Формирование основ двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:04, автореферат

Описание работы

Согласно школьной программе по физическому воспитанию дети во время занятий физической культурой должны развивать физические качества и приобретать различные двигательные навыки. Как правило, эти навыки отражают специфику вида спорта, включенного в программу по физическому воспитанию.
Особенность школьной образовательной программы состоит в наличии в ней обязательной и вариативной частей. Вариативная часть содержания программного материала связана с региональными и национальными особенностями, и время на ее освоение определяют местные органы образования. Другую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы.

Файлы: 1 файл

Автореферат диссертации.docx

— 70.36 Кб (Скачать файл)

 

Как показали наши, исследования, успех в обучении во многом зависит  от того, насколько обучаемый готов  осваивать новые плавательные движения. Готовность ученика следует считать  преддверием обучения. Целью двигательной готовности является приобретение таких  качеств и свойств систем организма, которые являются функциональной базой  умения плавать. Освоение рационального  дыхания, специфических вдохов-выдохов  в воде требует увеличения жизненной  емкости легких, развития дыхательных  мышц, увеличения мощности вдоха, а  также способности задерживать  дыхание на продолжительное время. Освоение водно-опорных умений возможно только после предварительного формирования навыка быстрой смены напряжения и расслабления гребущих частей тела и дифференцирования мышечных усилий.

 

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что в целом небольшое  превосходство детей экспериментальной  группы над детьми контрольной группы можно объяснить специфичностью экспериментальной методики, в которой  ставилась задача в большей мере установить положительное влияние  развитых физических качеств на суше и в воде, обусловливающих в  свою очередь качественное освоение техники спортивных способов плавания.

 

По нашим данным, следует  рассматривать два вида готовности: готовность к освоению базового навыка плавания (умение удерживать тело на поверхности) и готовность к освоению спортивной техники. Как показали результаты исследования, готовность первого рода формируется  на трех основных элементах: задержка дыхания, водно-опорные умения и  выдохи в воду. Степень освоенности  каждого элемента оценивалась по определенным нами нормативам. Выполнение требуемых нормативов обеспечивает возможность сразу освоить навык  плавания. Практически все дети, сдавшие установленные требования по готовности в одно занятие, были способны удерживаться на поверхности. Подавляющее большинство специалистов считают, что традиционная форма  обучения приводит к большому числу  ошибок в технике, к существенному  ее искажению (Б. Л. Скворцов, 1956; А. В. Воронцов, 1990; Дж. X. Уилмор, 1997; Е. А. Табаков, 2002). Так, недостаточная освоенность специфического дыхания приводит к приподниманию  головы в момент вдоха и, следовательно, к увеличению лобового сопротивления. С неосвоенностью дыхания связана  и такая ошибка, как ранний вдох, который приводит к укорочению гребка. Отсутствие или недостаточные водно-опорные  умения отрицательно сказываются на характере усилий и траектории гребка руками: у таких детей из-за отсутствия чувства опоры наблюдается проваливание кисти и локтя в фазе подтягивания. У детей экспериментальной группы этого не наблюдалось, так как  приобретенные заранее водно-опорные  навыки способствовали образованию  подъемной силы, создаваемой плоскостью кисти. Следует отметить, что дети постоянно тренировали положение  кисти («лопаточкой»), В одно из заданий  входило

 

обязательно сохранять положение  кисти с выпрямленными и сведенными пальцами при выполнении различных  упражнений на координацию.

 

При формировании готовности к овладению техникой нами ставилась  задача предварительно выработать кинестетические  ощущения будущей спортивной техники - это одна из сторон готовности. Другая сторона - владение ключевыми, связующими моментами техники. Так, например, быстрый  переход к фазе захвата после  входа руки в воду — важный элемент  в кроле на груди и на спине - осваивался в форме винтообразных  гребковых движений кистями, также  важны выполнение захвата в положении  на груди с переворотом на спину  и продолжением гребка на спине. Такие  упражнения помогают осваивать быстрый  захват воды независимо от способа  плавания. В процессе совершенствования  техники плавания обучаемые находят  наиболее удобный вариант зигзагообразного гребка по мере повышения чувства опоры.

 

 

Однако, по нашему мнению, это  «опорное чувство» можно успешно  приобрести еще до начала освоения техники, что и подтвердилось  в наших исследованиях. Это в  свою очередь гораздо раньше поможет  определить индивидуальный стиль пловца в зависимости от его морфофункциональных, психологических и других особенностей личности.

 

В процессе совершенствования  техники большое внимание уделяется  развитию чувства «непрерывной тяги», что обеспечивается, с одной стороны, попеременной опорой при движении рук  в конечных фазах гребка и, с другой стороны, продуктивной опорой в фазе захвата. Чем раньше произойдет опора  после входа руки в воду, тем  эффективнее будет гребок. Впрочем, даже квалифицированные спортсмены, имеющие многолетний спортивный стаж, не всегда качественно осваивают  этот элемент. Вместе с тем, как показали результаты наших исследований, чувство  «непрерывной тяги» можно также  развивать еще до начала освоения техники с помощью специальных, доступных детям в 10-11 лет упражнений.

 

Таким образом, при своевременном  использовании таких упражнений, приступая к непосредственному  обучению технике спортивных способов

 

плавания, обучаемый уже  имеет все необходимые условия  для качественного их освоения. Прочный  навык плавания, специфические мышечно-двигательные ощущения и владение узловыми элементами техники - все это обеспечивает не только хорошую технику, но и, что  очень важно, индивидуальный стиль  плавания, а также помогает избежать грубых технических погрешностей, исправить  которые гораздо труднее, чем  научить новым движениям.

 

1. Физическое развитие  и физическая подготовленность  испытуемых школьников соответствовали  возрастным нормам. Исходные данные  свидетельствуют о равенстве  этих показателей у детей экспериментальной  и контрольной групп. Использование  разработанной нами методики  развития физических качеств  и формирования плавательных  навыков позволило достоверно  улучшить результаты в экспериментальной  группе по сравнению с контрольной,  соответственно, в жизненной емкости  легких (ЖЕЛ) - 1,83 и 1,65 л, в точности  мышечных усилий (ТМУ) - на 5,40 и 4,50%, длительности задержки дыхания  (проба Штанге на суше) - 36,03 с  и 31,06 с; р<0,01.

 

2. Двигательная готовность  к овладению плавательными навыками  формируется с направленностью  на суше: фиксация положения плоской  кисти; координация при имитации  плавательных движений; способность  быстро переключаться с напряжения  мышц на расслабление; умение  напрягать мышцы работающей конечности  и одновременно расслаблять мышцы  неработающей; развитие дыхательной  функции. В воде: освоение специфического  акта дыхания; увеличение продолжительности задержки дыхания на вдохе; освоение водно-опорных навыков; способность передвигаться с помощью кистей и предплечий; умение изменять положение тела на плаву; освоение согласования движений рук, ног и дыхания.

 

3. Разработанная нами методика  обучения плаванию не требовала  дополнительных средств и учебного  времени. Ее применение не увеличивало

 

материальных затрат и  не приводило к увеличению числа  занятий. Кроме того, данная методика предусматривает увеличение моторной плотности занятий в вариативной  их части и оставляет без изменения  интенсивность и объемы физической нагрузки школьников. Увеличение моторной плотности занятий сопровождалось увеличением ЧСС у детей в  среднем на 10 ударов в минуту за счет уменьшения пауз отдыха при смене  упражнений. Особенностью данной методики являлось то, что ее применение в  процессе занятий по физическому  воспитанию не предусматривало изменения  структуры занятий и их конкретных задач. Наиболее существенные различия в исходных и заключительных показателях  в экспериментальной группе произошли  в тестах, обусловленных спецификой водной среды. Такие различия не наблюдались  в контрольной группе и в испытаниях, проводимых на суше.

 

4. Обучение плаванию детей  10-11 лет по школьной программе  по традиционной методике без  предварительного формирования  двигательной готовности сопровождается  большим числом ошибок, искажений  и недостатков в технике спортивных  способов плавания: проваливание  кисти в начале гребка; колебания  тела во фронтальной и горизонтальной  плоскостях; поднимание головы во  время вдоха; укороченный гребок  руками; согнутые и растопыренные  пальцы при гребках.

 

5. В результате применения  разработанной методики обучения  плаванию у испытуемых экспериментальной  группы прирост показателей был  выше по сравнению с контрольной  группой, соответственно, в тестах  на задержку дыхания (проба  Штанге в воде) - 20,66 и 13,76 с; плавучести - 3,14 и 2,65 баллов; времени удержания  тела на плаву в вертикальном  положении без дыхания - 32, 71 и  20,13 с и с выдохами в воду - 25,05 и 18,16с. Качество освоения  элементов техники способов плавания  кроль на груди и' кроль на  спине детьми, обладающими двигательной  готовностью, имели оценку в  конце эксперимента 4,27 баллов (по 5-балльной  шкале) в отличие от детей,  обучающихся по традиционной  методике, которые оценивались в  среднем в 2,64 балла.

 

6. Методика обучения плаванию  на основе предварительного формирования  двигательной готовности способствует  более качественному освоению  спортивной техники, чем традиционная. Ученики группы, обучавшейся по  экспериментальной методике, были  оценены суммарно в плавании  способом кроль на груди в  27,30 балла, а в контрольной группе - в 23,37 балла, что соответственно  составило 81 и 68%. В способе  кроль на спине ученики экспериментальной  группы были суммарно оценены в 19,73 баллов (66%), ученики контрольной группы —в 17,19 баллов (58%).

 

7. При плавании способом  кроль на груди наибольшие  различия в показателях оценок  элементов техники в экспериментальной  и контрольной группах были  в длине гребка рукой (соответственно 1,65 и 1,33 балла); положении кисти  во время гребка (1,60 и 1,26 балла); траектории гребка рукой (1,64 и  1,36 балла); последовательности выхода  звеньев руки из воды (1,60 и 1,29 балла); пронос руки (1,55 и 1,18 балла;  р<0,01). При плавании кролем на  спине наибольшие различия в  экспериментальной и контрольной  группах были в положении головы (1,35 и 1,10 балла); вращении туловища  вокруг продольной оси (1,50 и  1,16 балла); положении кисти во  время гребка (1,35 и 0,90 балла); окончании  гребка (1,28 и 1,02 балла); проносе руки (1,36 и 1,07 балла; р<0,01). Преимущество  детей экспериментальной группы  перед детьми контрольной группы  объясняется лучшими показателями  водно-опорных умений, точностью  воспроизведения мышечных усилий, координационными способностями  и большей жизненной емкостью  легких (ЖЕЛ).

 

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

 

1. Раевский, Д. А. Методические  особенности обучения плаванию  детей по школьной программе  / Д. А. Раевский // Материалы XXXI научной конференции студентов,  аспирантов и соискателей МГАФК.  Тезисы докладов. Выпуск XVI. МГАФК. - Малаховка, 2007. - С. 117-120.

 

2. Малыгин, Л. С., Раевский, Д. А. Влияние развития физических  качеств на качество техники  плавания детей 10-11 лет / Л.С.Малыгин,  Д.А.Раевский //

 

Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XVIII международной научно-практической конференции по проблемам физического  воспитания учащихся. Коломна, 25-27 мая 2007 г. Коломенский государственный  педагогический институт. - Коломна, 2008. -С. 290-291.

 

3. Раевский, Д. А. Обучение  плаванию школьников на основе  предварительной двигательной готовности / Д. А. Раевский // Материалы XXXII научной конференции студентов,  аспирантов и соискателей МГАФК.  Тезисы докладов. Выпуск XVII. МГАФК. - Малаховка, 2008. - С. 169-173.

 

4. Малыгин, JL С., Раевский, Д.  А. Двигательная готовность как  фактор повышения эффективности  обучения плаванию детей младшего  школьного возраста / JI. С. Малыгин,  Д. А. Раевский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. — №1. - С. 41^3.

 

5. Раевский, Д. А. Методика  обучения школьников плаванию  с учетом генетической предрасположенности  / Д. А. Раевский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2009. - №6. - С. 46-48.

 

6. Раевский, Д. А. Влияние  предварительной физической подготовки  на эффективность освоения техники  спортивных способов слабоплавающими  студентами и не умеющими держаться  на воде / Д. А. Раевский // Материалы  IX региональной научно-методической  конференции РГУНГ. 4-5 февраля 2010 г. / Российский государственный  университет нефти и газа им. И. М. Губкина. - М., 2010.-С. 106-107.

 

7. Шубин, В. И., Раевский, Д. А. Учитесь плавать /В.  И. Шубин, Д. А. Раевский// Здоровье  и здоровый образ жизни. - М. - 2010. — №11. - С. 38.

 

Подписано в печать 14.04.2011 г. Печать цифровая Формат 60x84/16 Бумага офсетная 80 rp/м2 Усл. п.л. 1.0 Тираж 100 Заказ  № 382

 

Отпечатано в ООО «НИПКЦ Восход-А» 111621, Москва, ул. Оренбургская, д. 15, офис 226 Тел./факс: (495)700-12-08, 508-06-30 e-mail: admin@vosxod.org www.vosxod.org

Содержание диссертации 

автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Раевский, Дмитрий  Александрович, 2011 год

 

Введение

 

ГЛАВА 1. Состояние подготовки детей по плаванию

 

1.1. Система подготовки  по плаванию в школьных учреждениях

 

1.2. Формирование двигательной  готовности при обучении плаванию

 

1.3. Факторы, обуславливающие  успешность обучения плаванию

 

1.4. Методические аспекты  обучения плаванию

 

1.5. Контроль над качеством  овладения навыком плавания и  33 элементами спортивных способов

 

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация  исследования

 

2.1. Задачи исследования

 

2.2. Методы исследования

 

2.3. Организация исследования

 

ГЛАВА 3. Результаты исследований

 

3.1. Характеристика показателей  физического развития, развития 5 8 физической  подготовленности испытуемых детей

 

3.2. Разработка комплекса  упражнений с направленностью  на 61 формирование двигательной  готовности

 

3.3. Показатели психологической  реакции испытуемых на контакт  с 64 водной средой

 

3.4. Результаты педагогического  эксперимента

 

ГЛАВА 4. Обсуждение результатов  исследования

Введение диссертации 

по педагогике, на тему "Формирование основ двигательной готовности для  повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного  возраста"

Информация о работе Формирование основ двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста