Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 20:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект психолого-педагогических условий ранних представлений ребенка о профессиях взрослых;
- провести практическое исследование;
В основе освоения дошкольником разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции, обусловленные усложнением его компонентов. Первая связана с возрастанием самостоятельности ребенка в пределах сформированных у него умений. Вторая: дошкольник все больше и больше включается в совместную с взрослым жизнь, выполняя вместе с ним обычные повседневные обязанности.
Много впечатлений и сведений ребенок получает под руководством воспитателя на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, обогащению и закреплению представлений об окружающем.
Все это, безусловно, оказывает важное влияние на умственное развитие детей, и педагогу следует использовать образовательные возможности всех занятий.
4. Средства трудового воспитания дошкольников
Ознакомление с окружающим является и самостоятельным предметом обучения в детском саду, систематически осуществляется на специальных занятиях (экскурсии, беседы, чтение и рассказывание педагога, рассматривание картин, показ диафильмов, дидактические игры и др.). Познавательный процесс строится так, чтобы у детей постепенно и последовательно складывались достаточно полные и правильные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.
Ознакомление дошкольников с окружающим осуществляется в соответствии с программой детского сада и включает формирование знаний и представлений об окружающем предметном мире и о явлениях общественной жизни. Соответствующие этим основным аспектам задачи ознакомления с окружающей действительностью тесно между собой связаны, однако их удельный вес меняется при переходе от младших к более старшим группам детского сада. В старших группах больше, внимания уделяется ознакомлению детей с общественными явлениями. Уточнение, расширение и обобщение знаний о предметах, как правило, не требует специальных знаний и целенаправленно осуществляется в процессе ознакомления детей 5—7 лет с жизнью и трудом взрослых, общественным транспортом и т. д. [40;с.16].
Отечественные педагоги А. П. Усова, Е. И. Радина, О. И. Соловьева, А. М. Леушина и др. много сделали для определения и обоснования принципов отбора содержания ознакомления с окружающим детей дошкольного возраста, по разработке программы воспитания и обучения. Формирование представлений дошкольника об окружающем А. П. Усова считала важным фактором умственного развития детей и ставила его на первое место в образовательном содержании дошкольного воспитания. Содержание программы, по ее мнению, должно быть таким, чтобы дошкольники в пределах своих возрастных возможностей получили подлинно научные, точные сведения об окружающем, направленные на развитие их мыслительных способностей.
Конкретизация в педагогических исследованиях (Р. И. Жуковская, 3.И.Тидикиене, В. И. Глотова, В. Н. Аванесова, В. И. Логинова, С. М. Котлярова и др.) этих общих положений, применительно к ознакомлению детей с окружающим, позволяет совершенствовать содержание данного раздела образовательно - воспитательной работы, систематизировать знания детей о труде взрослых, общественном транспорте, учреждениях культурно-бытового обслуживания (библиотека, магазин и др.) как общественных явлениях [48;с.10].
В систему знаний о труде взрослых были включены общие представления о данном явлении в целом: представления с разных сферах трудовой деятельности (в промышленности, сельском хозяйстве и др.); представления о труде людей основных профессий (няня, повар, воспитатель, строитель, швея, полевод и др.); представления об основных этапах и процессах создания продукции (постройка дома, выращивание хлеба, изготовление одежды); представления о взаимосвязи труда людей разных отраслей и профессий и об отношении их к работе.
Указанные компоненты, включая знания о существенных связях и зависимостях, в свою очередь раскрываются в определенной системе. Так, содержание знаний о труде людей какой-либо профессии должно быть следующим: название профессии (кто варит обед, строит дом); место работы (где работает повар, строитель); материал для труда (что нужно для работы повару, строителю); орудия труда (чем, с помощью чего работает повар, строитель): трудовые действия (что делает повар, строитель); результаты труда (что получается в результате работы повара, строителя); польза труда для общества (для кого варит повар обед, строит дом строитель) [7;с.10].
Система знаний усваивается детьми на протяжении ряда занятий в течение учебного года и всех лет пребывания в детском саду. Воспитатель, планируя работу, должен ясно представлять содержание первого, последующих и завершающего занятий. При этом надо исходить из программных требований для данной возрастной группы, а также имеющихся у детей знаний [27;с.101].
Усвоение программного содержания требует планомерной образовательной работы во всех возрастных группах детского сада, так как освоение программы в каждой группе является необходимым условием и фундаментом для успешного обучения на последующих возрастных этапах. Во всех группах предусматривается ознакомление с одними и теми же темами, но с разной степенью широты и глубины. Очень важно за внешней повторностью рассматриваемых вопросов в каждой группе видеть новое, уметь сосредоточивать на нем основное внимание в процессе обучения, опираясь на уже имеющиеся знания и опыт детей. В связи с этим необходима постоянная корректировка программных знаний с опытом, с уровнем умственного развития детей каждой конкретной группы.
Большие возможности для непосредственного приобщения детей к труду взрослых заложены в самостоятельных играх и занятиях, наблюдениях, в трудовой деятельности, а также в общении с взрослыми и сверстниками. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для разнообразной, содержательной жизни каждого ребенка группы, максимально использовать возникающие ситуации для практического приобщения к миру вещей и предметов, с природой, с общественными явлениями, воспитывать у детей живой интерес к событиям жизни, воздействовать на их сознание через чувства, вызываемые впечатлениями об окружающей действительности, развивать и направлять любознательность детей, их стремление понять увиденное и услышанное, найти ответ на возникающие вопросы. Однако следует помнить, что приобщение к окружающему в самостоятельной деятельности требует особого педагогического такта, умения не торопиться с прямыми указаниями, а решать образовательные задачи на основе учета жизненных потребностей детей, их индивидуальных нужд и интересов, характера деятельности. Надо признать за детьми право в часы самостоятельной деятельности выбирать себе дело, и товарищей по душе, заниматься, играть, наблюдать за тем, что заинтересовало, и т. д. [27;с.97].
К пяти годам дети обычно знают, что такое профессия, и умеют называть многие профессии, понимают, что такое трудовые действии - это то, что делают люди на работе, могут назвать ряд трудовых действий няни, шофера и т.д. Дети достаточно хорошо ориентируются в том, какие орудия и материалы необходимы для работы людей знакомых профессий. В старшей группе ставятся задачи увязать эти компоненты в системы. Детей необходимо подводить к пониманию явлений окружающего во взаимосвязи. Они должны усвоить, что такое системное представление, о работе людей какой-либо профессии, дают знания о названии профессии, месте работы, материалах и орудиях труда, трудовых поручениях и их последовательности.
Трудолюбие, формируемое у дошкольника, — важнейшее личностное качество. Если правильно организовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать малыша в трудовую деятельность, то в старшем дошкольном возрасте складывается привычка к регулярному труду, потребность трудиться. Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положительные эмоции, понимает общественную значимость результатов труда. Он охотно помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека [1;с.37].
Н.К.Крупская, ориентируя воспитателя на расширение детского кругозора, указывала на основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут: «Надо дать ребятам, учитывая круг их знаний и представлений, ряд доступных по форме и содержанию рассказов о жизни нашей Родины» [24;с.9].
Педагог должен пробуждать у ребят желание подражать всему доброму, что делает человек. Воспитатель может направлять игровую деятельность с учетом разных подходов, имеющихся в настоящее время в теории и практике воспитания [5;с.5].
Знания о труде людей родного края служат богатейшим источником игр. Общими формами работы с детьми являются: целевые прогулки, экскурсии, труд детей, изобразительная деятельность, развлечения. При ознакомлении с родным городом, селом целесообразно проводить следующие целевые экскурсии: «Праздничная улица», «Новый сквер», «Улица города вечером» и другие методические приемы.
Необходимо учитывать условия в целях успешности приобщения детей к этнокультуре, первым условием является овладение педагогическим персоналом необходимыми знаниями о Республике. Вторым условием – создание материальной базы, которая включает наличие краеведческого материала в детском саду для ознакомления детей с его содержанием:
- краеведческая литература, отражающая быт, культуру, традиции, природу края;
- фонд подлинных коми предметов, которые будут использоваться для игр – занятий, элементы старинной одежды;
- утварь, предметы быта, искусства.
В соответствии с задачами обучения и уровнем развития детей взрослый заранее намечает цель каждого организованного занятия или экскурсии, продумывает, что покажет, о чем будет говорить, какие вопросы задаст, какие действия предложит выполнить по обследованию основных свойств предметов, при изучении наблюдаемых явлений. Важно продумать этапы и последовательность наблюдения. При этом нельзя наблюдаемое явление рассматривать только с позиций обучения, превращать его в прямое дидактическое пособие. Надо помнить, что во всяком наблюдении, проводимом с дошкольниками, важна его эмоциональная сторона. То, что вызывает интерес, доставляет удовольствие, лучше запоминается детьми, об этом они любят вспоминать и рассказывать.
Организация непосредственного познания окружающего — главная форма работы с дошкольниками, поэтому в зависимости от программных задач и местных условий надо прежде всего обстоятельно и планомерно знакомить детей с объектами ближайшего окружения. В районах крупного строительства, надо провести целую серию наблюдений и экскурсии, и дать детям знания о строительстве и труде строителей. Если недалеко расположены речной или морской порт, железная дорога, станция метро, надо, опираясь на наблюдения, сформировать конкретные представления о средствах передвижения людей и перевозке грузов, о труде транспортных рабочих. В условиях сельской местности есть все условия для того, чтобы более обстоятельно познакомить детей с профессиями животновода, полевода, механизатора, с работой птицефермы, животноводческого совхоза и на основе непосредственного наблюдения, систематических экскурсий на объекты сельскохозяйственного производства воспитать уважение и любовь к родному селу, к сельским труженикам [4;с.13].
В педагогической работе с детьми необходимо правильно сочетать экскурсии, наблюдения с чтением и рассказыванием, показом картин, кино- и диафильмов. Непосредственное знакомство сельских детей с жизнью и трудом колхозников обязательно надо подкреплять чтением, показом картин и фильмов на колхозную тематику. В городских условиях в процессе ознакомления с данной темой преобладающее место занимают рассказ воспитателя, рассматривание картин, показ фильмов, чтение книг о быте и труде людей в селах. Кроме этого, необходимо сводить детей на сельскохозяйственную выставку, к овощным базарам-магазинам, обратить внимание на транспортировку овощей по улицам города и т. д.
К сочетанию разных форм работы следует стремиться и в ходе каждого отдельного занятия. Хорошо, когда в процессе экскурсии дети могут вспомнить стихотворение или загадку о наблюдаемом объекте. Беседа проходит интереснее и живее, если дети не только отвечают на вопросы взрослого, но и могут действовать и с картинками: группировать их, находить нужные. Хорошим дополнением к беседе о транспорте будут рассматривание картин или игрушек, изображающих разные средства передвижения, демонстрация диафильма. Все это позволяет взрослому активизировать детей, включить в процесс познания различные виды деятельности, обеспечить связь речи с наглядно-действенным усвоением знаний.
Воспитателю необходимо позаботиться об изготовлении, приобретении и накоплении наборов картинок, мелких игрушек и предметов, различных материалов, схематических изображений деталей, частей предметов и др., которые в ходе занятия раздаются всем детям для выполнения разнообразных заданий практического характера. Самостоятельная работа с такого рода раздаточными материалами позволяет педагогу не только повысить активность детей на занятии, но и обеспечить своевременный контроль за усвоением программных знаний и умений каждым ребенком [23;с.81].
Важное место в повышении активности детей на занятиях занимают игровые приемы, использование воспитателем различных игровых действий, игровых ситуаций разложить картинки, исправить ошибку».
В зависимости от воспитательно-образовательных задач и этапа обучения педагог решает, когда целесообразно проводить дидактические игры и упражнения как самостоятельные виды занятия, а когда использовать их как составные части.
Определенная гибкость должна быть в подаче основного программного содержания. В одном случае занятие посвящается основной теме (труд взрослых) и какому-то ее подразделу. В других случаях эффективнее сочетать разные подразделы одной темы и даже аналогичные вопросы из различных тем. В третьем случае ознакомление с окружающим планируется как часть занятия по другому разделу обучения [17;с.83].