Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление педагогических условий формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни.
Объект: процесс формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни
Предмет: условия развития осознанности движений у детей 6 года жизни.
Гипотеза. Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни происходит при стимулировании переноса выполнения упражнений в игровые формы двигательной деятельности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….…........... 3

Глава 1. Теоретические основы развития осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………. 5
1. 1. Сущность понятия осознанности ……………………………………….. 5
1.2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….………………. 10
1.3. Характеристика общеразвивающих упражнений детей шестого года жизни …………………………………………………………………………… 15

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни .. 18

2.1. Изучение физического развития и осознания общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни …..…………..……...…………. 18

2.2. Комплексная разработка и внедрение системы по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни ………………………………………………………………………… 22

2.3. Анализ результатов работы …………………………………...……….. 24

Заключение.………………….………………………………………................. 32
Литература .…………………….……………….…

Файлы: 1 файл

Исламова Форм осозн вып упр.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ   ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

4 курс 0913 группа

 

Исламова Гульнара Мухаметхановна

 

Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни

 

ВКР

 

Рекомендуется к защите

Научный руководитель

Доцент, к.п.н.                    Гарнышева Т.В.

«___» ______________ 20___г.

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны

2012

Оглавление

 

 

Введение  …………………………………………………………….…...........  3

 

Глава 1. Теоретические  основы развития  осознанности движений  у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….  5

1. 1. Сущность понятия  осознанности ………………………………………..  5

1.2. Особенности физического  развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….………………. 10

1.3. Характеристика общеразвивающих  упражнений детей шестого  года жизни …………………………………………………………………………… 15

 

Глава 2. Экспериментальная  работа по формированию осознанного  выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го   года жизни .. 18

 

2.1. Изучение физического развития и осознания общеразвивающих упражнений детьми шестого  года жизни …..…………..……...………….  18

 

2.2. Комплексная разработка и внедрение системы по формированию  осознанного  выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го   года жизни ………………………………………………………………………… 22

 

2.3. Анализ результатов работы …………………………………...……….. 24

 

Заключение.………………….………………………………………................. 32

Литература .…………………….……………….………………….…………... 34

Приложение

Введение

Современное общество озабочено здоровьем подрастающего поколения, фундамент которого закладывается в дошкольном возрасте. В педагогической литературе возможность формирования  осознания выполняемых движений  в дошкольном возрасте доказана в исследованиях Е.А.Аркина [31], А.В.Кенеман [31], Н.В.Полтавцевой [31], Э.Я. Степаненковой [31] и др.

Специалисты дошкольного воспитания считают, что физическое воспитание ребёнка в условиях ДОУ является важной и ответственной задачей общественного воспитания. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности (Д.Б. Эльконин [31],  Е.М. Янкелевич [32]).

Что касается практики физического воспитания, наблюдения показывают, что недостаточное внимание уделяется осознанию детьми движений. В частности, специального исследования требуют вопросы формирования осознания детьми общеразвивающих упражнений. 

Общеразвивающие упражнения являются одним из средств физического воспитания в ДОУ. Они играют важную роль в профилактике заболеваний, повышении оздоровительного воздействия физической культуры на организм, способствуют развитию двигательных анализаторов (Э.Я. Степаненкова [31]). Осознанное обучение общеразвивающим упражнениям позволяет педагогу добиваться точности передачи структуры и правильности их выполнения за небольшое   количество повторений, а детям в дальнейшем использовать свой двигательный опыт в разнообразных жизненных ситуациях.

Наблюдается противоречие между значимостью и необхоимостью осознанного выполнения общеразвивающих упражнений  детьми дошкольного возраста, наличием предпосылок развития осознания движений у детей, с одной стороны, и недостаточной научно-методической разработкой проблемы - с другой.

Цель: выявление педагогических условий формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений  детьми шестого года жизни.

Объект: процесс формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений  детьми шестого года жизни

Предмет:  условия  развития  осознанности движений у детей 6 года жизни.

Гипотеза. Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений  детьми шестого года жизни происходит при  стимулировании   переноса выполнения упражнений в игровые формы двигательной деятельности.

Задачи:

1. Изучить особенности  осознания  общеразвивающих упражнений  детьми шестого года жизни;

2. Разработать критерии  оценки  осознанности выполнения общеразвивающих упражнений  детьми старшего дошкольного возраста.

3. Выявить и экспериментально  обосновать педагогические условия формирования  осознанного выполнения общеразвивающих упражнений  детьми шестого года жизни.

Методы исследования:

  1. общенаучные (анализ научной литературы по проблеме исследования);
  2. диагностические (проведение бесед, тестового контроля);
  3. экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный);
  4. методы обработки экспериментальных данных.

Практическая ценность - состоит в том, что материалы могут быть использованы воспитателями и родителями в практике.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические  основы развития  осознанности движений  у детей старшего дошкольного возраста

 

1. 1. Сущность понятия  осознанности

П.Ф. Лесгафт определяет осознанность движений как активную интеллектуальную работу по созданию «мысленного образа», умение анализировать и сравнивать двигательные действия, осмысленное усвоение и практическую проверку своих представлений. По его мнению, сознательное отношение к движениям позволяет с наименьшей затратой времени и сил производить большую работу, выгодно преодолевать любое встречное препятствие.

Обучение осознанному выполнению движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями осуществляется на физкультурных занятиях (А.В.Кенеман [10], Н.Н.Ермак [29], Н.Н. Кожухова [12], З.С.Уварова [23]) и в других видах двигательной деятельности. При этом авторы подчёркивают, что осознание - это не только знание, понимание выполняемой деятельности, но и отношение к этой деятельности. В качестве основных характеристик осознанности называются: мотивация, понимание, осознание своих действий в деятельности при активном участии речи; произвольность, вычленение, актуальное осознавание.

К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности. Они  помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Формированию осознанности движений у дошкольников посвящены работы А.В. Запорожца [5], А.В. Кенеман [11], Н.В.Полтавцевой [25], Э.Я. Степаненковой [26] и др., из которых следует,  что осознанность движений формируется во взаимосвязи с  накоплением двигательного опыта, мышлением и речью. Степень осознания движений зависит от содержания знаний и способов оперирования ими.

Осознанность движений - это отношение ребёнка к своей деятельности, восприятие и понимание цели и способа  действия, осмысление техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения собственного тела, умение выбирать наиболее рациональный способ деятельности, самостоятельно и творчески решать двигательные задачи (А.В.Кенеман [10], Н.В.Полтавцева [10], Э.Я. Степаненкова [10] и др. ).

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» [20] особое значение придаётся физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника.  Сущность физического воспитания раскрыта в работах Э.Я Степаненковой [21], О.Г. Аракелян [3], В.Н Шебеко [29], и др.

Они считают, что основное условие для улучшения физического состояния дошкольников - это объем нагрузки. Авторы подчёркивают, что они необходима адаптации к возрастающим физиологическим нагрузкам на организм ребенка. Движение и эмоциональный подъем способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Однако прочное и качественное овладение двигательными умениями и навыками возможно при условии их осознанного выполнения.

Необходимость в  выполнении разнообразных движений постоянно встречается в окружающей действительности. Особую роль исследователи отводят двигательной деятельности на свежем воздухе. Моторная организация двигательной активности дошкольников на открытом воздухе изучалась специалистами дошкольного физического воспитания (Л.В. Карманова [6], В.К. Фролов [6], Г.П. Юрко [6] и др.), которые считают, что основное условие для улучшения физического состояния дошкольников - это объем нагрузки. Малоподвижность как форма поведения, по утверждению Л.В. Кармановой [6], приводит к гиподинамии, которая влечет за собой целый ряд негативных последствий:

  • ослабление процессов возбуждения ЦНС,
  • нарушение механизмов нейрогуморальной регуляции,
  • кардиореспираторные расстройства,
  • нарушение ритма деятельности внутренних органов,
  • процессов пищеварения, обмена веществ,
  • снижение адаптационно-компенсаторных возможностей,
  • общую слабость организма и быструю утомляемость.

Т.И Осокина [6] считает, что первостепенную роль при развитии двигательных действий  необходимо  уделять   проведению упражнений на развитие мышечного чувства у дошкольников: развитие мышц  плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. Как было отмечено выше,  осознание включает не только знание, понимание выполняемой деятельности, но и определённое отношение к этой деятельности.

При этом важно ещё раз подчеркнуть, что основные характеристики осознанности, это: мотивация, понимание, осознание своих действий в деятельности при активном участии речи. Особый приоритет исследователи отдают произвольности, вычленению отдельных компонентов и актуальности осознавания движений детьми.

А.В.Кенеман, Н.В.Полтавцева, Э.Я. Степаненковой определяют осознанность движений, как проявление  внимательного  отношения ребёнка к качеству своей деятельности. От детей требуется восприятие и понимание цели и способа  действия, осмысление техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения собственного тела. Причём для этого необходимо сформировать у ребёнка умение выбирать наиболее рациональный способ деятельности, самостоятельно и творчески решать двигательные задачи.

В этой связи М.А. Рунова предлагает следующее содержание педагогической работы с детьми:

- упражнения общеразвивающего воздействия (движение головы, положение и движение рук, ног, туловища);  

- упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазание, прыжки, катание, бросание и ловля);

- подвижные игры и игровые упражнения;

- спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис);

- ритмичные движения (танцевальные); упражнения в организационных действиях (построения, перестроения, нахождение места, повороты);

- упражнения в передвижении с техническими средствами (катание на санках, лыжах, велосипеде, на роликовых коньках, самокатах);

- упражнения для освоения движений в водной среде.

Таким образом, проделанный  анализ научной литературы показал, что формированию осознанности движений у дошкольников посвящены работы А..В. Запорожца, А.В. Кенеман, Н.В.Полтавцевой. Э.Я. Степаненковой и др., из которых следует, что осознанность движений формируется во взаимосвязи с  накоплением двигательного опыта, мышлением и речью. Степень осознания движений зависит от содержания знаний и способов оперирования ими. Установлено, что при определённой организации физического воспитания дтям доступно усвоение общих положений и закономерностей, связанны с овладением двигательным действиями и их использованием. Осознание значительно меняется как в зависимости от содержания,  так и от стоящей перед ребёнком вигательной задачи. Возрастные закономерности осознания проявляются через умственное развитие. Учёными доказано, что в процессе умственного развития, ребёнок овладевает различными видами ориентировочных действий. начинает самостоятельно анализировать, оценивать, обобщать. Развитие осознания тесно связано с освоением логических форм мышления и доступно детям старшего дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Двыдов, Н.Н. Поддъяков и др.).

Формирование осознания выполнения общеразвивающих упражнений  детьми шестого года жизни осуществляется на всех этапах обучения двигательным действиям при комплексном использовании  методов и приёмов обучения, подведении к анализу и самоанализу правильности выполнения общеразвивающих упражнений, возможности их варьирования.Эффективность обучения обеспечивается созданием условий для переноса общеразвивающих упражнений в  различные формы организованной двигательной деятельности в повседневную жизнь ребёнка.

Исходя из  рассмотренных подходов (А.В. Запорожца [5], А.В. Кенеман [11], Н.В.Полтавцевой [25], Э.Я. Степаненковой [26]), мы под осознанностью понимаем: знание структуры движения, исходных положений рук, ног, туловища; положений тела в пространстве; последовательности выполнения движения; овладение пространственной терминологией; анализ и самоанализом двигательных действий; самостоятельное использование ребёнком двигательного опыт в различных формах организованной  двигательной деятельности.

Информация о работе Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни