Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект психолого-педагогических условий ранних представлений ребенка о профессиях взрослых;
- провести практическое исследование;

Файлы: 1 файл

курсовая по дошкольной педагогике.docx

— 113.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной  культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту.

Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром  и миром человеческих отношений.

Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром, что и подтверждает актуальность курсовой работы.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Социологи в своих исследованиях выявили социальную обусловленность, общественную значимость, целенаправленность профессий, определили ее как общность людей, занятых определенным видом труда. В их работах показано, что от престижа профессии часто зависит социальный статус человека.

К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже кем работают и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих мамы и папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

Серьезные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведенные в 70-80-е года под руководством д.п.н., профессора В.И. Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

- рассмотреть  теоретический аспект психолого-педагогических  условий ранних представлений ребенка о профессиях взрослых;

- провести  практическое исследование;

- самостоятельно  разработать рекомендации по  формированию у старших дошкольников положительного отношения к труду взрослых.

Гипотеза: педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.

Объект курсовой работы: группа старших дошкольников детского сада № г. Могилева в количестве 11 человек.

Предмет исследования: педагогических процесс формирования положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста.

В курсовой работе использовались учебные пособия по возрастной и дошкольной педагогике, психологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.

Курсовая работа состоит из четырех глав, последовательно раскрывающих тему работы, а также заключения-вывода и списка используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы приобщения к трудовой

деятельности детей старшего дошкольного возраста

 

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» [18;с.185].

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Большое значение труду придавали А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. В их трудах отмечено, что первое отличие состоит в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Дело не в том, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает, никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение [13; с.56].

А.В. Запорожец отмечет, что трудовая деятельность - это деятельность человека направлена на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте. Мотивы труда имеют общественный характер. Эта деятельность осуществляется с помощью особых предметов - орудий труда. Поэтому успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность труда обеспечивается постановкой его цели, планированием последовательности действий. В процессе труда человек регулирует и контролирует его ход, сличая полученный результат с предполагаемым, прилагает волевые усилия, преодолевая трудности для достижения намеченного [25;с.91].

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремление и умение практически участвовать в построении общества; процесс формирования положительного отношения к труду [7;с.189].

Трудовое воспитание - система, воспитательных воздействии, предусматривающая вовлечение детей и юношества в целях их общего развития в трудовую деятельность [13;с.34].

 Трудовое воспитание присуще  всем историческим формациям  и является самой древней формой воспитания. Его конкретный характер и место в системе воспитания определяются конкретными историческими условиями. Воспитывать у детей любовь к труду, ответственность и добросовестное к нему отношение следует с дошкольного возраста [11;с.57].

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого[8;с. 6].

Трудолюбие - черта характера, заключающая в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Трудолюбие предполагает потребности и привычку трудиться, заинтересованность в достижении полезного результата труда. Только в результате титанического, напряженного, в сущности сверхчеловеческого труда постигается истина, создаются новые технические устройства и технологии. Формирование трудолюбия у каждого человека - одна из главных задач воспитания [5;с.67].

Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:

  • самообслуживание  (труд,  направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
  • хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

•труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду); 
      •ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ТРУДА

 

Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей:

1. Поручения (индивидуальные и совместные): эпизодические, длительные, отсроченные по времени.

2. Дежурства (индивидуальны и совместные): по столовой, по занятиям, уголку природы.

3. Коллективный труд.

При организации труда дошкольников необходимо решать следующие задачи:

•Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости.

  • Формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду;   желание   трудиться   по   внутреннему   побуждению,   проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым.
  • Воспитывать гуманные чувства, положительные взаимоотношения.
  • Использовать труд в  природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения.
  • Воспитывать бережное отношение к результатам труда.
  • Приучать детей экономно расходовать материалы.
  • Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность.
  • Формировать у детей трудовые умения и навыки.

При организации труда дошкольников следует соблюдать следующие условия:

  • Учитывать   значимость   непосредственного   воздействия   личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка.
  • Помнить, что выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. При постоянной недостаточной нагрузке ребенок приучается трудиться без напряжения, искажаются его представления о труде.
  • Учитывать    физические    возможности,    состояние    здоровья    и индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • Обеспечивать четкий и грамотный показ детям приемов работы.
  • Практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и школьников, дошкольников и взрослых.
  • Уделять   особое   внимание   воспитанию   уважения   к  людям  различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.
  • Подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы.
  • Осуществлять работу по трудовому воспитанию в тесном контакте с семьей (знакомить родителей с содержанием труда в детском саду, использовать разнообразные формы педагогического просвещения и т.д.).
  • Планировать воспитательную работу, учитывать, что в утренние часы, во время приема детей, необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение; это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.
  • С  наибольшей  пользой  использовать  утренние  и  вечерние  прогулки, наполнять их разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей [12;с.21 ].

Индивидуальный труд — это поручение отдельному ребенку. Труд рядом — ступенька к совместному труду, когда дети трудятся рядом друг с другом, но каждый выполняет свое дело.

Коллективный труд может быть общим, — группе детей поручается общее дело, и совместным — дети работают с общим предметом, но каждый выполняет свое действие с ним. Схема организации коллективного труда подразумевает одну главную цель и результат, но эта цель реализуется совместной деятельностью отдельных групп детей, у которых в труде своя цель и свой результат. При этом дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников [2;с.196].

Определено содержание работы с дошкольниками по приобщению к труду взрослых:

1.Дети расширяют и уточняют свои представления о разных видах труда: производственного: строительство, сельское хозяйство; не производственного: школа, больница, театр.

2. Знают, что труд — это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество.

3.Дети понимают значимость труда людей в непроизводственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. Самостоятельно приобретают знания о труде людей из разных источников (книги, телевидение, рассказы взрослых и т. д.).

4.Знают о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой.

5.Уточняют представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Узнают об истории кораблестроения, самолетостроения, ракетостроения и пр.

6.Имеют общее представление о труде взрослых (труд — основа жизни и благосостояния каждого человека страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всем мире).

7.Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности. Стремятся оказывать помощь взрослым, проявляют заботу о них и внимание к их работе.

8.Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вычленять ее   компоненты,   выстраивая   схему   трудового   процесса, изображая рисунками-значками.

9.Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд [6;с.196].

Успех вхождения ребенка в мир людей и предметов, созданных их трудом, уровень освоения им трудовой деятельности, трудовая воспитанность ребенка, которая предполагает ценностное отношение к труду и проявляется в бережном отношений к материальным и духовным ценностям как результатам человеческого труда, в уважении к трудящемуся человеку и его собственности, в значительной степени зависят от содержания трудового воспитания, ибо содержание образования существенно влияет на развитие личности [4;с.49].

Информация о работе Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста