Формирование основ двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:04, автореферат

Описание работы

Согласно школьной программе по физическому воспитанию дети во время занятий физической культурой должны развивать физические качества и приобретать различные двигательные навыки. Как правило, эти навыки отражают специфику вида спорта, включенного в программу по физическому воспитанию.
Особенность школьной образовательной программы состоит в наличии в ней обязательной и вариативной частей. Вариативная часть содержания программного материала связана с региональными и национальными особенностями, и время на ее освоение определяют местные органы образования. Другую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы.

Файлы: 1 файл

Автореферат диссертации.docx

— 70.36 Кб (Скачать файл)

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

При обучении плаванию детей  младшего школьного возраста на уроках физкультуры, предшествующих плаванию следует сформировать двигательную готовность к освоению плавательных навыков. Для этого применяются  комплексы упражнений следующей  направленности: На суше:

 

1. Выработка навыка сохранения  положения плоской кисти («лопаточкой») при различных положениях рук  и туловища.

 

2. Формирование умения  напрягать работающие мышцы и  расслаблять неработающие.

 

3. Формирование умения  быстро переключать напряжение  на расслабление одних и тех  же мышц.

 

4. Развитие аппарата дыхания.  Увеличение ЖЕЛ, увеличение времени  задержки дыхания, увеличение  мощности вдоха и продолжительности  выдоха.

 

5. Развитие координации  движений.

 

6. Разработанные и экспериментально  проверенные комплексы упражнений, включённые в уроки физической  культуры в преддверии уроков  плавания, способствуют повышению  эффективности процесса обучения  детей плаванию.

 

На воде:

 

Формирование двигательной готовности на начальном этапе обучения школьников плаванию имеет следующую  направленность:

 

1. Овладение специфическим  дыханием в воде.

 

2. Освоение водноопорных  навыков.

 

3. Овладение умением передвигаться  с помощью кистей и предплечий. На суше:

 

Тестовые испытания включают: гибкость голеностопных суставов измеряется по разнице сгибания и разгибания стоп с помощью гониометра на практике подвижность сустава можно измерить простейшим транспортиром). Гибкость позвоночного столба в наклоне, стоя на скамейке, с задачей опустить как можно  ниже пальцы рук за край опоры, ноги в коленях не сгибаются. Точность мышечных усилий проверяется по отклонению стрелки динамометра от заданного 50 процентного усилия. Для оценки пространственной ориентации ученику  предлагается из положения руки в  сторону согнуть в локтевых суставах, угол 90 град., оценивается степень  отклонения от заданного угла. Состояние  дыхательной системы оценивается  жизненной ёмкостью лёгких по максимальному  выдоху после полного вдоха на водяном или спиртовом спирометре в трёх попытках. Быстрота определяется по времени 3-х вращений прямых рук  вперёд из положения руки вверх, по секундомеру. После тестирования результаты оцениваются по шкале оценок.

 

Тесты в воде. Для определения  плавучести: на полном вдохе при  вытянутом положении с поднятыми  вверх руками медленно, чтобы не вызвать лишних колебаний, занимающийся опускается в воду у борта бассейна. Наблюдаемая различная степень  плавучести может быть оценена следующими градациями: «отлично» - локтевые суставы  находятся на уровне поверхности  воды; «хорошо» - руки до середины предплечья выступают над поверхностью воды; «удовлетворительно» - над водой  выступают кисти рук; «плохо» -кончики  пальцев рук находятся на уровне поверхности воды; «очень плохо» -пловец опускается на дно (отрицательная плавучесть). Показатели, характеризующие способность  занимающихся поддерживать равновесие тела в воде, могут быть последовательно  классифицированы для её объективной  оценки с помощью простых и  доступных испытаний: «отлично» - руки вытянуты вдоль туловища, ноги остаются у поверхности воды — не тонут; «хорошо» - руки в стороны, ноги у  поверхности воды — не тонут; «удовлетворительно» - руки вытянуты за голову, ноги у поверхности  воды — не тонут; «плохо» - руки вытянуты за голову, ноги медленно опускаются на небольшую глубину; «очень плохо» - руки вытянуты за голову, ноги быстро тонут, тело занимает почти вертикальное положение.

 

Поплавок. Стоя на дне бассейна, сделать вдох над водой и задержать  дыхание, присесть, обхватив руками ноги ниже колен в положении группировки. Тело всплывёт под воздействием гидростатических сил. Задержка дыхания на вдохе. Ученик незначительно погружается в  воду с головой после предварительного вдоха через рот над водой  и продолжает находиться под водой  продолжительное время по самочувствию, выпуская через рот и нос небольшие порции выдоха. Длительность задержки позволяет выявить и оценить состояние дыхательной системы у занимающихся. Задержка дыхания на выдохе. Ребёнок незначительно погружается в воду с головой после предварительного обычного выдоха над водой и находится под водой некоторое время по самочувствию. Для ликвидации неприятных ощущений в полости рта следует производить глотательные движения. Это способствует устранению разности внешнего и внутреннего давления в организме. Длительность задержки дыхания позволяет судить о возможностях дыхательной системы занимающихся.

 

Лежание на спине. Обучаемый  находится в горизонтальном положении, ноги выпрямлены, руки вытянуты за головой, голова находится на воде лицом к  верху. Вдох осуществляется через рот  в короткий промежуток времени, выдох  производится более длительное время  как с небольшими паузами для  задержки дыхания, так и без них, в большей мере через нос, что  позволяет удалить частицы воды, попавшие в дыхательные пути обучаемого. Лежание на груди. Пловец располагается  в горизонтальном положении, ноги выпрямлены, руки вытянуты за головой, голова находится  в воде лицом книзу. Для вдоха  голова приподнимается из воды, руки для  опоры немного сгибаются, производится быстрый и короткий вдох через  рот, затем лицо опускается в воду и после небольшой задержки производится более продолжительный выдох  через рот и нос одновременно.

 

Скольжение на груди. После  предварительного вдоха и последующего толчка двумя ногами от бортика ученик занимает обтекаемое горизонтальное положение  на груди: руки вытянуты вперёд, голова находится между руками, лицо опущено  в воду, ноги выпрямлены, носки ног  вытянуты, туловище прямое. Преодолевая  сопротивление воды, скольжение тела постепенно ' прекращается, что обычно позволяет оценивать длину скольжения пловца в зависимости от его гидродинамических  показателей.

 

Скольжение на спине. После  предварительного вдоха и последующего I толчка двумя ногами от бортика  пловец занимает обтекаемое горизонтальное положение на спине: руки вытянуты вперёд, голова находится на выпрямленных руках, лицо над водой, ноги выпрямлены, носки  ног I вытянуты, туловище прямое. Преодолевая  сопротивление воды, скольжение тела также прекращается, что позволяет  оценивать длину скольжения в  зависимости от гидродинамических  характеристик занимающихся.

 

На первом этапе обучения плаванию, 70% времени и объёма учебных  заданий составляют упражнения, направленные на приобретение водно-опорных умений, развитие аппарата дыхания (с задачей  увеличения объёма вдыхаемого и выдыхаемого  воздуха, увеличения мощности вдоха  и развития силы дыхательных мышц и способности задерживать дыхание  на вдохе (и выдохе), освоение специфического акта дыхания пловца. Из них 30% составляют упражнения на развитие координации  движений и общеразвивающие, специальные  упражнения.

 

Дифференцированный подход к обучению предусматривает увеличение упражнений определённой направленности, в случае, если по данным тестирования по какому-либо показателю выставлена низкая оценка. По окончанию первого  этапа обучения продолжительностью 10 занятий по 40 минут каждое, все  обучаемые тестируются по 8 основным контрольным упражнениям: погружение с открыванием глаз и всплывание, многократные выдохи в воду, «поплавок». Интегральным показателем особенности  навыка плавания является продолжительное  выполнение водно-опорных движений руками и ногами. Находясь вертикально  в воде и одновременно производя  выдохи в воду в темпе один акт  дыхания за 3 секунды (вдох - 1 сек; выдох  — 2 сек).

 

На втором этапе задачей  являлось овладение элементами техники  плавания способами «кроль на груди» и «кроль на спине» по параллельной схеме обучения, при которой изучаются  одни и те же элементы сразу в  обоих способах. Одновременно, 30% объёма упражнений отводится совершенствованию  приобретённого на первом этапе плавательного  навыка и выработке умения напрягать  работающие мышцы и расслаблять  неработающие. По окончании обучения на втором этапе производится оценка элементов техники по 17 параметрам в «кроле на груди» и по 15-ти в  «кроле на спине». Результаты оценки техники  используются для дальнейшей корректировки  учебных заданий при совершенствовании  техники. Планирование объёма упражнений осуществляется в процессе обучения в зависимости от сформированной готовности к освоению навыка плавания. В результате эксперимента было установлено, что дети, прошедшие этап предварительной  подготовки, затем в течении 2-3 занятий  полностью научились держаться  на воде. При этом экспериментально были установлены суммарные величины продолжительности и числа повторений упражнений, необходимых для освоения элементов навыка плавания. Оптимальное  увеличение объёма упражнений, выполняемых  детьми экспериментальной группы, объясняется  качественным освоением базовых  навыков плавания, на основе предварительной  двигательной готовности, а также  высоким эмоциональным фоном, характерным  для этой категории обучаемых.

 

Оценка психической реакции  учеников при контакте с водной средой производится по данным наблюдений за поведением детей в воде в процессе занятий. При этом все обучаемые  распределяются по группам: «положительная», «условно положительная», «условно-негативная», «негативная».

Список литературы диссертации 

автор научной работы: кандидат педагогических наук , Раевский, Дмитрий  Александрович, Малаховка

 

1. Абсалямов, Т.М. Научное  обеспечение подготовки пловцов.  Т.М.Абсалямов, Т.С.Тимакова.. -М.: ФиС, 1983. - 191С.

 

2. Авдиенко, В.Б. Плавание. Методические рекомендации (учебная  программа) для тренеров ДЮСШ  и УОР.В.Б.Авдиенко, И.П. Волков, А.Р.  Воронцов, А.В.Козлов. М.: Комитет РФ  по физической культуре, 1993. —  234С.

 

3. Аверкович, П.В. О типе  статистического распределения  спортивных результатов. /П.В.Аверкович,  В.М.Зациорский//Кибернетика и спорт:  материалы научной конференции.  М.: 1955. - С. 72. .73.

 

4. Аикин, В.А. Обучение  плаванию детей дошкольного возраста/В.А.Аикин.  Методические рекомендации. Омск, ГИФК, 1988.-52С.

 

5. Алико, С.П. Динамика  физического развития и физической  подготовленности младших школьников. С.П.Алико, А.А.Гужаловский, Н.Л.Карпилова.  кн: Вопросы теории и практики  физической культуры и спорта. вып.№2 - Минск: Вышейшая школа, 1973. — С.48.55.

 

6. Александров, А.Ю. Формирование  умения плавать у мужчин 19 30 лет  на основе «переноса» двигательных  навыков и адаптации к водной  среде: Автореф.дисс.канд.пед.наук: 13.00.04/А.Ю.Александров.; МГАФК - Малаховка, 2001. - 23С.

 

7. Александров, А.Ю. Обучение  плаванию самобытными способамиА.Ю.  Александров, Л.С.Малыгин.-Малаховка:МГАФК,2007.-44С.

 

8. Анфиногенов, H.A. В бассейне  «Осводовец» \ Н.А.Анфиногенов \\ Физкультура  в школе.-М.-1990.-№ 7-С.25-26.

 

9. Афанасьев, В.З. Изучение  уровня двигательной подготовленности  школьников г. Москвы\В.З.Афанасьев,  С.Н.Морозов\\Сборник трудов учёных  РГАФК. Москва, 1999. С. 166,167.

 

10. Ашмарин, Б.А. Теория  и методика педагогических исследований  в физическом воспитании. \ Б.А.  Ашмарин-М.:Физкультура и спорт, 1978.-224С.

 

11. Бакланов, Л.Н. К вопросу  об определении эффективных периодов  развития общей выносливости  у школьниц\Л.Н.Бакланов\\Развитие  двигательных способностей у  детей: тезисы симпозиума. М., 1976. -С.9.10.

 

12. Бакуниене, К.Ф. Всесторонность \ К.Ф.Бакуниене \\ Физкультура в  школе.-1968.-№12.-C. 1.3.

 

13. Бакуниене, К.Ф. Взаимосвязь  физического развития, состояния  здоровья и физической подготовленности  школьников \ К.Ф.Бакуниене \\ Материалы  IV научной конференции по физическому  воспитанию детей и подростков, декабрь 1968. М. 1968. - С.174-175.

 

14. Бальмагия, Т.А. Развитие  детей и их конституциональные  особенности \ Т.А.Бальмагия.-М., 1979. С. 18-21.

 

15. Бальсевич, В.К. Исследование  биодинамики локомоторных движений  детей\В.К.Бальсевич\\Материалы IX научной  конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии.-Т.2, ч.1.-апрель 1969. -М., 1969. С.64.65.

 

16. Бальсевич, В.К. Методологические  принципы исследований по проблеме  отбора и спортивной ориентации\В.К.Бальсевич\\теория  и практика физической культуры. 1980. - № 1. - С. 31-33.

 

17. Бальсевич, В.К. Физическая  активность человека\В.К.Бальсевич,

 

18. B.А.Запорожанов.-Киев:Здоров1я, 1987. 226С.

 

19. Барбашова, З.И. О тканевом  факторе в адаптации к гипоксии\З.И.Барбашова,  Б.И.Григорьева, В.В.Васильева\\ X съезд  Всесоюз. Физиологического общества  им. И.П.Павлова.-М., 1964.-Т.1.1. C.156.

 

20. Бахрах, И.И. Физическое  развитие школьников 8-17 лет в  связи с индивидуальными темпами  роста и формирования организма\И.И.Бахрах, Р.Н.дорохов\\Медицина, подросток, спорт. -Смоленск, 1975. С.39-53.

 

21. Бахрах, И.И. Медико-биологические  аспекты тестирования в циклических  видах спорта: лекция для студентов  ин-тов физ. культуры\И.И.Бахрах, Я.С.Татаринов,  Р.Н.Дорохов; Смол.гос.ин-т физ.культуры.-Смоленск, 1985. 27С.

 

22. Бачин, В.П. Возрастное  дифференцирование средств повышения  скоростных возможностей у пловцов:  автореф.дис. канд.пед.наук/В.П.Бачин;  Омский гос.ин-т физ.культуры. .-Омск, 1989.-19С.

 

23. Башкиров, П.Н. Учение  о физическом развитии человека\П.Н.Башкиров-М.: Издательство Московского Университета, 1962.-340 С.

 

24. Белиц-Гейман, C.B. Мы учимся  плавать\С.В.Белиц-Гейман-М.: Просвещение. 1987 80 С.

 

25. Белоковский, В.В. Исследование  и совершенствование некоторых  основных характеристик техники  плавания кролем: Автореф.дисс.канд.пед.наук:13.00.04\В.В.Белоковский.;Гос.центр.ор  д.Ленина инст.физ.культ.. М., 1968. - 21С.

 

26. Белоковский, В.В. Новое  в методике обучения техники  способом кроль\В.В.Белоковский\\сб.«Плавание».-М., 1975. №1. -С.25.27.

 

27. Белоковский, В.В. Художественное  плавание\В.В.Белоковский-М.:Физкультура  и спорт, 1985. 112 С.

 

28. Бернштейн, H.A. О построении  движений/Н.А.Бернштейн-М.:Медгиз, 1947.-255 С.

 

29. Бернштейн, H.A. о ловкости  и её развитии\Н.А.Бернштейн/сост.И.М.Фейгенберг-М. :Физкультура и спорт, 1991.-288 С.

 

30. Биневский, Д.А. Возрастные  особенности формирования спортивно-технических  навыков у пловцов учебно-тренировочных  групп ДЮСШ: Автореф.дисс. канд.пед.наук: 13.00.04\Д.А.Биневский.; Гос.центр.ордена  Ленина инст.физ.культ..-М., 1993.-22 С.

Информация о работе Формирование основ двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста