Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект психолого-педагогических условий ранних представлений ребенка о профессиях взрослых;
- провести практическое исследование;

Файлы: 1 файл

курсовая по дошкольной педагогике.docx

— 113.52 Кб (Скачать файл)

Дети

Названо профессий в констатирующем эксперименте

Названо профессий в формирующем эксперименте

Клочко Алина

3

10

Семейко Руслан

4

8

Курашова Лида

4

7

Караваев Максим

4

9

Сушко Элеонора

2

7

Кондартеня Борис

4

9

Сухомлина Аня

3

11

Крестович Олег

2

7

Малышева Оля

5

9

Иванцова Лариса

4

10

Ольшевская Света

2

8


 

 

В индивидуальной беседе с детьми также выяснился явный прогресс.

Сравним ответы некоторых детей в констатирующем и формирующем эксперименте:

Сухомлина Аня первоначально с затруднением называла орудия труда названных ею профессий, табл. 2.2

 

Таблица 2.2. Первоначальные ответы одного из детей

Сухомлина Аня

Парикмахер

Ножницы, кресло, шампунь

Делает прически, подстригает

Водитель(автобуса)

Машина, руль,

Возит людей

Врач

Градусник, таблетки

Лечит


 

После посещения серии занятий, описанных выше, результаты Ани выглядели следующим образом, Табл.2.3

 

Таблица 2.3 Последующие ответы ребенка

Сухомлина Аня

Парикмахер

Ножницы, кресло, шампунь, фен, расчески

Делает прически, подстригает, красит

Водитель(автобуса)

Машина, руль, люди, пассажиры, фары

Возит людей, чинит автобус

Журналист

Ручка, блокнот, микрофон, фотоаппарат, камера

Задает вопросы, пишет статьи, фотографирует, берет интервью

Архитектор

Карандаши, линейки

Придумывает дома и украшения

Фитодизайнер

Цветы, клей, проволока, ленточки, бумага

Украшает комнаты, делает композиции их цветов

Сапожник

Молоток, гвозди

Чинит обувь

Врач

Градусник, таблетки

Помогает больным людям

 Ветеринар

Градусник, таблетки

Помогает больным животным

Милиционер

Жезл, погоны

Ловит преступников, следит за порядком

Официант

Поднос, салфетки

Приносит людям еду, угощает

Уборщица

Ведро, тряпка

Убирает комнаты, моет полы, вытирает пыль


 

Можно отметить, что каждый ребенок, участвующих в эксперименте, после серии занятий стал говорить о труде взрослых более осознанно, уважительно.

После проведения индивидуальных бесед, детям было предложено поговорить о том, важны ли профессии, какую пользу приносят представители определенных профессий.

Беседа несла оживленный характер, ребята с удовольствием отвечали на вопросы, рассказывали о важности труда взрослых. Можно сделать вывод, что гипотеза курсового исследования подтвердилась: влияние педагогической работы по формированию знаний и представлений о труде взрослых имеет непосредственное влияние на формирование положительного отношения к труду взрослых у старших дошкольников.

Экспериментальное исследование, проведенное в рамках курсовой работы позволило  разработать рекомендации воспитателю детского сада по формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение курсовой работы можно сделать выводы.

Целью педагогической работы по формированию у старших дошкольников положительного отношения к труду является: Создать условия для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам, способствовать формированию системных знаний о трудовом процессе, как единице труда

Задачи для педагогов:

- Формировать нравственно-трудовые качества детей

- Способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда,

- Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы,

- Побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых

- Способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации

Задачи для детей:

- Узнавать о труде людей, о разных профессиях

- Уважать тех, кто трудиться

- Узнать, люди, каких профессий необходимы нашему городу именно сейчас

- Стараться научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым в труде

- Знать разные виды труда и как обращаться с инструментами и бытовой техникой

- Относиться к предметам и вещам бережно

- Учиться дружить, заботиться о товарищах,

- Быть трудолюбивыми, самостоятельными

В старшей группе следует:

- обобщать детские представления о труде взрослых на основе знакомства с азами экономики, сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п.;

- обеспечивать дальнейшее ознакомление с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей.

Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых,  через рассказы, беседы, чтение детских книг. Следует  обучать детей умению строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса.

В старшем дошкольном возрасте модели трудового процесса могут быть вариативными.

Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых должно строиться на диалоге со взрослым, труд которого наблюдают дети. Воспитатель побуждает детей к вопросам, высказыванию предположений. Особенно интересны детям таинственные чертежи-схемы трудовых процессов, детали каких-то технических устройств. Разгадывая загадки, заключенные в этих предметах, дети испытывают радость открытия и познания.

Неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий оказывают родители. Следует приглашать родителей для рассказа о своей профессии в группу, заранее договариваясь о примерном содержании беседы, педагог советует что принести, показать. Можно попросить родителей познакомить детей с бюджетом семьи, ее доходами и расходами, так как деньги - результат труда, определяют достаток семьи и материальное благополучие.

Яркие впечатления, полученные в процессе проектной деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями,  чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей.

Проведенная работа в этом направлении позволила ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Армагаян Л.Х. Главное звено трудового  воспитания // Нач. шк. – 1986. - № 5. – с. 37.
  2. Атутов П.Р., Будаева М.И. Методологические основы национально – регионального образования  //  Педагогика. – 2001. - № 2. – с. 21.
  3. Буре Р.С., Гудина Г.Н. Учите детей трудиться. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Буре С.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно – волевых качеств в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Вавилова Л.Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем. Методические рекомендации. – Сыктывкар, 1983.
  6. Валиулина С. Пути приобщения детей к истокам русской национальной культуры  // Детский сад от А до Я. – 2005. - № 6.
  7. Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Иркутск, 1936.
  8. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1976.
  9. Вольцис К. О воспитании целенаправленности у детей в процессе совместного труда  // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 1
  10. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: книга для воспитателей детского сада / Под ред. Холмовской В.В. – М.: Просвещение, 1986.
  11. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. Нечаевой В.Г. 3-е изд., - М.: Просвещение, 1983.
  12. Гатилов К.С. Воспитывать у детей любовь к труду // Нач. шк. – 1985. - № 5.
  13. Голянская Н. Трудовое самовоспитание // Школьные технологии. – 1999. - № 4.
  14. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Логинова В.И., Бабаева Т.И. – СПб., 1999.
  15. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М., 2005.
  16. Дягилева Л.С. Особенности приобщения младших школьников к чтению коми литературы. – Сыктывкар: Коми книжное издание, 1987.
  17. Журавлев – Печорский В.С. Земля моя – Коми. – М.: Советская Россия, 1974.
  18. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миров. – М., 2006.
  19. Ильина И.В Традиционная культура Коми: этнографические очерки. – Сыктывкар: Коми книжное издание, 1994.
  20. Калямина Т.Ю. Шестилетки учатся в детском саду // Нач. шк. – 1996. - № 8.
  21. Ковинько Л.В. Воспитание трудолюбия. – М., 1996.
  22. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М.,1988.
  23. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю.Трудовое воспитание в детском саду. – М., 2006.
  24. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду: для занятий с детьми 2 – 7 лет: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  25. Красновский З.Л. Поможем сделать труд любимым // Нач. шк. – 1992. - № 7.
  26. Красновский З.Л. Поможем сделать труд любимым // Нач. шк. – 1992. - № 8.
  27. Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. – М., 2007.
  28. Левчук С. Программа трудового воспитания дошкольников Город мастеров // Социальная педагогика. – 2005. -  № 4.
  29. Логинова В., Мотерина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание. – 1970. - № 10.
  30. Логинова В.И. трудовое воспитание детей. – Л., 1979г.
  31. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Минск: асвета, 1977.
  32. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. -  М.,1991.
  33. Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста. Психология личности и деятельности дошкольника. – М.,1965.
  34. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Буре Р.С. – М., 1987.
  35. Основы дошкольной педагогики / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. – 1980.
  36. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания. Советская педагогика, 1992.
  37. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А. – М., 2005.
  38. Психология совместного труда детей / Под ред. Коломинского Я.Л. – Минск, 1987.
  39. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5 – 6 лет в детском саду – Доронова Т.Н., Гербова В.В. – М., 1997.
  40. Селько Т. Шестилетки: труд и признание в группе // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 1.
  41. Сергеева Д.В. воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М., 1987.
  42. Солуянова И. Трудовое воспитание в семье // Нач. шк. – 1986. - № 1.
  43. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Составитель Русскова Л.В. / Под ред. Васильевой М.А. – М., 1984.
  44. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М., 1988.
  45. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.,1981.
  46. Цейтлин Н.Е. Справочник по трудовому воспитанию и обучению: пособие для учителя. – М., 1983.
  47. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? – М., 2007.
  48. Щелкин Л. Воспитание детей в процессе труда (старшая группа) // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 12.

 

приложение 1.

 

Наглядные средства для ознакомления с профессиями

 

 

Наглядные средства

Практическое

применение

Алгоритмы действий

Освоение способов выполнения действий, связанных с дежурством

Схемы

Схема хода или карта путешествий для  развивающего занятия по ознакомлению с профессией

Предметные и графические модели

Обучение целостным трудовым процессам

Инструкционные карты

Поэтапное отражение детской деятельности:

  • Схемы для конструирования
  • Изготовление поделок и макетов,
  • Кройка и шитье
  • Приготовление блюд

и т.п.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Схема взаимодействия педагогов и родителей по развитию трудовой воспитанности дошкольников

Руководитель

Организация работы по трудовому воспитанию

Контроль

Воспитатель

Мониторинг компетенций

Анализ и планирование работы по трудовому воспитанию

Создание развивающей среды

Создание образовательных ситуаций

Организация различных видов труда

Индивидуальная работа с детьми

Изучение практики трудового воспитания в семьях и знакомство родителей с содержанием и методами трудового воспитания

Проведение целевых экскурсий и прогулок

Музыкальный руководитель

Организация и проведение праздников, утренников, развлечений, инсценировок

Разучивание стихотворного и музыкального материала для выступления детских агитбригад

Руководство театрализованной деятельностью

Индивидуальная работа с детьми

Учитель – логопед

Проводит занятия по ознакомлению с окружающим, способствующие закреплению знаний о профессиях

Проводя коррекционную работу, расширяет словарный запас детей,

Консультирует педагогов и  родителей по коррекции речи и познавательного развития детей.

Педагог-психолог

Развивает память, внимание, наблюдательность

Проводит занятия по культуре общения

Консультирует педагогов и родителей по коррекции  развития психических процессов у детей

Воспитатель по изо деятельности

Организует конкурсы и выставки творческих работ

Оформляет стенды и плакаты по трудовому воспитанию дошкольников

Консультирует воспитателей по оформлению развивающей среды группы

Родители

Беседы с детьми о профессиях взрослых членов семьи

Чтение художественной и познавательной  литературы для ознакомления детей с трудом взрослых

Привлечение детей к хозяйственно-бытовому труду в домашних условиях

Изучение практики трудового воспитания в МОУ


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 

Схемы ролевого взаимодействия в сюжетно-ролевых играх по профессиям

 

Возрастная группа

Сюжетно-ролевые игры

«Магазин»

«Моряки»

«Парикмахерская»

«Строители»

«Скатерть-самобранка»

«Летчики»

«Больница»

Младшая группа

Продавец

Покупатель

Водитель

Капитан

Пассажир

Парикмахер

Клиент

Рабочий

Водитель

Пекарь

Водитель 

Летчик

Пассажир

Медсестра

Больной

Средняя группа

Продавец

Покупатель

Водитель

Кассир

Капитан

Пассажир

Матрос

Штурман

Кок

Дамский мастер

Мужской мастер

Клиент

Рабочий

Экскаваторщик

Водитель

Крановщик

Пекарь

Тракторист

Комбайнер

Водитель

Летчик

Пассажир

Кассир

Врач

Медсестра

Больной

 

 

Старшая группа

Продавец

Покупатель

Водитель

Кассир

Товаровед

Капитан

Пассажир

Матрос

Штурман

Кок

Боцман

Дамский мастер

Мужской мастер

Клиент

Мастер по маникюру

Кассир

Администратор

Экскаваторщик

Водитель

Крановщик

Архитектор

Тракторист

Каменщик

Механизатор

Механик

Агроном

Садовод

Полевод

Овощевод

Летчик

Пассажир

Диспетчер

Кассир

Бортмеханик

Бортпроводница

Терапевт

Окулист

Хирург

Лорврач

Медсестра

Больной

 

 

Подготовительная группа

Продавец

Покупатель

Водитель

Кассир

Товаровед

Директор

Капитан

Пассажир

Матрос

Штурман

Кок

Боцман

Водолаз

Дамский мастер

Мужской мастер

Клиент

Мастер по маникюру

Кассир

Администратор

Визажист

Экскаваторщик

Водитель

Крановщик

Архитектор

Тракторист

Каменщик

Прораб

Телятница

Птичница

Свинарка

Пастух

Коневод

Животновод

Ветеринар

Летчик

Штурман

Диспетчер

Пассажир

Кассир

Бортмеханик

Бортпроводница

Терапевт

Окулист

Хирург

Лорврач

Медсестра

Больной

Рентгенолог

Аптекарь

Информация о работе Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста