Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:45, курсовая работа
Цель: выявление педагогических условий формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни.
Объект: процесс формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни
Предмет: условия развития осознанности движений у детей 6 года жизни.
Гипотеза. Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни происходит при стимулировании переноса выполнения упражнений в игровые формы двигательной деятельности.
Введение …………………………………………………………….…........... 3
Глава 1. Теоретические основы развития осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………. 5
1. 1. Сущность понятия осознанности ……………………………………….. 5
1.2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….………………. 10
1.3. Характеристика общеразвивающих упражнений детей шестого года жизни …………………………………………………………………………… 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни .. 18
2.1. Изучение физического развития и осознания общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни …..…………..……...…………. 18
2.2. Комплексная разработка и внедрение системы по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни ………………………………………………………………………… 22
2.3. Анализ результатов работы …………………………………...……….. 24
Заключение.………………….………………………………………................. 32
Литература .…………………….……………….…
Таким образом, осознанное обучение общеразвивающим упражнениям позволяет педагогу добиваться точности передачи структуры и правильности их выполнения за небольшое количество повторений, а детям в дальнейшем использовать свой двигательный опыт в разнообразных жизненных ситуациях. Развитие двигательных способностей дошкольников, по глубокому убеждению ряда ученых, является основой физического воспитания детей, укрепления их здоровья, а малоподвижность вызывает значительную задержку физического развития. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда хронических заболеваний (нозологических форм).
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни
2.1. Изучение физического развития и осознания общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни
На констатирующем этапе была проведена диагностика, основной целью являлось: выявление уровня физического развития детей экспериментальной и контрольной групп. Исследование проводилось в МБ ДОУ № 15 «Кубэлэк» г. Набережные Челны.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Анализ состояния работы по формированию осознанности выполнения обще развивающих упражнений детьми шестого года жизни
2. Изучение осознания выполнения обще развивающих упражнений детьми шестого года жизни
3. Выявление понимания родителями оздоровительного значения обще развивающих упражнений, условий, которые создаются в семье для развития у детей осознания выполнению движений.
Методы:
Выполнение заданий констатирующего эксперимента оценивалось по следующим показателям:
В первом задании определялось понимание детьми структуры обще развивающих упражнений. Дети по результатам тестирования были определены в две группы:
Дети первой группы: знали названия обще развивающих упражнений, называли исходное положение (И.п.), правильно выполняли упражнения. (40% - ЭГ и 50% КГ).
Дети второй группы: не знали ни названий обще развивающих упражнений, ни исходного положения (И.п.), при выполнении упражнений допускали ошибки. (50% - ЭГ и 40% КГ).
Варьировать упражнения не смогли никто.
Второе задание было направлено на изучение понимания детьми последовательности выполнения упражнений. Это задание выявило три группы детей:
Первую группу составил 1 ребёнок, который показывал и одновременно объяснял последовательность выполнения упражнений, пользовался пространственной терминологией.
Вторую группу составило - 50 % - ЭГ и 40% - КГ). Эти дети соблюдали последовательности выполнения упражнений, но не знали и.п. При показе использовали стиуативную речь: «здесь», «там», «так», «вот».
Третья группа - (14- ЭГ и 13- КГ) не воспроизводили и не называли последовательность обще развивающих упражнений. Объяснить последовательность выполнения обще развивающих упражнений без опоры на образец движения не мог никто из детей, участвовавших в эксперименте.
3 задание выявляло особенности осознания детьми пространственного расположения частей тела, при выполнении обще развивающих упражнений. Было выявлено 3 группы детей:
В первой группе - дети правильно называли и показывали направления движения (20% детей – ЭГ).
Во второй группе дети правильно называли направления, но выполняли их не точно (недостаточный или излишний (реже) подъём рук - (30% испытуемых - ЭГ и 40% детей из КГ) .
В третьей группе - (30% воспитанников ЭГ и 40% детей КГ) не могли ни назвать, ни выполнить обще развивающих упражнений.
4 задание позволило выявить умение детей оценивать правильность выполнения обще развивающих упражнений
К первой группе было отнесено 20% детей, которые справились с заданием. Дети второй группы, несмотря на допущенные ошибки, оценивали выполнение упражнений положительно.
По результатам изучения особенностей выполнения обще развивающих упражнений детьми шестого года жизни было выявлено 3 уровня:
Высокий - дети знают названия обще развивающих упражнений, их структуру, последовательность выполнения. При объяснении последовательности их выполнения называют пространственное положение частей тела. Упражнения выполняют правильно, придумывают варианты упражнений. Адекватно оценивают правильность выполнения обще развивающих упражнений, указывают на имеющиеся ошибки, объясняют как их исправить.
Средний уровень - дети не понимают последовательности выполнения упражнений, называют отдельные элементы (и.п. ног или рук). Объяснить последовательность выполнения обще развивающих упражнений не могут. При показе пользуются ситуативной речью («так», «вот»). При воспроизведении упражнений не принимают и.п. Выполняют упражнения с ошибками. Варьировать упражнения не могут, не видят ошибки при выполнении обще развивающих упражнений.
Низкий - не знают названия обще развивающих упражнений, не понимают последовательности выполнения упражнений. Не могут рассказать как выполняется обще развивающие упражнения, показывая его ошибаются в последовательности. Выполняют упражнения с ошибками. Не умеют варьировать упражнения. Не видят ошибки при выполнении обще развивающих упражнений.
Таблица 1
Сравнительные показатели выполнения обще развивающих упражнений у детей ЭГ и КГ
Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
высокий |
10% |
10% |
средний |
40 % |
50 % |
низкий |
50% |
40% |
Анализ состояния работы в практике показал, что обще развивающие упражнения широко применяются в работе с детьми. При изучении календарных и перспективных планов выявлено, что воспитателями используются разнообразные комплексы обще развивающих упражнений, которые подбираются в соответствии с возрастом детей. Вместе с тем педагоги не всегда соблюдают дидактические принципы в подборе и проведении упражнений, недостаточно используют слово в формировании произвольности движений.
Анкетирование показало, что только 30% педагогов адекватно понимают осознанность движений. Это обусловлено тем, что они не достаточно готовы к формированию осознания детьми обще развивающих упражнений. Это свидетельствует о необходимости проведения просветительской работы формированию осознанности выполнения обще развивающих упражнений детьми шестого года жизни.
2.2. Внедрение системы по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни
Формирующий эксперимент проводился в экспериментальной и контрольной группах. Работа по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни в экспериментальной группе осуществлялась на основе разработанного нами перспективного плана, а контрольная работала традиционно по программе М.А Васильевой.
На основе выводов, сделанных нами на предыдущем этапе, мы решили повысить уровень развития общеразвивающих упражнений с помощью проведения подвижных игр. Исходили из того, что для детей дошкольного возраста основной вид деятельности - игра. Игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребёнка, а подвижная игра с многообразными моментами весёлой неожиданности особенно благотворно влияет на повышение жизненного тонуса.
Мы разработали серию специально подобранных подвижных игр, для ежедневного проведения, нацеленную на развитие и совершенствование общеразвивающих упражнений. Подобранные игры были направлены на стимулирование двигательной деятельности детей. Сначала подвижные игры с разработанным комплексом общеразвивающих упражнений проводились с небольшой подгруппой детей (8 - 10 человек). При такой организации ребята чувствовали себя свободнее, увереннее, а нам было легче научить их координации движений. Постепенно в игру включались все остальные.
На первом этапе большое внимание отводилось освоению детьми рациональных способов выбора ведущих в игре и выполнению игровых действий. В содержание работы было включено освоение детьми доступных детям данного возраста обще игровых умений: совместно с воспитателем выбирать игру; проявлять самостоятельность в подготовке атрибутов к игре (отобрать оборудование и предметы для игры, шапочки, султанчики и т.д.); замечать и поддерживать порядок (все убрать после окончания игры). Организуя игровую деятельность, мы стремились обеспечить условия для её осуществления. Так для самостоятельных подвижных игр считали необходимым приготовить достаточное количество оборудования и атрибутов (шапочки, султанчики, вертушки, серсо и др.).
При выполнении обще развивающих упражнений нами обращалось внимание на осознание структуры физических упражнений, пространственного положения тела. При этом после объяснения и показа нового упражнения, мы привлекали детей к повтору инструкции воспитателя перед выполнением упражнений и комментировании при выполнении.
Для понимания последовательности выполнения упражнений нами использовались модели, предложенные в пособии Л.А. Венгера. При этом большое внимание уделялось овладению воспитанниками пространственной терминологии. Мы убедились, что постепенно интерес и двигательная активность снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте. Это обстоятельство заставило нас более серьёзно подходить к варьированию игр. Чтобы вызвать интерес у ребят, мы использовали различные яркие пособия и оборудование. Нами также проводилось формирование у воспитанников умение варьировать выполняемые упражнения. Постоянно осуществлялся анализ правильности выполнения упражнений. Работа над формированием осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни в экспериментальной группе продолжается. Но промежуточные контрольные срезы показывают, что увеличилось количество детей, которые научились показывать и одновременно объяснять последовательность выполнения упражнений, активно и точно пользоваться пространственной терминологией. Но ещё большое количество детей справляется с объяснением последовательности выполнения обще развивающих упражнений только с опорой на образец движения.
2.3. Анализ результатов работы
Для проверки эффективности осуществлённой опытно-экспериментальной работы, нами был проведён контрольный эксперимент в соответствии с описанной ранее методикой констатирующего эксперимента.
Цель контрольного эксперимента - определить динамику формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений в экспериментальной и контрольной группах.
После обработки и анализа полученных данных, нами было выявлено, что результаты экспериментальной группы превышают результаты контрольной. Уровень физического воспитания у детей экспериментальной группы улучшился. В данной группе появились дети с высоким уровнем физической подготовленности, в то время как на констатирующем этапе таких не было ни одного ребёнка. Проанализировав наблюдение за двигательной деятельностью детей экспериментальной группы, можем сказать, что качество выполнения движений значительно улучшилось. За правильностью выполнения следит теперь не только воспитатель, но и сами ребята. Результаты диагностики помещены в таблице 2
Таблица 2
Сравнительные показатели выполнения обще развивающих упражнений у детей ЭГ и КГ до и после эксперимента
Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
До эксперим. |
После эксперим. |
До эксперим. |
После эксперим. | |
высокий |
10% |
40% |
10% |
20% |
средний |
40 % |
50% |
50 % |
50% |
низкий |
50% |
10% |
40% |
30% |
Сравнение полученных показателей первоначальных результатов экспериментальной группы и конечных, позволяет нам обнаружить позитивную динамику. Полученные более высокие результаты в экспериментальной группе свидетельствует об эффективности разработанной yfvb методики, и подтверждают выдвинутую рабочую гипотезу.