Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:04, автореферат
Согласно школьной программе по физическому воспитанию дети во время занятий физической культурой должны развивать физические качества и приобретать различные двигательные навыки. Как правило, эти навыки отражают специфику вида спорта, включенного в программу по физическому воспитанию.
Особенность школьной образовательной программы состоит в наличии в ней обязательной и вариативной частей. Вариативная часть содержания программного материала связана с региональными и национальными особенностями, и время на ее освоение определяют местные органы образования. Другую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При обучении плаванию детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры, предшествующих плаванию следует сформировать двигательную готовность к освоению плавательных навыков. Для этого применяются комплексы упражнений следующей направленности: На суше:
1. Выработка навыка сохранения
положения плоской кисти («
2. Формирование умения напрягать работающие мышцы и расслаблять неработающие.
3. Формирование умения быстро переключать напряжение на расслабление одних и тех же мышц.
4. Развитие аппарата дыхания.
Увеличение ЖЕЛ, увеличение
5. Развитие координации движений.
6. Разработанные и
На воде:
Формирование двигательной готовности на начальном этапе обучения школьников плаванию имеет следующую направленность:
1. Овладение специфическим дыханием в воде.
2. Освоение водноопорных навыков.
3. Овладение умением
Тестовые испытания включают:
гибкость голеностопных суставов измеряется
по разнице сгибания и разгибания
стоп с помощью гониометра на практике
подвижность сустава можно
Тесты в воде. Для определения
плавучести: на полном вдохе при
вытянутом положении с
Поплавок. Стоя на дне бассейна,
сделать вдох над водой и задержать
дыхание, присесть, обхватив руками ноги
ниже колен в положении группировки.
Тело всплывёт под воздействием гидростатических
сил. Задержка дыхания на вдохе. Ученик
незначительно погружается в
воду с головой после
Лежание на спине. Обучаемый
находится в горизонтальном положении,
ноги выпрямлены, руки вытянуты за головой,
голова находится на воде лицом к
верху. Вдох осуществляется через рот
в короткий промежуток времени, выдох
производится более длительное время
как с небольшими паузами для
задержки дыхания, так и без них,
в большей мере через нос, что
позволяет удалить частицы
Скольжение на груди. После
предварительного вдоха и последующего
толчка двумя ногами от бортика ученик
занимает обтекаемое горизонтальное положение
на груди: руки вытянуты вперёд, голова
находится между руками, лицо опущено
в воду, ноги выпрямлены, носки ног
вытянуты, туловище прямое. Преодолевая
сопротивление воды, скольжение тела
постепенно ' прекращается, что обычно
позволяет оценивать длину
Скольжение на спине. После предварительного вдоха и последующего I толчка двумя ногами от бортика пловец занимает обтекаемое горизонтальное положение на спине: руки вытянуты вперёд, голова находится на выпрямленных руках, лицо над водой, ноги выпрямлены, носки ног I вытянуты, туловище прямое. Преодолевая сопротивление воды, скольжение тела также прекращается, что позволяет оценивать длину скольжения в зависимости от гидродинамических характеристик занимающихся.
На первом этапе обучения
плаванию, 70% времени и объёма учебных
заданий составляют упражнения, направленные
на приобретение водно-опорных умений,
развитие аппарата дыхания (с задачей
увеличения объёма вдыхаемого и выдыхаемого
воздуха, увеличения мощности вдоха
и развития силы дыхательных мышц
и способности задерживать
Дифференцированный подход к обучению предусматривает увеличение упражнений определённой направленности, в случае, если по данным тестирования по какому-либо показателю выставлена низкая оценка. По окончанию первого этапа обучения продолжительностью 10 занятий по 40 минут каждое, все обучаемые тестируются по 8 основным контрольным упражнениям: погружение с открыванием глаз и всплывание, многократные выдохи в воду, «поплавок». Интегральным показателем особенности навыка плавания является продолжительное выполнение водно-опорных движений руками и ногами. Находясь вертикально в воде и одновременно производя выдохи в воду в темпе один акт дыхания за 3 секунды (вдох - 1 сек; выдох — 2 сек).
На втором этапе задачей
являлось овладение элементами техники
плавания способами «кроль на груди»
и «кроль на спине» по параллельной
схеме обучения, при которой изучаются
одни и те же элементы сразу в
обоих способах. Одновременно, 30% объёма
упражнений отводится совершенствованию
приобретённого на первом этапе плавательного
навыка и выработке умения напрягать
работающие мышцы и расслаблять
неработающие. По окончании обучения
на втором этапе производится оценка
элементов техники по 17 параметрам
в «кроле на груди» и по 15-ти в
«кроле на спине». Результаты оценки техники
используются для дальнейшей корректировки
учебных заданий при
Оценка психической реакции учеников при контакте с водной средой производится по данным наблюдений за поведением детей в воде в процессе занятий. При этом все обучаемые распределяются по группам: «положительная», «условно положительная», «условно-негативная», «негативная».
Список литературы диссертации
автор научной работы: кандидат педагогических наук , Раевский, Дмитрий Александрович, Малаховка
1. Абсалямов, Т.М. Научное
обеспечение подготовки
2. Авдиенко, В.Б. Плавание. Методические рекомендации (учебная программа) для тренеров ДЮСШ и УОР.В.Б.Авдиенко, И.П. Волков, А.Р. Воронцов, А.В.Козлов. М.: Комитет РФ по физической культуре, 1993. — 234С.
3. Аверкович, П.В. О типе
статистического распределения
спортивных результатов. /П.В.Аверкович,
В.М.Зациорский//Кибернетика и
4. Аикин, В.А. Обучение
плаванию детей дошкольного
5. Алико, С.П. Динамика
физического развития и
6. Александров, А.Ю.
7. Александров, А.Ю. Обучение
плаванию самобытными
8. Анфиногенов, H.A. В бассейне «Осводовец» \ Н.А.Анфиногенов \\ Физкультура в школе.-М.-1990.-№ 7-С.25-26.
9. Афанасьев, В.З. Изучение
уровня двигательной
10. Ашмарин, Б.А. Теория
и методика педагогических
11. Бакланов, Л.Н. К вопросу
об определении эффективных
12. Бакуниене, К.Ф. Всесторонность \ К.Ф.Бакуниене \\ Физкультура в школе.-1968.-№12.-C. 1.3.
13. Бакуниене, К.Ф. Взаимосвязь
физического развития, состояния
здоровья и физической
14. Бальмагия, Т.А. Развитие детей и их конституциональные особенности \ Т.А.Бальмагия.-М., 1979. С. 18-21.
15. Бальсевич, В.К. Исследование
биодинамики локомоторных
16. Бальсевич, В.К.
17. Бальсевич, В.К. Физическая
активность человека\В.К.
18. B.А.Запорожанов.-Киев:
19. Барбашова, З.И. О тканевом
факторе в адаптации к
20. Бахрах, И.И. Физическое
развитие школьников 8-17 лет в
связи с индивидуальными
21. Бахрах, И.И. Медико-биологические
аспекты тестирования в
22. Бачин, В.П. Возрастное
дифференцирование средств
23. Башкиров, П.Н. Учение
о физическом развитии
24. Белиц-Гейман, C.B. Мы учимся плавать\С.В.Белиц-Гейман-М.: Просвещение. 1987 80 С.
25. Белоковский, В.В.
26. Белоковский, В.В. Новое
в методике обучения техники
способом кроль\В.В.
27. Белоковский, В.В.
28. Бернштейн, H.A. О построении
движений/Н.А.Бернштейн-М.:
29. Бернштейн, H.A. о ловкости
и её развитии\Н.А.Бернштейн/
30. Биневский, Д.А. Возрастные
особенности формирования