериментальной группе
произошли в тестах, обусловленных спецификой
водной среды. Такие различия не наблюдались
в контрольной группе и в испытаниях, проводимых
на суше.
4. Обучение плаванию детей
10-11 лет по школьной программе
по традиционной методике без
предварительного формирования
двигательной готовности сопровождается
большим числом ошибок, искажений
и недостатков в технике спортивных
способов плавания: проваливание
кисти в начале гребка; колебания
тела во фронтальной и горизонтальной
плоскостях; поднимание головы во
время вдоха; укороченный гребок
руками; согнутые и растопыренные
пальцы при гребках.
5. В результате применения
разработанной методики обучения
плаванию у испытуемых экспериментальной
группы прирост показателей был
выше, по сравнению с контрольной
группой, соответственно в тестах
на задержку дыхания (проба
Штанге в воде) 20,66 и 13,76 с; плавучести
3,14 и 2,65 баллов; времени удержания
тела на плаву в вертикальном
положении без дыхания 32,71 и
20,13 с; и с выдохами в воду
25,05 и 18,16 с. Качество освоения
элементов техники способов плавания
кроль на груди и кроль на
спине детьми, обладающими двигательной
готовностью, имели оценку в
конце эксперимента 4,27 баллов (по 5 —
балльной шкале), в отличие от
детей, обучающихся по традиционной
методике, которые оценивались в
среднем в 2,64 балла.
6. Методика обучения плаванию
на основе предварительного формирования
двигательной готовности способствует
более качественному освоению
спортивной техники, чем традиционная.
Ученики группы, обучавшейся по
экспериментальной методике, были
оценены суммарно в плавании
способом кроль на груди-в 27,30
балла, а в контрольной группе,
в 23,37 балла, что соответственно
составило 81 и 68%. В способе
«кроль на спине» ученики экспериментальной
группы были суммарно оценены
в 19,73 баллов (66%), ученики контрольной
группы в 17,19 баллов (58%).
7. При плавании способом
кроль на груди наибольшие
различия в показателях оценок
элементов техники в экспериментальной
и контрольной группах были
в длине гребка рукой, соответственно
1,65 и 1,33 балла; положении кисти
во время гребка 1,60 и 1,26 балла;
траектории гребка рукой 1,64 и
1,36 балла; последовательности выхода
звеньев руки из воды 1,60 и 1,29
балла; пронос руки 1,55 и 1,18 балла;
р<0,01. При плавании кролем на
спине наибольшие различия в
экспериментальной и контрольной
группах были в положении головы
1,35 и 1,10 балла; вращение туловища
вокруг продольной оси 1,50 и
1,16 балла; положение кисти во
время гребка
1.35 и 0,90 балла; окончание
гребка 1,28 и 1,02 балла; проносе
руки
1.36 и 1,07 балла; р<0,01. Преимущество
детей экспериментальной группы
перед детьми контрольной группы
объясняется лучшими показателями
водно-опорных умений, точностью
воспроизведения мышечных усилий,
координационными способностями
и большей жизненной емкостью
легких (ЖЕЛ).