Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:45, курсовая работа
Цель: выявление педагогических условий формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни.
Объект: процесс формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни
Предмет: условия развития осознанности движений у детей 6 года жизни.
Гипотеза. Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни происходит при стимулировании переноса выполнения упражнений в игровые формы двигательной деятельности.
Введение …………………………………………………………….…........... 3
Глава 1. Теоретические основы развития осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………. 5
1. 1. Сущность понятия осознанности ……………………………………….. 5
1.2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….………………. 10
1.3. Характеристика общеразвивающих упражнений детей шестого года жизни …………………………………………………………………………… 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни .. 18
2.1. Изучение физического развития и осознания общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни …..…………..……...…………. 18
2.2. Комплексная разработка и внедрение системы по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни ………………………………………………………………………… 22
2.3. Анализ результатов работы …………………………………...……….. 24
Заключение.………………….………………………………………................. 32
Литература .…………………….……………….…
Таким образом, анализ показал, что у детей шестого года жизни при целенаправленном обучении складывается целостное представление об общеразвивющих упражнениях: о положении частей тела в пространстве при их выполнении, структуре и последовательности.
1.2. Особенности
физического развития детей
Физическое развитие детей от рождения и до школы в условиях общественного воспитания имеет ряд специфических особенностей, к числу которых исследователи относят: научность, систематичность и последовательность, активность и регламентированность, закрытость и формализм, тяготение к изолированности физического воспитания от остальных сторон развития личности ребёнка.
Ориентация системы образования на разностороннее развитие дошкольников, необходимость подготовки его к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях ставят перед педагогами и родителями ряд задач, в том числе и задачу целенаправленного физического развития детей дошкольного возраста.
Самоценность и специфичность периода дошкольного детства, с характерным для него типом ведущей деятельности, а также интенсивностью и неравномерностью темпов физического развития не позволяет осуществить прямой перенос достижений школьной дидактики и определяет необходимость разработки собственных подходов к оптимизации физического развития детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте складываются предпосылки к формированию осознанности движений. Условием для развития осознанность движений являются:
- морфофункциональное созревание систем управления движениями;
- формируются мотивы освоения движения детьми;
- сочетание двигательных действий со словом;
- понимание ребёнком связи между характером движения и его результатом.
Физическое развитие характеризуется наличием возрастных возможностей. Среди основных задач приоритет отдаётся:
— упражнениям общеразвивающего воздействия (движение головы, положение и движение рук, ног, туловища);
— упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазание, прыжки, катание, бросание и ловля);
— подвижные игры и игровые упражнения;
— спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис);
— ритмичные движения (танцевальные);
— упражнения в организационных действиях (построения, перестроения, нахождение места, повороты);
— упражнения в передвижении с техническими средствами (катание на санках, лыжах, велосипеде, на роликовых коньках, самокатах);
— упражнения для освоения движений в водной среде.
При этом необходим индивидуальный двигательный режим для детей, имеющих различные особенности физического развития каждого ребёнка.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.
Физическое развитие, в свою очередь, связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста - наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка, теория физического воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.
Становление личности ребенка начинается задолго до поступления его в школу, более того, к 6-7 годам оказываются сформированными многие особенности личности ( способность к произвольным действиям, регулированию собственного поведения, самооценка и пр.). Поэтому вполне закономерно внимание ученных к проблеме физического воспитания с дошкольного возраста (Т. Антонова [1], Фарбер Д.А., Безруких М.М. [9], Е.Н. Вавилова [4] и др.). Учёные подчёркивают, что при нынешних подходах к осуществлению задач физического воспитания фактически выпадают такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и действенных мотивов занятий физической культурой, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения.
При организации физического воспитания не предусматривается выработка способов творческого применения полученных знаний, умений, навыков для поддержания высокого уровня физической работоспособности и состояния здоровья, самостоятельных занятий в будущем. (52)
Нельзя считать оптимальным для решения проблем физической культуры подход, состоящий в том, чтобы исправить неудовлетворительное состояние дел простым увеличением объема двигательной активности или повышение моторной плотности на занятиях и вне занятий, включением в учебные программы дополнительного материала, а также посредством повышения уровня требований к качеству выполняемых физических упражнений или за счет других вариантов, основанных на экстенсивном подходе.
Необходим другой подход, ориентированный на запросы конкретного педагога и ребенка, особенности работы каждого образовательного учреждения, национальные традиции и региональные условия. Не менее актуальной остается проблема определения сущности, содержания, структуры и критериев физического воспитания дошкольника.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста - наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка, теория физического воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.
В методике физического воспитания определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психофизического развития детей, в частности эмоциональном состоянии и поведении, показатели физического, функционального развития и физической подготовленности.
Н а основе знания особенностей формирования осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста необходимо:
В ряде педагогических исследований раскрыта методика формирования умения сознательно ориентироваться в пространстве. самостоятельно выбирать наиболее рациональный способ выполнения движения в подвижной игре в зависимости от её условий; обучения анализу и характера и качества выполнения прыжков (Г.П. Лескова, Н.В.Полтавцева, Э.Я. Степаненкова и др. ). Однако методические аспекты формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений разработаны недостаточно.
1.3. Характеристика общеразвивающих упражнений
Физическое развитие - это развитие психофизических качеств- быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д. В современном обществе, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям, способностям. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, как взрослых, так и детей, к снижению их физического и умственного потенциала.
Общеразвивающие упражнения являются одним из средств физвоспитания в ДОУ. Возможность и целесообразность формирования показана в исследованиях, посвященных проблеме физического развития дошкольника (Т.А. Щербакова, А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненкова, А.В.Хухлаева и др.).
Образовательные задачи предполагают:
Они играют важную роль в профилактике заболеваний, повышении оздоровительного воздействия физической культуры на организм, способствуют развитию двигательных анализаторов (Э.Я. Степненкова).
Общеразвивающие упражнения создают благоприятные условия для формирования осознанности движений благодаря своим особенностям.
В результате систематических повторений общеразвивающих упражнений создаётся своеобразный фонд двигательного опыта, развиваются крупные группы мышц, двигательный анализатор, нервные центры, управляющиее работой тела. Большинство исследователей (Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Борисова,Э.Я.Степаненкова и др.) считают, что основная цель и задачи физкультурных занятий группе детского сада должны быть направлены на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качества; удовлетворение естественной биологической потребности в движении; а также обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки. При этом они нацелены на то, чтобы дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей.
Эффективное развитие ребенка происходит только в специфически детских видах деятельности, к которым ребенок относится эмоционально, смысл которых он понимает и в которых действует как субъект. Воспитатель должен заботиться о создании богатой материальной базы. Физическое тразвитие - это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства, способствующий гармоничному развитию личности ребенка.
Физкультурное занятие является ведущей формой организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Физкультурные занятия проводятся как в помещении детского сада, так и на воздухе. В теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста (Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Борисова и др.) выделены следующие типы физкультурных занятий:
Учебно-тренировочное занятие: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. (50% всех занятий).
Сюжетное физкультурное занятие: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Космонавты» и т. д.). Решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.
Игровое занятие: построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям; физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д.
Комплексное занятие: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.
Физкультурно-познавательные занятия: занятия носят комплексный характер, решают задачи, например, эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка и т. д.
Тематическое физкультурное занятие: посвящено, как правило, какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений: Катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей и т. д. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
Контрольное занятие: проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах.
Занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, у-шу, хатха-йога: они повышают интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки.
Признавая особенность и дидактическую направленность каждого отдельного типа занятий, авторы (Э.Я.Степаненкова, Хухлаева, Т.И.Осокина, Н.Н.Ефименко, Г.К.Зайцев, Е.А.Синкевич , Т.В.Большева и др.) указывают на характерные черты любого занятая, это, прежде всего:
При этом предъявляются и общие требования к занятиям: каждое предыдущее занятие связано с последующим и составляет систему; важно обеспечить оптимальную двигательную деятельность детей; должно соответствовать возрасту, уровню подготовленности детей; следует использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.