Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:04, автореферат
Согласно школьной программе по физическому воспитанию дети во время занятий физической культурой должны развивать физические качества и приобретать различные двигательные навыки. Как правило, эти навыки отражают специфику вида спорта, включенного в программу по физическому воспитанию.
Особенность школьной образовательной программы состоит в наличии в ней обязательной и вариативной частей. Вариативная часть содержания программного материала связана с региональными и национальными особенностями, и время на ее освоение определяют местные органы образования. Другую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы.
Как показали наши, исследования, успех в обучении во многом зависит от того, насколько обучаемый готов осваивать новые плавательные движения. Готовность ученика следует считать преддверием обучения. Целью двигательной готовности является приобретение таких качеств и свойств систем организма, которые являются функциональной базой умения плавать. Освоение рационального дыхания, специфических вдохов-выдохов в воде требует увеличения жизненной емкости легких, развития дыхательных мышц, увеличения мощности вдоха, а также способности задерживать дыхание на продолжительное время. Освоение водно-опорных умений возможно только после предварительного формирования навыка быстрой смены напряжения и расслабления гребущих частей тела и дифференцирования мышечных усилий.
Все вышесказанное свидетельствует
о том, что в целом небольшое
превосходство детей
По нашим данным, следует
рассматривать два вида готовности:
готовность к освоению базового навыка
плавания (умение удерживать тело на поверхности)
и готовность к освоению спортивной
техники. Как показали результаты исследования,
готовность первого рода формируется
на трех основных элементах: задержка
дыхания, водно-опорные умения и
выдохи в воду. Степень освоенности
каждого элемента оценивалась по
определенным нами нормативам. Выполнение
требуемых нормативов обеспечивает
возможность сразу освоить
обязательно сохранять положение
кисти с выпрямленными и
При формировании готовности к овладению техникой нами ставилась задача предварительно выработать кинестетические ощущения будущей спортивной техники - это одна из сторон готовности. Другая сторона - владение ключевыми, связующими моментами техники. Так, например, быстрый переход к фазе захвата после входа руки в воду — важный элемент в кроле на груди и на спине - осваивался в форме винтообразных гребковых движений кистями, также важны выполнение захвата в положении на груди с переворотом на спину и продолжением гребка на спине. Такие упражнения помогают осваивать быстрый захват воды независимо от способа плавания. В процессе совершенствования техники плавания обучаемые находят наиболее удобный вариант зигзагообразного гребка по мере повышения чувства опоры.
Однако, по нашему мнению, это «опорное чувство» можно успешно приобрести еще до начала освоения техники, что и подтвердилось в наших исследованиях. Это в свою очередь гораздо раньше поможет определить индивидуальный стиль пловца в зависимости от его морфофункциональных, психологических и других особенностей личности.
В процессе совершенствования техники большое внимание уделяется развитию чувства «непрерывной тяги», что обеспечивается, с одной стороны, попеременной опорой при движении рук в конечных фазах гребка и, с другой стороны, продуктивной опорой в фазе захвата. Чем раньше произойдет опора после входа руки в воду, тем эффективнее будет гребок. Впрочем, даже квалифицированные спортсмены, имеющие многолетний спортивный стаж, не всегда качественно осваивают этот элемент. Вместе с тем, как показали результаты наших исследований, чувство «непрерывной тяги» можно также развивать еще до начала освоения техники с помощью специальных, доступных детям в 10-11 лет упражнений.
Таким образом, при своевременном
использовании таких
плавания, обучаемый уже
имеет все необходимые условия
для качественного их освоения. Прочный
навык плавания, специфические мышечно-
1. Физическое развитие
и физическая подготовленность
испытуемых школьников
2. Двигательная готовность
к овладению плавательными
3. Разработанная нами методика
обучения плаванию не
материальных затрат и
не приводило к увеличению числа
занятий. Кроме того, данная методика
предусматривает увеличение моторной
плотности занятий в
4. Обучение плаванию детей
10-11 лет по школьной программе
по традиционной методике без
предварительного формирования
двигательной готовности
5. В результате применения
разработанной методики
6. Методика обучения плаванию
на основе предварительного
7. При плавании способом
кроль на груди наибольшие
различия в показателях оценок
элементов техники в
Список работ, опубликованных по теме диссертации:
1. Раевский, Д. А. Методические
особенности обучения плаванию
детей по школьной программе
/ Д. А. Раевский // Материалы XXXI
научной конференции студентов,
2. Малыгин, Л. С., Раевский,
Д. А. Влияние развития
Человек, здоровье, физическая
культура и спорт в изменяющемся
мире: материалы XVIII международной научно-
3. Раевский, Д. А. Обучение
плаванию школьников на основе
предварительной двигательной
4. Малыгин, JL С., Раевский, Д.
А. Двигательная готовность
5. Раевский, Д. А. Методика
обучения школьников плаванию
с учетом генетической
6. Раевский, Д. А. Влияние
предварительной физической
7. Шубин, В. И., Раевский, Д. А. Учитесь плавать /В. И. Шубин, Д. А. Раевский// Здоровье и здоровый образ жизни. - М. - 2010. — №11. - С. 38.
Подписано в печать 14.04.2011 г. Печать цифровая Формат 60x84/16 Бумага офсетная 80 rp/м2 Усл. п.л. 1.0 Тираж 100 Заказ № 382
Отпечатано в ООО «НИПКЦ Восход-А» 111621, Москва, ул. Оренбургская, д. 15, офис 226 Тел./факс: (495)700-12-08, 508-06-30 e-mail: admin@vosxod.org www.vosxod.org
Содержание диссертации
автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Раевский, Дмитрий Александрович, 2011 год
Введение
ГЛАВА 1. Состояние подготовки детей по плаванию
1.1. Система подготовки
по плаванию в школьных
1.2. Формирование двигательной
готовности при обучении
1.3. Факторы, обуславливающие успешность обучения плаванию
1.4. Методические аспекты обучения плаванию
1.5. Контроль над качеством овладения навыком плавания и 33 элементами спортивных способов
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследований
3.1. Характеристика показателей
физического развития, развития 5 8 физической
подготовленности испытуемых
3.2. Разработка комплекса упражнений с направленностью на 61 формирование двигательной готовности
3.3. Показатели психологической реакции испытуемых на контакт с 64 водной средой
3.4. Результаты педагогического эксперимента
ГЛАВА 4. Обсуждение результатов исследования
Введение диссертации
по педагогике, на тему "Формирование
основ двигательной готовности для
повышения эффективности