Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:38, курсовая работа
Цель исследования: изучить сюжетно-ролевую игру как средство формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования «Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».
Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Разработать и внедрить программу формирующего эксперимента, направленного на формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ……………………………………………6
1.1 Понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6
1.2 Развитие нравственной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребенка………………………………………….……………………………….17
Выводы по первой главе………………………………………………………...26
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ………………………………………………………....28
2.1.Описание методов исследования и групп испытуемых………………………………………………………………….…28
2.2.Констатирующий эксперимент……………………………………..34
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………….....40
2.4. Контрольный эксперимент………………………………….………44
Заключение……………………………………………………………………….47
Библиографический список……………………………
23. Запорожец,
А.В. Избранные
24. Карпова, С.Н.,
Лысюк, Л.Г. Игра и
25. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2001. – 416 с.
26. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова. // Дошкольное воспитание, 2001. №9. – с. 14-19.
27. Котова Е.В.
В мире друзей: Программа эмоционально-
28. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. - Ярославль, 1999. – 213 с.
29. Купина, Н.А, Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры / Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская. – М., 1992. - 176 с.
30. Леднева, С. Путешествуем, играем, познаём и развиваем / С. Леднева // Дошкольное воспитание, 2005. – №4. – с.38-45.
31. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Мысль, 1972.
32. Леонтьев, А.Н.
Психологические основы
33. Макаренко, А.С. Соч.т.5. – М.- 1951. – 404 с.
34. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982.- 84с.
35. Мулько, И.Ф.
Социально-нравственное
36. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель-Пресс, Зао Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
37. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Под. ред. Н.А. Ветлугиной - М.: Просвещение, 1992. – 243 с.
38. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская. - М.: Мысль, 1987. – 143 с.
39. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
40. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1979.
41. Пономаренко,
Т.О. О взаимосвязи этических
представлений и поступков
42. Психолого-педагогические
проблемы нравственного
43. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадовский. – М.: Мысль- 1972. - 144 с.
44. Смирнова, Е.О.
Игры, направленные на формирование
доброжелательного отношения к
45.Солнцева, О. Играем в сюжетные игры / О. Солнцева // Дошкольное воспитание, 2005. – №4. – с. 33-37.
46.Спиваковская, А.С. Игра – это серьезно / А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1981. – 144 с.
47.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева– М.: Академия, 1999. – 336 с.
48.Ушинский, К.Д. Соч., т. 9. –М, - 1950. - 775 с.
49.Фопель, К.
Как научить детей
50. Хрестоматия
для детей старшего
51. Штольц, Х., Рудольф, Р. Как воспитать нравственное поведение? / Х. Штольц, Р. Рудольф. – М.: Мысль, 1986. – с. 97.
52. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999.
53. Юдина, Уроки вежливости.// Дошкольное воспитание, 1988. №4.-с. 3-7
54. Юркевич, В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек / В.С. Юркевич. - М.: Мысль, 1986. – 156 с.
55. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко. - М.: Просвещение, 1986. - 145.
56.http://mirslovarei.com/
Приложение
Приложение 1
Таблица 3
Представления детей старшего дошкольного возраста о нравственных качествах (метод «Беседа», экспериментальная группа, констатирующий эксперимент)
№ п.п. |
Имя. Ф. |
Качества | |||||||||||
хороший |
плохой |
честный |
лживый |
добрый |
злой |
справед- ливый |
неспра- ведливый |
щедрый |
жадный |
смелый |
трусли- вый | ||
1. |
Бажена Е. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
2. |
Вика Г. |
+ |
+ |