Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 20:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект психолого-педагогических условий ранних представлений ребенка о профессиях взрослых;
- провести практическое исследование;
Дети |
Названо профессий в констатирующем эксперименте |
Названо профессий в формирующем эксперименте |
Клочко Алина |
3 |
10 |
Семейко Руслан |
4 |
8 |
Курашова Лида |
4 |
7 |
Караваев Максим |
4 |
9 |
Сушко Элеонора |
2 |
7 |
Кондартеня Борис |
4 |
9 |
Сухомлина Аня |
3 |
11 |
Крестович Олег |
2 |
7 |
Малышева Оля |
5 |
9 |
Иванцова Лариса |
4 |
10 |
Ольшевская Света |
2 |
8 |
В индивидуальной беседе с детьми также выяснился явный прогресс.
Сравним ответы некоторых детей в констатирующем и формирующем эксперименте:
Сухомлина Аня первоначально с затруднением называла орудия труда названных ею профессий, табл. 2.2
Таблица 2.2. Первоначальные ответы одного из детей
Сухомлина Аня |
Парикмахер |
Ножницы, кресло, шампунь |
Делает прически, подстригает |
Водитель(автобуса) |
Машина, руль, |
Возит людей | |
Врач |
Градусник, таблетки |
Лечит |
После посещения серии занятий, описанных выше, результаты Ани выглядели следующим образом, Табл.2.3
Таблица 2.3 Последующие ответы ребенка
Сухомлина Аня |
Парикмахер |
Ножницы, кресло, шампунь, фен, расчески |
Делает прически, подстригает, красит |
Водитель(автобуса) |
Машина, руль, люди, пассажиры, фары |
Возит людей, чинит автобус | |
Журналист |
Ручка, блокнот, микрофон, фотоаппарат, камера |
Задает вопросы, пишет статьи, фотографирует, берет интервью | |
Архитектор |
Карандаши, линейки |
Придумывает дома и украшения | |
Фитодизайнер |
Цветы, клей, проволока, ленточки, бумага |
Украшает комнаты, делает композиции их цветов | |
Сапожник |
Молоток, гвозди |
Чинит обувь | |
Врач |
Градусник, таблетки |
Помогает больным людям | |
Ветеринар |
Градусник, таблетки |
Помогает больным животным | |
Милиционер |
Жезл, погоны |
Ловит преступников, следит за порядком | |
Официант |
Поднос, салфетки |
Приносит людям еду, угощает | |
Уборщица |
Ведро, тряпка |
Убирает комнаты, моет полы, вытирает пыль |
Можно отметить, что каждый ребенок, участвующих в эксперименте, после серии занятий стал говорить о труде взрослых более осознанно, уважительно.
После проведения индивидуальных бесед, детям было предложено поговорить о том, важны ли профессии, какую пользу приносят представители определенных профессий.
Беседа несла оживленный характер, ребята с удовольствием отвечали на вопросы, рассказывали о важности труда взрослых. Можно сделать вывод, что гипотеза курсового исследования подтвердилась: влияние педагогической работы по формированию знаний и представлений о труде взрослых имеет непосредственное влияние на формирование положительного отношения к труду взрослых у старших дошкольников.
Экспериментальное исследование, проведенное в рамках курсовой работы позволило разработать рекомендации воспитателю детского сада по формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы можно сделать выводы.
Целью педагогической работы по формированию у старших дошкольников положительного отношения к труду является: Создать условия для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам, способствовать формированию системных знаний о трудовом процессе, как единице труда
Задачи для педагогов:
- Формировать нравственно-трудовые качества детей
- Способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда,
- Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы,
- Побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых
- Способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации
Задачи для детей:
- Узнавать о труде людей, о разных профессиях
- Уважать тех, кто трудиться
- Узнать, люди, каких профессий необходимы нашему городу именно сейчас
- Стараться научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым в труде
- Знать разные виды труда и как обращаться с инструментами и бытовой техникой
- Относиться к предметам и вещам бережно
- Учиться дружить, заботиться о товарищах,
- Быть трудолюбивыми, самостоятельными
В старшей группе следует:
- обобщать детские представления о труде взрослых на основе знакомства с азами экономики, сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п.;
- обеспечивать дальнейшее ознакомление с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей.
Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых, через рассказы, беседы, чтение детских книг. Следует обучать детей умению строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса.
В старшем дошкольном возрасте модели трудового процесса могут быть вариативными.
Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых должно строиться на диалоге со взрослым, труд которого наблюдают дети. Воспитатель побуждает детей к вопросам, высказыванию предположений. Особенно интересны детям таинственные чертежи-схемы трудовых процессов, детали каких-то технических устройств. Разгадывая загадки, заключенные в этих предметах, дети испытывают радость открытия и познания.
Неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий оказывают родители. Следует приглашать родителей для рассказа о своей профессии в группу, заранее договариваясь о примерном содержании беседы, педагог советует что принести, показать. Можно попросить родителей познакомить детей с бюджетом семьи, ее доходами и расходами, так как деньги - результат труда, определяют достаток семьи и материальное благополучие.
Яркие впечатления, полученные в процессе проектной деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями, чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей.
Проведенная работа в этом направлении позволила ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
приложение 1.
Наглядные средства для ознакомления с профессиями
Наглядные средства |
Практическое применение |
Алгоритмы действий |
Освоение способов выполнения действий, связанных с дежурством |
Схемы |
Схема хода или карта путешествий для развивающего занятия по ознакомлению с профессией |
Предметные и графические модели |
Обучение целостным трудовым процессам |
Инструкционные карты |
Поэтапное отражение детской деятельности:
и т.п. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Схема взаимодействия педагогов и родителей по развитию трудовой воспитанности дошкольников
Руководитель Организация работы по трудовому воспитанию Контроль |
Воспитатель Мониторинг компетенций Анализ и планирование работы по трудовому воспитанию Создание развивающей среды Создание образовательных ситуаций Организация различных видов труда Индивидуальная работа с детьми Изучение практики трудового воспитания в семьях и знакомство родителей с содержанием и методами трудового воспитания Проведение целевых экскурсий и прогулок |
Музыкальный руководитель Организация и проведение праздников, утренников, развлечений, инсценировок Разучивание стихотворного и музыкального материала для выступления детских агитбригад Руководство театрализованной деятельностью Индивидуальная работа с детьми |
Учитель – логопед Проводит занятия по ознакомлению с окружающим, способствующие закреплению знаний о профессиях Проводя коррекционную работу, расширяет словарный запас детей, Консультирует педагогов и родителей по коррекции речи и познавательного развития детей. |
Педагог-психолог Развивает память, внимание, наблюдательность Проводит занятия по культуре общения Консультирует педагогов и родителей по коррекции развития психических процессов у детей |
Воспитатель по изо деятельности Организует конкурсы и выставки творческих работ Оформляет стенды и плакаты по трудовому воспитанию дошкольников Консультирует воспитателей по оформлению развивающей среды группы |
Родители Беседы с детьми о профессиях взрослых членов семьи Чтение художественной и познавательной литературы для ознакомления детей с трудом взрослых Привлечение детей к хозяйственно-бытовому труду в домашних условиях Изучение практики трудового воспитания в МОУ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Схемы ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевых играх по профессиям
Возрастная группа |
Сюжетно-ролевые игры | ||||||
«Магазин» |
«Моряки» |
«Парикмахерская» |
«Строители» |
«Скатерть-самобранка» |
«Летчики» |
«Больница» | |
Младшая группа |
Продавец Покупатель Водитель |
Капитан Пассажир |
Парикмахер Клиент |
Рабочий Водитель |
Пекарь Водитель |
Летчик Пассажир |
Медсестра Больной |
Средняя группа |
Продавец Покупатель Водитель Кассир |
Капитан Пассажир Матрос Штурман Кок |
Дамский мастер Мужской мастер Клиент |
Рабочий Экскаваторщик Водитель Крановщик |
Пекарь Тракторист Комбайнер Водитель |
Летчик Пассажир Кассир |
Врач Медсестра Больной |
Старшая группа |
Продавец Покупатель Водитель Кассир Товаровед |
Капитан Пассажир Матрос Штурман Кок Боцман |
Дамский мастер Мужской мастер Клиент Мастер по маникюру Кассир Администратор |
Экскаваторщик Водитель Крановщик Архитектор Тракторист Каменщик |
Механизатор Механик Агроном Садовод Полевод Овощевод |
Летчик Пассажир Диспетчер Кассир Бортмеханик Бортпроводница |
Терапевт Окулист Хирург Лорврач Медсестра Больной |
Подготовительная группа |
Продавец Покупатель Водитель Кассир Товаровед Директор |
Капитан Пассажир Матрос Штурман Кок Боцман Водолаз |
Дамский мастер Мужской мастер Клиент Мастер по маникюру Кассир Администратор Визажист |
Экскаваторщик Водитель Крановщик Архитектор Тракторист Каменщик Прораб |
Телятница Птичница Свинарка Пастух Коневод Животновод Ветеринар |
Летчик Штурман Диспетчер Пассажир Кассир Бортмеханик Бортпроводница |
Терапевт Окулист Хирург Лорврач Медсестра Больной Рентгенолог Аптекарь |