Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:45, курсовая работа
Цель: выявление педагогических условий формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни.
Объект: процесс формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни
Предмет: условия развития осознанности движений у детей 6 года жизни.
Гипотеза. Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни происходит при стимулировании переноса выполнения упражнений в игровые формы двигательной деятельности.
Введение …………………………………………………………….…........... 3
Глава 1. Теоретические основы развития осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………. 5
1. 1. Сущность понятия осознанности ……………………………………….. 5
1.2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….………………. 10
1.3. Характеристика общеразвивающих упражнений детей шестого года жизни …………………………………………………………………………… 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни .. 18
2.1. Изучение физического развития и осознания общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни …..…………..……...…………. 18
2.2. Комплексная разработка и внедрение системы по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни ………………………………………………………………………… 22
2.3. Анализ результатов работы …………………………………...……….. 24
Заключение.………………….………………………………………................. 32
Литература .…………………….……………….…
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4 курс 0913 группа
Исламова Гульнара Мухаметхановна
Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни
ВКР
Рекомендуется к защите
Научный руководитель
Доцент, к.п.н. Гарнышева Т.В.
«___» ______________ 20___г.
Набережные Челны
2012
Оглавление
Введение …………………………………………………………….….....
Глава 1. Теоретические основы развития осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………. 5
1. 1. Сущность понятия осознанности ……………………………………….. 5
1.2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….………………. 10
1.3. Характеристика
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни .. 18
2.1. Изучение физического развития и осознания общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни …..…………..……...…………. 18
2.2. Комплексная разработка и внедрение системы по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни ………………………………………………………………………… 22
2.3. Анализ результатов работы …………………………………...……….. 24
Заключение.………………….……………………………
Литература .…………………….……………….………………….………….
Приложение
Введение
Современное общество озабочено здоровьем подрастающего поколения, фундамент которого закладывается в дошкольном возрасте. В педагогической литературе возможность формирования осознания выполняемых движений в дошкольном возрасте доказана в исследованиях Е.А.Аркина [31], А.В.Кенеман [31], Н.В.Полтавцевой [31], Э.Я. Степаненковой [31] и др.
Специалисты дошкольного воспитания считают, что физическое воспитание ребёнка в условиях ДОУ является важной и ответственной задачей общественного воспитания. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности (Д.Б. Эльконин [31], Е.М. Янкелевич [32]).
Что касается практики физического воспитания, наблюдения показывают, что недостаточное внимание уделяется осознанию детьми движений. В частности, специального исследования требуют вопросы формирования осознания детьми общеразвивающих упражнений.
Общеразвивающие упражнения являются одним из средств физического воспитания в ДОУ. Они играют важную роль в профилактике заболеваний, повышении оздоровительного воздействия физической культуры на организм, способствуют развитию двигательных анализаторов (Э.Я. Степаненкова [31]). Осознанное обучение общеразвивающим упражнениям позволяет педагогу добиваться точности передачи структуры и правильности их выполнения за небольшое количество повторений, а детям в дальнейшем использовать свой двигательный опыт в разнообразных жизненных ситуациях.
Наблюдается противоречие между значимостью и необхоимостью осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми дошкольного возраста, наличием предпосылок развития осознания движений у детей, с одной стороны, и недостаточной научно-методической разработкой проблемы - с другой.
Цель: выявление педагогических условий формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни.
Объект: процесс формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни
Предмет: условия развития осознанности движений у детей 6 года жизни.
Гипотеза. Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни происходит при стимулировании переноса выполнения упражнений в игровые формы двигательной деятельности.
Задачи:
1. Изучить особенности осознания общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни;
2. Разработать критерии оценки осознанности выполнения общеразвивающих упражнений детьми старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни.
Методы исследования:
Практическая ценность - состоит в том, что материалы могут быть использованы воспитателями и родителями в практике.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста
1. 1. Сущность понятия осознанности
П.Ф. Лесгафт определяет осознанность движений как активную интеллектуальную работу по созданию «мысленного образа», умение анализировать и сравнивать двигательные действия, осмысленное усвоение и практическую проверку своих представлений. По его мнению, сознательное отношение к движениям позволяет с наименьшей затратой времени и сил производить большую работу, выгодно преодолевать любое встречное препятствие.
Обучение осознанному выполнению движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями осуществляется на физкультурных занятиях (А.В.Кенеман [10], Н.Н.Ермак [29], Н.Н. Кожухова [12], З.С.Уварова [23]) и в других видах двигательной деятельности. При этом авторы подчёркивают, что осознание - это не только знание, понимание выполняемой деятельности, но и отношение к этой деятельности. В качестве основных характеристик осознанности называются: мотивация, понимание, осознание своих действий в деятельности при активном участии речи; произвольность, вычленение, актуальное осознавание.
К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности. Они помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Формированию осознанности движений у дошкольников посвящены работы А.В. Запорожца [5], А.В. Кенеман [11], Н.В.Полтавцевой [25], Э.Я. Степаненковой [26] и др., из которых следует, что осознанность движений формируется во взаимосвязи с накоплением двигательного опыта, мышлением и речью. Степень осознания движений зависит от содержания знаний и способов оперирования ими.
Осознанность движений - это отношение ребёнка к своей деятельности, восприятие и понимание цели и способа действия, осмысление техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения собственного тела, умение выбирать наиболее рациональный способ деятельности, самостоятельно и творчески решать двигательные задачи (А.В.Кенеман [10], Н.В.Полтавцева [10], Э.Я. Степаненкова [10] и др. ).
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» [20] особое значение придаётся физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника. Сущность физического воспитания раскрыта в работах Э.Я Степаненковой [21], О.Г. Аракелян [3], В.Н Шебеко [29], и др.
Они считают, что основное условие для улучшения физического состояния дошкольников - это объем нагрузки. Авторы подчёркивают, что они необходима адаптации к возрастающим физиологическим нагрузкам на организм ребенка. Движение и эмоциональный подъем способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Однако прочное и качественное овладение двигательными умениями и навыками возможно при условии их осознанного выполнения.
Необходимость в выполнении разнообразных движений постоянно встречается в окружающей действительности. Особую роль исследователи отводят двигательной деятельности на свежем воздухе. Моторная организация двигательной активности дошкольников на открытом воздухе изучалась специалистами дошкольного физического воспитания (Л.В. Карманова [6], В.К. Фролов [6], Г.П. Юрко [6] и др.), которые считают, что основное условие для улучшения физического состояния дошкольников - это объем нагрузки. Малоподвижность как форма поведения, по утверждению Л.В. Кармановой [6], приводит к гиподинамии, которая влечет за собой целый ряд негативных последствий:
Т.И Осокина [6] считает, что первостепенную роль при развитии двигательных действий необходимо уделять проведению упражнений на развитие мышечного чувства у дошкольников: развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. Как было отмечено выше, осознание включает не только знание, понимание выполняемой деятельности, но и определённое отношение к этой деятельности.
При этом важно ещё раз подчеркнуть, что основные характеристики осознанности, это: мотивация, понимание, осознание своих действий в деятельности при активном участии речи. Особый приоритет исследователи отдают произвольности, вычленению отдельных компонентов и актуальности осознавания движений детьми.
А.В.Кенеман, Н.В.Полтавцева, Э.Я. Степаненковой определяют осознанность движений, как проявление внимательного отношения ребёнка к качеству своей деятельности. От детей требуется восприятие и понимание цели и способа действия, осмысление техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения собственного тела. Причём для этого необходимо сформировать у ребёнка умение выбирать наиболее рациональный способ деятельности, самостоятельно и творчески решать двигательные задачи.
В этой связи М.А. Рунова предлагает следующее содержание педагогической работы с детьми:
- упражнения общеразвивающего воздействия (движение головы, положение и движение рук, ног, туловища);
- упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазание, прыжки, катание, бросание и ловля);
- подвижные игры и игровые упражнения;
- спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис);
- ритмичные движения (танцевальные); упражнения в организационных действиях (построения, перестроения, нахождение места, повороты);
- упражнения в передвижении с техническими средствами (катание на санках, лыжах, велосипеде, на роликовых коньках, самокатах);
- упражнения для освоения движений в водной среде.
Таким образом, проделанный анализ научной литературы показал, что формированию осознанности движений у дошкольников посвящены работы А..В. Запорожца, А.В. Кенеман, Н.В.Полтавцевой. Э.Я. Степаненковой и др., из которых следует, что осознанность движений формируется во взаимосвязи с накоплением двигательного опыта, мышлением и речью. Степень осознания движений зависит от содержания знаний и способов оперирования ими. Установлено, что при определённой организации физического воспитания дтям доступно усвоение общих положений и закономерностей, связанны с овладением двигательным действиями и их использованием. Осознание значительно меняется как в зависимости от содержания, так и от стоящей перед ребёнком вигательной задачи. Возрастные закономерности осознания проявляются через умственное развитие. Учёными доказано, что в процессе умственного развития, ребёнок овладевает различными видами ориентировочных действий. начинает самостоятельно анализировать, оценивать, обобщать. Развитие осознания тесно связано с освоением логических форм мышления и доступно детям старшего дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Двыдов, Н.Н. Поддъяков и др.).
Формирование осознания выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни осуществляется на всех этапах обучения двигательным действиям при комплексном использовании методов и приёмов обучения, подведении к анализу и самоанализу правильности выполнения общеразвивающих упражнений, возможности их варьирования.Эффективность обучения обеспечивается созданием условий для переноса общеразвивающих упражнений в различные формы организованной двигательной деятельности в повседневную жизнь ребёнка.
Исходя из рассмотренных подходов (А.В. Запорожца [5], А.В. Кенеман [11], Н.В.Полтавцевой [25], Э.Я. Степаненковой [26]), мы под осознанностью понимаем: знание структуры движения, исходных положений рук, ног, туловища; положений тела в пространстве; последовательности выполнения движения; овладение пространственной терминологией; анализ и самоанализом двигательных действий; самостоятельное использование ребёнком двигательного опыт в различных формах организованной двигательной деятельности.