Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно - ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сюжетно-ролевую игру как средство формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования «Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».
Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Разработать и внедрить программу формирующего эксперимента, направленного на формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ……………………………………………6
1.1 Понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6
1.2 Развитие нравственной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребенка………………………………………….……………………………….17
Выводы по первой главе………………………………………………………...26
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ………………………………………………………....28
2.1.Описание методов исследования и групп испытуемых………………………………………………………………….…28
2.2.Констатирующий эксперимент……………………………………..34
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………….....40
2.4. Контрольный эксперимент………………………………….………44
Заключение……………………………………………………………………….47
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

diplom_lyudmila[2].doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

                    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ

 

ГОУ ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»

 

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра психологии детства

 

Выпускная квалификационная работа

Кириллова Людмила Анатольевна

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 

Бакалавриат

Направление 050700 «Педагогика»

Профиль «Управление  дошкольным образованием»

 

Допущена  к защите:                                    Научный    руководитель:

зав. каф. психологии детства,                             к. психол.н., доцент кафедры                                                                                   

д.м.н., проф. В.А. Ковалевский                           психологии детства

                                                                                   Г.Г. Вылегжанина 

 

                                             Красноярск 2011                                                          

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое обоснование  проблемы формирования представлений  о нравственных качествах детей  старшего дошкольного возраста посредством  сюжетно-ролевой игры ……………………………………………6

1.1 Понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6

1.2 Развитие нравственной  сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10

    1. Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребенка………………………………………….……………………………….17

Выводы по первой главе………………………………………………………...26

Глава 2. Экспериментальное  изучение формирования представлений  о нравственных качествах детей  старшего дошкольного возраста посредством  сюжетно-ролевой игры ………………………………………………………....28

2.1.Описание  методов исследования и групп  испытуемых………………………………………………………………….…28

2.2.Констатирующий  эксперимент……………………………………..34

2.3. Формирующий  эксперимент…………………………………….....40

         2.4. Контрольный эксперимент………………………………….………44

Заключение……………………………………………………………………….47

Библиографический список……………………………………………………..50

Приложение………………………………………………………………………55

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема нравственного  воспитания в широком смысле слова  относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Снижение многих показателей нравственного и  духовного здоровья личности в настоящее время происходит начиная с дошкольного возраста. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности [5].

В процессе развития личность проходит периоды особой открытости  определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Дошкольный возраст является сензитивным для морально-нравственного воспитания, формирования нравственных качеств, нравственной позиции, поведения. Сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (B.C. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н.И. Цуканова).

В процессе сюжетно-ролевой  игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом [24].

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых  качеств, в игре реализуется потребность  воздействия на мир [7].

Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.

Цель  исследования: изучить сюжетно-ролевую игру как средство формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

      1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования «Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».
      2. Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
      3. Разработать и внедрить программу формирующего эксперимента, направленного на формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
      4. Определить эффективность формирующего эксперимента, направленного на формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
      5. Сделать выводы и написать практические рекомендации по проблеме формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Объект исследования – нравственные качества детей старшего дошкольного возраста.

  Предмет исследования – формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза  исследования: игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы, которое позволит сформировать у дошкольника представления о нравственных качествах. Разработанный нами формирующий эксперимент, включающий в себя создание и организацию сюжетно-ролевой игры, будет способствовать формированию представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного  возраста посредством сюжетно-ролевой  игры

 

    1. Понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе

 

Проблеме нравственного  развития и воспитания посвящены  многочисленные труды зарубежных и  отечественных исследователей (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, СВ. Петерина, Т.О. Пономаренко, С.Е. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер, Е.К. Ягловская и др.).

Фактически внутри каждой личности вполне согласованно, автономно и часто бесконфликтно существовали две системы морали - «мораль для других», отражающая уровень идеологических требований и санкционируемая общественными институтами, - и «мораль для себя», формирующаяся на основе житейского опыта и существующая в форме личностных механизмов регуляции социального поведения. Каким будет новое поколение, какие оно изберет нравственные ориентиры - зависит от сложившихся в нашем обществе условий (политических, экономических, правовых, культурных) [5].

Воспитание личности, понимаемое как формирование определенных нравственных (моральных) качеств, - сложный  процесс.

Впервые понятие нравственное качество было выделено специально в  древнегреческой этике (понятие  добродетелей у Аристотеля), причем упор здесь делался на качества личности. Такое понимание нравственного качества сохраняется и в этике средневековья. Буржуазные просветители и особенно социалисты-утописты усматривали в нравственных качествах уже не столько свойства характера, сколько способы поведения, характерные для того или иного общества. Исходя из того, что человек есть продукт обстоятельств, они считали, что добродетели и пороки обусловлены характером общества, а не самого человека; чтобы сделать нравственным человека, надо изменить общество. Марксистско-ленинская этика доказала односторонность обоих этих пониманий нравственных качеств, установив диалектическое соотношение между социальными условиями и характером людей. В процессе революционной практики, указывает К. Маркс, человек одновременно преобразует общество и самого себя. Коммунистическая партия делает из этого практический вывод: в процессе борьбы за коммунизм сочетаются и одновременно решаются две стороны одной и той же задачи - построение нового общества и воспитание нового человека. Поэтому процесс коммунистического воспитания предполагает не просто формирование у людей требуемых нравственных качеств, но также мобилизацию и организацию самих народных масс на решение стоящих перед ними практических задач коммунистического строительства [17].

Моральные качества разделяют  на положительные и отрицательные (которые иногда именуют добродетелями  и пороками). Понятие моральные  качества является более общим и  сложным по сравнению с моральной  нормой. В нем не содержится конкретного  указания на то, какие действия человек должен и какие не должен совершать, а в обобщенной форме характеризуются и оцениваются определенные стороны его поведения. Такое, например, качество, как требовательность, находит выражение в целой совокупности поступков. Соответственно моральное требование, выраженное с помощью этого понятия («Люди должны быть требовательными к себе и др.»), предполагает целый ряд более частных норм поведения, и человек сам должен решать, как ему следует поступить, в зависимости от конкретной ситуации, чтобы проявить свою требовательность.

В понятии нравственные качества наряду с предписанием обязательно  содержится также оценочная сторона; выражение определенного (положительного или отрицательного) отношения к  нему. Поэтому определение качества поступка (или человека) является критерием для его моральной оценки [56].

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия  отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений [15].

Нравственные чувства  – это переживания человека своего отношения к действительности к  своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного.

Значения чувств в  нравственном формировании личности исключительно  велико. В чувствах выражаются желания  человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности нравственных чувств во многом зависит поведение человека [48].

Оценка нравственного  чувства как основообразующего  начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания – активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов [18].

Информация о работе Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно - ролевой игры