Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно - ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сюжетно-ролевую игру как средство формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования «Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».
Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Разработать и внедрить программу формирующего эксперимента, направленного на формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ……………………………………………6
1.1 Понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6
1.2 Развитие нравственной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребенка………………………………………….……………………………….17
Выводы по первой главе………………………………………………………...26
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ………………………………………………………....28
2.1.Описание методов исследования и групп испытуемых………………………………………………………………….…28
2.2.Констатирующий эксперимент……………………………………..34
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………….....40
2.4. Контрольный эксперимент………………………………….………44
Заключение……………………………………………………………………….47
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

diplom_lyudmila[2].doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

23. Запорожец,  А.В. Избранные психологические  труды: В 2 т. / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

24. Карпова, С.Н., Лысюк, Л.Г. Игра и нравственное  развитие дошкольников /С.Н. Карпова,  Л.Г. Лысюк. - М.: Издательство Московского  Университета, 1986. – 279 с. 

25. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2001. – 416 с.

26. Козлова, С.А.  Нравственное воспитание детей  в современном мире / С.А. Козлова. // Дошкольное воспитание, 2001. №9. – с. 14-19.

27. Котова Е.В.  В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей / Е.В. Котова.  – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 80.

28. Кряжева, Н.Л.  Развитие эмоционального мира  детей / Н.Л. Кряжева. - Ярославль, 1999. – 213 с.

29. Купина, Н.А, Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Нравственное  воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры / Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская. – М., 1992. - 176 с.

30. Леднева, С.  Путешествуем, играем, познаём и  развиваем / С. Леднева // Дошкольное  воспитание, 2005. – №4. – с.38-45.

31. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Мысль, 1972.

32. Леонтьев, А.Н.  Психологические основы дошкольной  игры/ Избранные психологические  произведения. В 2 т. – М., 1983. –  Т.1. – С. 303-323.

33. Макаренко, А.С. Соч.т.5. – М.- 1951. – 404 с.

34. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982.- 84с.

35. Мулько, И.Ф.  Социально-нравственное воспитание  дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. - М.: Просвещение, 2004 – 96 с.

36. Мухина, В.С.  Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель-Пресс, Зао Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.

37. Нравственно-эстетическое  воспитание ребёнка в детском  саду. // Под. ред. Н.А. Ветлугиной - М.: Просвещение, 1992. – 243 с.

38. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о  нравственном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская. - М.: Мысль, 1987. – 143 с.

39. Петерина, С.В.  Воспитание культуры поведения  у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 1986. – 159 с.

40. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1979.

41. Пономаренко,  Т.О. О взаимосвязи этических  представлений и поступков детей  / Т.О. Пономаренко //Дошкольное  воспитание, 2002. - № 4. -С. 10-14.

42. Психолого-педагогические  проблемы нравственного воспитания  детей дошкольного возраста // Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1983. – 185 с.

43. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадовский. – М.: Мысль- 1972. - 144 с.

44. Смирнова, Е.О.  Игры, направленные на формирование  доброжелательного отношения к сверстникам / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание, 2003.- №4.- с.73-76.

45.Солнцева, О.  Играем в сюжетные игры / О.  Солнцева // Дошкольное воспитание, 2005. – №4. – с. 33-37.

46.Спиваковская, А.С. Игра – это серьезно / А.С.  Спиваковская. – М.: Педагогика, 1981. – 144 с.

47.Урунтаева, Г.А. Дошкольная  психология / Г.А. Урунтаева– М.: Академия, 1999. – 336 с. 

48.Ушинский, К.Д. Соч., т. 9. –М, - 1950. - 775 с.

49.Фопель, К.  Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / К. Фопель; в 4-х томах. Т.4. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.

50. Хрестоматия  для детей старшего дошкольного  возраста: Книга для воспитателя  детского сада. Составитель З.Я.  Рез и др. - М.: Просвещение. 1990.

51. Штольц, Х., Рудольф,  Р. Как воспитать нравственное поведение? /  Х. Штольц, Р. Рудольф. – М.: Мысль, 1986. – с. 97.

52. Эльконин, Д.Б.  Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999.

53. Юдина, Уроки  вежливости.// Дошкольное воспитание, 1988. №4.-с. 3-7

54. Юркевич, В.С. Об  индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек / В.С. Юркевич. - М.: Мысль, 1986. – 156 с.

55. Ядэшко, В.И. Дошкольная  педагогика / В.И. Ядэшко. -  М.: Просвещение, 1986. - 145.

56.http://mirslovarei.com/content_fil/KACHESTVA-MORALNYE 16682.html.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Таблица 3

Представления детей старшего дошкольного возраста о нравственных качествах (метод  «Беседа», экспериментальная группа, констатирующий эксперимент)

№ п.п.

Имя. Ф.

Качества

хороший

плохой

честный

лживый

добрый

злой

справед-

ливый

неспра-

ведливый

щедрый

жадный

смелый

трусли-

вый

1.

Бажена Е.

+

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

2.

Вика Г.

+

+



Информация о работе Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно - ролевой игры