Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:04, автореферат
Согласно школьной программе по физическому воспитанию дети во время занятий физической культурой должны развивать физические качества и приобретать различные двигательные навыки. Как правило, эти навыки отражают специфику вида спорта, включенного в программу по физическому воспитанию.
Особенность школьной образовательной программы состоит в наличии в ней обязательной и вариативной частей. Вариативная часть содержания программного материала связана с региональными и национальными особенностями, и время на ее освоение определяют местные органы образования. Другую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы.
Автореферат диссертации
по теме "Формирование
основ двигательной готовности для
повышения эффективности
На правах рукописи
48457Ы4
Раевский Дмитрий Александрович
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 2 МАЙ 2011
Малаховка - 2011
4845794
Диссертационная работа выполнена
в Федеральном государственном
образовательном учреждении высшего
профессионального образования
«Московская государственная
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор
Малыгин Лев Степанович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Фомиченко Татьяна Германовна
доктор педагогических наук, профессор Матвеев Анатолий Петрович
Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Российский государственный
университет физической культуры, спорта и туризма»
Защита диссертации состоится 19 мая 2011 года в 12ч.30м. на заседании диссертационного совета ДЗ 11.007.01 Московской государственной академии физической культуры по адресу: 140032, Московская обл., пос. Малаховка, ул. Шоссейная, д. 33.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГАФК, с авторефератом на сайте академии www.mgafk.ru.
Автореферат разослан
Ученый секретарь
профессор
Е. Е. Биндусов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Успешность обучения детей плаванию обусловлена, с одной стороны, современной, технически оснащенной базой обучения, высоким профессиональным уровнем педагога, а с другой стороны возможностями учеников, их способностью качественно осваивать учебный материал.
Согласно школьной программе
по физическому воспитанию дети во
время занятий физической культурой
должны развивать физические качества
и приобретать различные
Особенность школьной образовательной
программы состоит в наличии
в ней обязательной и вариативной
частей. Вариативная часть содержания
программного материала связана
с региональными и
В комплексной программе физического воспитания в разделе «плавание» указывается, что овладение навыком плавания жизненно необходимо для каждого учащегося (В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2006). За время занятий школьники должны овладеть основами плавания в глубокой воде, научиться правильно дышать в воде и проплывать одним из способов 25 м.
Ряд авторов экспериментально доказали, что успешность обучения во многом зависит от овладения учениками специфическими двигательными навыками, а также от развития физических качеств и функциональных возможностей организма (И.В.Дорошенко, 1989; Д. А. Биневский, 1993; Н. Ж. Булгакова, 1996; И. Л. Ганчар, 1998; В. 3. Афанасьев, С. Н. Морозов, 1999).
У обучаемых физические качества в отличие от квалифицированных пловцов выполняют конкретную задачу: они способствуют формированию специальных навыков плавания (И. Е. Кожевникова, 1998; Е. А. Мухина, 1999).
Касаясь методических аспектов обучения детей младшего школьного возраста, следует отметить, что, во-первых, навык плавания формируется без
учета направленности предшествующих уроков физической культуры, а во-вторых, как правило, освоение спортивного способа начинается уже с 4-5 занятия, когда дети еще не адаптировались к водной среде и не держатся на поверхности воды. В связи с этим 50% младших школьников не овладевают спортивным способом и не умеют держаться на воде (Н. М. Максимов, 1980; И. В. Дорошенко, 1989).
Двигательные навыки плавания имеют свою специфику, и приобретение этих навыков до начала обучения способствует лучшему освоению навыка плавания и. техники спортивных способов. Один из путей приобретения необходимых навыков - это включение специальных упражнений в комплекс общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры. Специфические двигательные навыки составляют так называемую двигательную готовность к освоению плавательных навыков.
Из сказанного следует, что необходимо разработать методику формирования двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию школьников младшего возраста.
Объект исследования. Процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования. Методы и особенности обучения плаванию детей 10-11 лет на основе формирования двигательной готовности к освоению техники плавания.
Целью работы является повышение эффективности учебного процесса при обучении плаванию детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования. В основу гипотезы положено предположение о том, что формирование двигательной готовности детей 10-11 лет будет способствовать более качественному овладению ими техникой плавания.
Задачи исследования:
1. Определить показатели,
характеризующие двигательную
2. Разработать методику
обучения плаванию детей
3. Экспериментально обосновать
методику обучения школьников
плаванию на основе
Методы исследования:
□ анализ специальной литературы;
□ педагогические наблюдения;
□ психологическая оценка поведения детей при контакте с водной средой;
□ анкетирование;
□ антропометрия;
□ пульсометрия;
□ гониометрия;
□ хронометрирование;
□ спирометрия;
□ динамометрия;
□ педагогический эксперимент;
□ методы математической статистики.
Методологическую основу исследования составили: педагогические теории и технологии обучения и воспитания человека, изложенные в работах
A. Г. Шаталова, 1969; Ю. В. Верхошанского, 1970; Л. П. Матвеева, 1977;
B. Б. Коренберга, 1980; В. Н.
Платонова, 1986, а также теория
индивидуальности человека и
ее развитие в ведущей
Организация исследования
Исследование включало три
этапа и проводилось на базе средней
общеобразовательной школы № 402
г. Москвы и на базе плавательного
бассейна ГОУ ДОСН ДЮСШ «Косино» с
участием 40 школьников в возрасте 10-11
лет в группах школьного
На первом этапе (2005-2006 гг.) на основе анализа специальной литературы конкретизировалась степень изученности рассматриваемого вопроса, формировались цель и задачи исследования, определялись и осваивались соответствующие методы исследования.
На втором этапе (2006-2007 гг.)
была разработана методика, включающая
комплексы упражнений на суше, способствующие
более эффективному обучению плаванию.
Предварительная подготовка на уроках
физической культуры проводилась с
учениками экспериментальной
1. Овладение специфическим
актом дыхания и увеличение
ЖЕЛ (жизненной емкости легких)
2. Умение напрягать одни мышцы и расслаблять другие.
3. Развитие координации движений рук.
4. Умение фиксировать положение плоской кисти при различных движениях рук.
В каждом упражнении определялись: продолжительность, число повторений, длительность паузы отдыха между повторениями. Всего было отобрано 52 упражнения, которые выполнялись на уроках физической культуры.
На третьем этапе (2008-2009 гг.) эффективность разработанной методики проверялась на практике обучения плаванию. В ходе эксперимента выполнялись упражнения на освоение специфического акта дыхания (выдохи в воду), на увеличение задержки дыхания на вдохе, на водно-опорные навыки.
Были собраны и
Научная новизна исследования:
> разработана и апробирована
новая методика обучения
> получены новые данные
о том, что увеличение таких
показателей, как жизненная
> впервые выявлено, что
предварительное формирование
Теоретическая значимость исследования
состоит в разработке новой методики
обучения младших школьников плаванию,
в установлении связей между показателями
двигательной готовности и навыками
овладения техникой плавания учащимися.
Выявленная закономерность перестроения
наземных навыков на водные оказывает
позитивное влияние на функциональное
состояние организма учащихся младшего
школьного возраста, увеличивает
психологическую устойчивость при
контакте с водной средой и повышает
эффективность учебного процесса. Теоретическая
значимость исследования состоит в
обобщении и систематизации знаний
и практического опыта
Практическая значимость
состоит в разработке инновационного
подхода в обучении школьников, на
основе сформированной двигательной готовности
к освоению техники следующего вида
спорта по школьной программе. Результаты
исследования внедрены, согласно актам
внедрения, в процесс обучения спортивных
отделов плавания ГОУ ДОСН ДЮСШ «Косино»
и ССОК «Новое поколение Вешняки».
Внедрены методика и организация
формирования двигательной готовности
к овладению плавательными
Основные положения, выносимые на защиту:
1. • Методика обучения
плаванию младших школьников
основана на предварительном
формировании двигательной
2. Обучение плаванию детей
на основе формирования
3. Установлена структурная
взаимосвязь между
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили положительную оценку на ежегодных (2005-2010 гг.) научно-практических конференциях Московской государственной академии физической культуры; международной научно-практической конференции КГПИ (г. Коломна, 2008); региональной научно-методической конференции РГУНГ (2010 г.). По теме диссертации опубликовано 7 научных работ, в том числе две в рецензируемых журналах ВАК РФ. Имеются 2 акта внедрения результатов исследования в учебно-образовательную практику.