Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 20:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект психолого-педагогических условий ранних представлений ребенка о профессиях взрослых;
- провести практическое исследование;
ВВЕДЕНИЕ
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту.
Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений.
Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром, что и подтверждает актуальность курсовой работы.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Социологи в своих исследованиях выявили социальную обусловленность, общественную значимость, целенаправленность профессий, определили ее как общность людей, занятых определенным видом труда. В их работах показано, что от престижа профессии часто зависит социальный статус человека.
К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже кем работают и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих мамы и папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Серьезные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведенные в 70-80-е года под руководством д.п.н., профессора В.И. Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть
теоретический аспект
- провести практическое исследование;
- самостоятельно разработать рекомендации по формированию у старших дошкольников положительного отношения к труду взрослых.
Гипотеза: педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.
Объект курсовой работы: группа старших дошкольников детского сада № г. Могилева в количестве 11 человек.
Предмет исследования: педагогических процесс формирования положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста.
В курсовой работе использовались учебные пособия по возрастной и дошкольной педагогике, психологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Курсовая работа состоит из четырех глав, последовательно раскрывающих тему работы, а также заключения-вывода и списка используемой литературы
1. Теоретические основы приобщения к трудовой
деятельности детей старшего дошкольного возраста
В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» [18;с.185].
Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Большое значение труду придавали А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. В их трудах отмечено, что первое отличие состоит в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Дело не в том, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает, никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение [13; с.56].
А.В. Запорожец отмечет, что трудовая деятельность - это деятельность человека направлена на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте. Мотивы труда имеют общественный характер. Эта деятельность осуществляется с помощью особых предметов - орудий труда. Поэтому успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность труда обеспечивается постановкой его цели, планированием последовательности действий. В процессе труда человек регулирует и контролирует его ход, сличая полученный результат с предполагаемым, прилагает волевые усилия, преодолевая трудности для достижения намеченного [25;с.91].
Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремление и умение практически участвовать в построении общества; процесс формирования положительного отношения к труду [7;с.189].
Трудовое воспитание - система, воспитательных воздействии, предусматривающая вовлечение детей и юношества в целях их общего развития в трудовую деятельность [13;с.34].
Трудовое воспитание присуще всем историческим формациям и является самой древней формой воспитания. Его конкретный характер и место в системе воспитания определяются конкретными историческими условиями. Воспитывать у детей любовь к труду, ответственность и добросовестное к нему отношение следует с дошкольного возраста [11;с.57].
Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.
Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого[8;с. 6].
Трудолюбие - черта характера, заключающая в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Трудолюбие предполагает потребности и привычку трудиться, заинтересованность в достижении полезного результата труда. Только в результате титанического, напряженного, в сущности сверхчеловеческого труда постигается истина, создаются новые технические устройства и технологии. Формирование трудолюбия у каждого человека - одна из главных задач воспитания [5;с.67].
Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:
•труд в природе (в уголке природы, в
цветнике, на огороде, в саду);
•ручной труд (поддержание
порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание
книг, коробок, пришивание оторванных
пуговиц, петель, доступный ремонт
игрушек и пр.).
2.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей:
1. Поручения (индивидуальные и совместные): эпизодические, длительные, отсроченные по времени.
2. Дежурства (индивидуальны и совместные): по столовой, по занятиям, уголку природы.
3. Коллективный труд.
При организации труда дошкольников необходимо решать следующие задачи:
•Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости.
При организации труда дошкольников следует соблюдать следующие условия:
Индивидуальный труд — это поручение отдельному ребенку. Труд рядом — ступенька к совместному труду, когда дети трудятся рядом друг с другом, но каждый выполняет свое дело.
Коллективный труд может быть общим, — группе детей поручается общее дело, и совместным — дети работают с общим предметом, но каждый выполняет свое действие с ним. Схема организации коллективного труда подразумевает одну главную цель и результат, но эта цель реализуется совместной деятельностью отдельных групп детей, у которых в труде своя цель и свой результат. При этом дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников [2;с.196].
Определено содержание работы с дошкольниками по приобщению к труду взрослых:
1.Дети расширяют и уточняют свои представления о разных видах труда: производственного: строительство, сельское хозяйство; не производственного: школа, больница, театр.
2. Знают, что труд — это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество.
3.Дети понимают значимость труда людей в непроизводственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. Самостоятельно приобретают знания о труде людей из разных источников (книги, телевидение, рассказы взрослых и т. д.).
4.Знают о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой.
5.Уточняют представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Узнают об истории кораблестроения, самолетостроения, ракетостроения и пр.
6.Имеют общее представление о труде взрослых (труд — основа жизни и благосостояния каждого человека страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всем мире).
7.Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности. Стремятся оказывать помощь взрослым, проявляют заботу о них и внимание к их работе.
8.Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вычленять ее компоненты, выстраивая схему трудового процесса, изображая рисунками-значками.
9.Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд [6;с.196].
Успех вхождения ребенка в мир людей и предметов, созданных их трудом, уровень освоения им трудовой деятельности, трудовая воспитанность ребенка, которая предполагает ценностное отношение к труду и проявляется в бережном отношений к материальным и духовным ценностям как результатам человеческого труда, в уважении к трудящемуся человеку и его собственности, в значительной степени зависят от содержания трудового воспитания, ибо содержание образования существенно влияет на развитие личности [4;с.49].