Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект психолого-педагогических условий ранних представлений ребенка о профессиях взрослых;
- провести практическое исследование;

Файлы: 1 файл

курсовая по дошкольной педагогике.docx

— 113.52 Кб (Скачать файл)

В процессе приобщения к труду взрослых целесообразно организовывать экскурсии.

Экскурсия — один из видов занятий по приобщению детей к труду взрослых. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать за трудом взрослых, подчеркнуть особенности профессии. Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть непосредственно труд взрослых. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в процессе трудовой деятельности, материалистическое миропонимание.

Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми. Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.

Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии.   Важно   выбрать  дорогу  до  места,   которая  не  была  бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением [9;с.23].

Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями. Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.

При ознакомлении с конкретной   профессией педагог напоминает, в какой последовательности    и что    надо    говорить, предлагает детям проследить за тем, что все компоненты были названы. При этом можно  использовать в качестве игровых заданий дидактической игры типа: «Кто знает, кем работают, как трудятся взрослые», «Кому, что нужно для работы», «Правильно ли Незнайка рассказал о труде поварихи». Усвоив последовательность описания определенных профессий, дети постепенно вычленяют общую содержательную основу, схему раскрытия данного явления и начинает пользоваться ею при выяснении характера других профессий. Полученные на занятиях знания дети начинают переносить в новые условия, что является важным показателем умственного развития.

Закрепление и обогащение знаний о знакомых учреждениях и ознакомление с новыми объектами надо проводить в такой системе, чтобы сформировать у детей следующие представления: о их общем виде, наименовании назначении, о труде людей, работающих в учреждениях, о взаимосвязи всех работников данного учреждения, об их отношениях к работе, к посетителям.

Работая с детьми в этом направлении, надо иметь в виду, что овладение обобщенными знаниями, пользование ими как способом ориентировки в многообразии окружающих предметов и явлений в старшей группе лишь формируется и требует усилий как от педагога, так и от самих детей. Эта работа продолжается в подготовительной к школе группе. На основе накопления в предыдущих группах конкретных представлений о разных видах труда людей в детском саду, на строительстве, на транспорте в старшей группе предусматривается расширение и углубление полученных детьми знаний об этих видах труда, а также знакомство их с трудом людей в промышленности.

В приобщении детей к труду взрослых, общественным транспортом, ближайшими учреждениями и особенно с миром окружающих предметов и вещей особая роль принадлежит повседневной воспитательной работе. На занятиях детей часто знакомят с такими объектами и явлениями, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, поэтому тесная связь содержания занятий с содержанием повседневного общения педагога с детьми в часы их самостоятельной деятельности просто необходима. И делать это нетрудно, если рационально (не перегружая обучением) использовать многочисленные практические ситуации для уточнения, закрепления, осознания знаний, полученных на занятиях, и наоборот, на занятии использовать непосредственный опыт детей своей группы.

Из-за небольшого количества занятий (в среднем на рассмотренные темы приходится 1 - 2 занятия в месяц) ряд программных задач осуществляется только в повседневной жизни [25;с.154].

Проанализировав программы воспитания и обучения, выявлены особенности приобщения дошкольников к труду взрослых.

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В эксперименте принимали участие воспитанники детского сада № города Могилева в количестве 11 человек старшего дошкольного возраста.

Целью эксперимента являлось проанализировать влияние педагогической работы по формированию знаний и представлений о труде взрослых на формирование положительного отношения к труду у старших дошкольников.

Первым этапом эксперимента являлась изучение представлений ребят о труде взрослых. На данном этапе применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».

Вторым этапом исследования являлось проведение нескольких занятий по ознакомлению детей с некоторыми профессиями, проведение бесед.

Третьим этапом эксперимента было проведение формирующего эксперимента с целью выяснения изменений представлений детей о труде взрослых.

Каждых этап эксперимента тщательно анализировался.

 

  1. Констатирующий эксперимент

 

Подготовка исследования. Были составлены вопросы для беседы «Что такое профессия» (Методика Е.И. Медвецкой).

Проведение исследования. С детьми  проводилась индивидуальная беседа. Детям были задан вопрос: - Какие ты знаешь профессии?

По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. И предложено объяснить процесс работы данной профессии.

Ответы детей занесены в Таблицу 2.1.

Результаты исследования несколько удивили. Оказалось, что у большинства детей вопрос вызвал некоторое затруднение. Большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель.

Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей. Исключение составляют профессии родителей детей. Так, например, Малышева Оля с увлечением рассказала о работе мамы-доярки. Было заметно, что девочка знает о труде своей мамы, на вопрос об орудиях труда доярки рассказала о доильном аппарате, знает, что в работе мама использует ведра, рассказала о коровах. Также девочка рассказала о том, как одета мама во время работы. Оля также с интересом говорила о том, что мамина профессия очень важна, что молоко нужно и взрослым и детям.  

Таблица 2.1 Обработка данных. Результаты по каждой беседе

№п/п

Ребенок

Профессия

Орудия

труда

Процесс

Труда (что делает?)

Клочко Алина

Повар

Кастрюля, сковорода

Готовит еду

Врач

«Слушалка»

Лечит людей

Продавец

Касса

Продает

Семейко Руслан

Капитан

-

Катается на корабле, ловит рыбу

Водитель

Руль

Возит груз

Летчик

-

Летает в небе

Учитель

Доска

Учит детей

Курашева Лида

Парикмахер

Ножницы, фен

Делает прически разным тетям

Военный

Погоны, пистолет

Марширует, стреляет

Врач

Градусник, укол, очки

Делает укол

Пожарник

Машина, вода

Тушит огонь

Караваев Максим

Летчик

Самолет, очки

Летает

Продавец

Калькулятор, касса, весы

Продает молоко

Пекарь

Булочки, тесто

Печет булочки

Милиционер

«Палочка»

Ищет преступников

Сушко Элеонора

Директор

Папки, компьютер

-

Врач

Градусник

Лечит людей, дает таблетки

Кондратеня Борис

Космонавт

Космический корабль

Летает в космосе

Солдат

Пилотка, танк, пулемет, автомат

Стреляет и ездит в танке

Матрос

Корабль

Катается на корабле, служит

Учитель

-

Учит детей

Сухомлина Аня

Парикмахер

Ножницы, кресло, шампунь

Делает прически, подстригает

Водитель(автобуса)

Машина, руль,

Возит людей

Врач

Градусник, таблетки

Лечит

Крестович Олег

Милиционер

«Палочка», фуражка

Стоит на дороге, останавливает машины

Моряк

Корабль, руль

 Водит корабль

Малышева Оля

Доярка

Доильный аппарат, ведро

Доит и ухаживает за коровой

Тракторист

Трактор, лопата, грабли

Сеет зерно, боронит землю

Проводница

Поезд

Ездит в поезде, помогает пассажирам, разносит чай

Певица

Микрофон, платья

Поет песни, танцует, радует людей

Экономист

 Калькулятор, бумаги

Считает цифры и деньги

Иванцова Лариса

Продавец

Весы

Продает

Кассир

 Касса 

-

Журналист

Блокнот, компьютер, диктофон

Берет интервью, пишет статьи, сочиняет рассказы

Плотник

Молоток, пила

Делает мебель

Ольшевская Света

Учитель

Указка, книги

Учит ребят

Швея

Швейная машина, иголки, нитки

Шьет красивую одежду


 

 

 

Иванцова Лариса много знает о профессии папы, который работает журналистом. Девочка знает специальные термины «интервью», «статья», «диктофон».

Также Света Ольшевская рассказала о профессиях двух своих родителей: учитель и швея. Девочка знает, где работают родители, чем они заняты на работе, какие предметы используют во время работы. Света рассказала, что, как и мама, хочет стать швеей, чтобы шить красивые вещи.

Некоторые ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии оружиях труда. Так  Семейко Руслан не смог ответить на вопрос чем пользуется в работе капитан, Кондратеня Борис – чем пользуется учитель,  Иванцова Лариса – не смогла ответить, что делает на работе кассир.

Можно сделать вывод, что названных профессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда очень скудны.

Дошкольники, лишенные продуманного и систематического педагогического руководства, дали при обследовании удручающие результаты.

После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых.

Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирующий  эксперимент

 

После проведения эксперимента с детьми исследуемой группы была проведена серия занятий по ознакомлению детей с новыми профессиями.

 

Занятие 1. “Профессия – архитектор”

 

ЗАДАЧИ:

- Продолжать формирование у детей представление о профессии архитектора, показывая значимость и важность этой профессии.

-  Способствовать расширению словарного запаса

- Развивать конструктивные способности, ассоциативное мышление и воображение детей

- Формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- Разучивание литературного материала по профессии строителя и архитектора,

- Беседы, показ иллюстративного материала

Информация о работе Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста