Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление педагогических условий формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни.
Объект: процесс формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни
Предмет: условия развития осознанности движений у детей 6 года жизни.
Гипотеза. Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни происходит при стимулировании переноса выполнения упражнений в игровые формы двигательной деятельности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….…........... 3

Глава 1. Теоретические основы развития осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………. 5
1. 1. Сущность понятия осознанности ……………………………………….. 5
1.2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….………………. 10
1.3. Характеристика общеразвивающих упражнений детей шестого года жизни …………………………………………………………………………… 15

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни .. 18

2.1. Изучение физического развития и осознания общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни …..…………..……...…………. 18

2.2. Комплексная разработка и внедрение системы по формированию осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6-го года жизни ………………………………………………………………………… 22

2.3. Анализ результатов работы …………………………………...……….. 24

Заключение.………………….………………………………………................. 32
Литература .…………………….……………….…

Файлы: 1 файл

Исламова Форм осозн вып упр.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Заключение

Большинство исследований (Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Борисова,Э.Я.Степаненкова и др.), проведенных по физическому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени физического развития – является сознательное выполнение движений. Общеразвивающие упражнения создают благоприятные условия  для формирования осознанности движений благодаря своим особенностям.

В результате систематических повторений общеразвивающих упражнений создаётся своеобразный фонд двигательного опыта, развиваются крупные группы мышц,  двигательный анализатор, нервные центры, управляющиее работой тела.

Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений  детьми шестого года жизни происходит при  стимулировании   переноса выполнения упражнений в игровые формы двигательной деятельности. При этом важно воспитание у дошкольников способности систематически участвовать в подвижных играх вне зависимости от случайностей его настроения.

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важнейших. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое развитие детей.

Результаты   исследования    показали,    что   при формировании осознанного выполнения упражнений, уровень и качество    движений   значительно   улучшилось.

Все методы воспитания в ДОУ должны обеспечивать формирование самостоятельности, инициативы, активности и других положительных качеств личности. Этому в большой мере способствует подвижная   игра  -   неотъемлемая   часть   жизни   детей   старшего дошкольного возраста.

 

Литература 

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  2. Аракелян, О.Г. Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. Армянская ССР/ Аракелян О.Г., Карманова Л.В. - 1980.-145 с.
  3. Бабенкова, Е.А. Игры, которые лечат/ Е.А.Бабенкова, О.М.Федоровская. - М., 2009.
  4. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада/ Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.
  5. Дворкина, Н.И. Классификация подвижных игр // Спорт в школе (приложение к Первое сентября). – 2008. - № 8. – С. 37-40.
  6. Кенеман, А.В. Теория методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978. - 272с.
  7. Кильпио, В.И. 80 игр для воспитателя детского сада. – М., 1995.
  8. Кожухова Н.Н.Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста /Н.Н.Кожухова,Л.А.Рыжкова. - М, 2003.
  9. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития// Дошкольное воспитание. - 1999. - №3. -с.66.
  10. Кувшинова О.А. Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений  детьми шестого года жизни. - М., 2003
  11. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т /П.Ф.Лесгафт. — М.: Просвещение, 1951. — Т. 1.
  12. Матвеева, А.П. Методика физического воспитания с основами теории/ А.П.Матвеева, С.Б. Мельникова. - М ., 1991.
  13. Осокина, Т.И. Игры и развлечения на воздухе/ Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева. - М.: «Просвещение». 1981.-190 с, ил.
  14. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет/ Л.И. Пензулаева. — М., 1988.-143с.
  15. Прищепа, С. Как разнообразить подвижные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 6. – С. 23-28.
  16. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. Васильевой. – М., 2007.
  17. Степаненкова ,Э. Я. Физическое воспитание в детском саду/Программа и методические указания для занятий с детьми 2-7 лет. – М., 2006.
  18. Скоролупова, О.А. Играем? Играем!!! Пед. руководство играми детей дошкольного возраста/ О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова. М., 2005.
  19. Уварова, З.С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста/ З.С.Уварова, В.П.Спирина, Г.П.Юрко. - М., 1963.
  20. Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду/А.И. Фомина. - М., 1984.
  21. Фонарёва, М. И. Развития движений ребёнка – дошкольника/ М.И. Фонарёва. - М., 1975.-239с.
  22. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия и упражнения на прогулке. Пособие для воспитателей/В.Г. Фролов. - М., 1986.
  23. Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Д.В.Хухлаева. - М., 1976.
  24. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников/ В.Н. Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина В.А.. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.
  25. Щелованов, Н.М. Развитие и воспитание ребёнка от рождения и до трёх лет/ Н.М.Щелованов. - М., 1969.
  26. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста/Д.Б. Эльконин. - М., 1964.
  27. Янкелевич, Е.М. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет/ Е.М. Янкелевич. М., 1999.

 

 

 

Приложение 1

 

Игры вдвоём.

«Кто выше?». В игре участвуют двое. Первый кладет руку на стол ладонью вниз, на нее кладет руку другой ребенок. Затем первый кладет другую руку, второй повторяет действие. После этого ребенок, чья рука оказалась в самом низу, быстро вынимает ее и кладет сверху и т.д.

«Силачи». Двое играющих упираются локтями о стол и соединяют кисти. Каждый давит на руку товарища, пригибая ее в столу. Побеждает тот, кто, не отрывая локтя от стола, заставит партнера положить руку на стол.

«Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая соперника правым или левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе либо скрестно перед грудью; можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Толкаться руками не разрешается. Побеждает тот, кто дольше продержится, прыгая на одной ноге.

 «Птички и клетка». Дети делятся на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) — это «клетка*, другая подгруппа — «птички».

Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» вбегают в «клетку* и тут же выбегают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными. Они встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1 — 3 «птички». Затем дети меняются ролями.

«Северный и южный ветер». Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту — это «северный ветер», другому красную — это «южный ветер». Остальные дети бегают по площадке.

«Северный ветер» старается «заморозить» как можно больше детей — дотронуться до них рукой. Замороженные принимают какую-либо позу (руки в стороны, вверх, на поясе, стоят на одной ноге и т.д.).

«Южный ветер» стремится «разморозить» детей, также дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!» Через 2—3 мин назначают новых водящих, и игра возобновляется.

«Ловишки на одной ноге». Игра проводится по принципу «Ловишки», только вводится новое правило — нельзя ловить того, кто успел встать на одну ногу и обхватил руками колено.

«Ловишки парами». Выбирают водящего. По сигналу воспитателя дети разбегаются. Водящий ловит, дотрагиваясь рукой до убегающего. Пойманный становится в пару с водящим. Они берутся за руки и ловят других детей. Пойманные также образуют пару и участвуют в ловле. Игра заканчивается, когда все дети будут пойманы. Ребенок, пойманный последним, становится водящим.

«Ловишки — перебежки». Группа детей встает на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проводится черта. На середине, между двумя линиями, стоит ловишка. После слов «Раз, два, три — лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка пытается их поймать. Тот, до кого он дотронется, прежде чем бегущий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка.

«Ноги от земли!». Игра проводится так же, но с условием — нельзя ловить тех детей, которые успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет (бревно, доску и т.д.).

«Ловишка, бери ленту». Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут цветные ленты и закладывают их сзади за пояс или за ворот.  Ловишка встает в центр круга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка догоняет их, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — в круг скорей беги!» дети собираются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

«Стой!». Играющие встают в круг. Водящий с маленьким мячом выходит на середину круга. Он подбрасывает мяч вверх (или сильно ударяет им о землю) и называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются. Как только ребенок поймает мяч, он громко произносит: «Стой!», и все игроки должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застал сигнал. Водящий старается попасть мячом в какого-нибудь игрока. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, но не сходить с места. Если водящий промахнется, он бежит за мячом, и все вновь разбегаются. Если водящий попал мячом в кого-либо, тот занимает место водящего, и игра продолжается.

 «Мы веселые ребята». На расстоянии 2 - 3м от границ площадки проводят две линии. Между ними становиться ловишка. Дети находятся на одной из линий. Воспитатель громко говорит: «Три — четыре!» Дети хором отвечают: «Мы веселые ребята! Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас поймать!» — и перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронется, прежде чем он пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону.

После 2—3 перебежек подсчитывают пойманных и выбирают нового ловишку. Игра продолжается.

«Караси и щука». Одного ребенка выбирают «щукой». Остальные играющие делятся на две подгруппы: одна из них образует круг — это «камешки», другая — «караси», которые «плавают» внутри круга.

«Щука» находится за пределами круга. По сигналу воспитателя «Щука!» ребенок, изображающий ее, вбегает в круг и старается поймать «карасей».

«Караси» прячутся за «камешки» — приседают за кем-нибудь из игроков, стоящих по кругу. «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться, и уводит их за круг, После 2—3 повторений подсчитывают количество пойманных игроков. Выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается.

«Лиса в курятнике». Гимнастические скамейки ставят квадратом — это «насест». На скамейках стоят дети — «куры». Внутри квадрата («курятника») бегает «лиса». «Куры» то спрыгивают с «насеста» и бегают по «курятнику», то залезают на скамейки. «Лиса» старается поймать (дотронуться рукой) «курицу», которая хотя бы одной ногой касается земли. После того как водящий поймает 3—5 «кур», из числа самых ловких назначается новая «лиса». Игра повторяется 4—5 раз.

«Волк во рву». Поперек площадки двумя линиями (или шнурами) обозначается «ров» шириной 80 см.

Во «рву» находится «волк». Дети стоят у края площадки — «козы». Воспитатель говорит: «Козы, в поле!» — дети бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время воспитатель говорит: «Козы, домой!» — дети вновь перепрыгивают ров, и игра продолжается.

«Не оставайся на земле». Игра проводится в той части площадки, где находятся гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, другие предметы высотой до 30 см.

Выбирают водящего — ловишку. Ему на руку повязывают цветную ленту. Дети размещаются на снарядах. По первому удару в бубен они спрыгивают и начинают бегать по площадке, соблюдая ритм, который за дает воспитатель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «Лови!» все дети снова взбираются на расставленные предметы. Ловишка ловит тех, кто не успел встать на возвышение.

Пойманные отходят в сторону, и после 2—3 повторений их подсчитывают. Выбирают нового ловишку, и игра продолжается.

«Два и три». Дети ходят или бегают врассыпную. На сигнал воспитателя «Два!» они встают в пару с любым находящимся рядом игроком, берутся за руки и бегут к заранее условленному месту (флажку, дереву), где строятся колонной в том порядке, в котором подбегают. Если воспитатель скажет «Три!», то дети образуют тройки и затем уже бегут к месту построения.

Вариант игры. Дети должны построиться перед воспитателем (лицом к нему), в каком бы месте площадки или комнаты он ни находился. Чтобы игра была сложнее и интереснее, воспитатель, прежде чем дать сигнал на построение, говорит: «Стой!» — дети останавливаются и закрывают глаза.

Воспитатель переходит на другое место и дает сигнал («Два!» или «Три!») — дети открывают глаза, образуют пары или тройки и бегут строиться.

«Постройте шеренгу, круг, колонну». Дети делятся на две группы и –строятся у противоположных сторон площадки или комнаты в две шеренги, лицом друг к другу. Затем по сигналу воспитателя ходят или бегают (в зависимости от темпа и ритма, которые задает воспитатель ударами в бубен) по всей площадке (комнате). Прекратив бить в бубен, воспитатель говорит: «Постройте шеренгу (круг, колонну)!» — и дети строятся на своих местах в шеренгу (круг, колонну). Выигрывает та группа, которая быстрее и правильнее (ровнее) построилась.

1  вариант: после сигнала дети строятся не в любом порядке, а встают точно на свое место в шеренге, колонне или кругу.

2 вариант: каждая группа строится у флажка своего цвета (если в шеренгу – флажок  находится  справа от правого фланга; если в круг — флажок находится в центре; если в колонну — флажок впереди колонны). Во время бега, прежде чем дать сигнал к построению, воспитатель говорит: «Стой!» — дети останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель в это время переставляет флажки на другие места и затем говорит, как нужно построиться. Дети открывают глаза, находят свой флажок и бегут к нему строиться.

«Путешествие на корабле». Дети строятся в две шеренги у одной из сторон площадки (комнаты) – это «корабль».

«Капитан» корабля (воспитатель) объявляет: «Приготовиться к выходу на берег, справа земля!» — дети должны повернуться направо. Тот, кто повернется в другую сторону, лишается выхода на берег и остается на «корабле» (отходит в сторону).

Все остальные игроки идут парами (можно с песней или под удары в бубен) и, обойдя площадку (комнату), возвращаются на «корабль» (к месту начального построения) и снова строятся в две шеренги.

Дети, оставшиеся на «корабле», включаются в игру, вставая на свои места в шеренгах. На слова воспитателя «Приготовиться к выходу, слева земля!» — дети поворачиваются налево и, обойдя площадку (комнату), возвращаются на корабль и встают в две шеренги. Название сторон (справа, слева) надо не только чередовать, но и давать вразбивку.

«Река и ров». Дети строятся на середине площадки (комнаты) в колонну по одному. Справа от колонны находится «ров», слева — «река». Через «реку» надо «переплыть» — идти, имитируя руками движения пловца, через «ров» — перепрыгнуть.

По сигналу воспитателя «Ров — справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул выбраться, подавая руку. Затем все возвращаются к начальному построению.

Информация о работе Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни