Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно - ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сюжетно-ролевую игру как средство формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования «Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».
Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Разработать и внедрить программу формирующего эксперимента, направленного на формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ……………………………………………6
1.1 Понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6
1.2 Развитие нравственной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребенка………………………………………….……………………………….17
Выводы по первой главе………………………………………………………...26
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ………………………………………………………....28
2.1.Описание методов исследования и групп испытуемых………………………………………………………………….…28
2.2.Констатирующий эксперимент……………………………………..34
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………….....40
2.4. Контрольный эксперимент………………………………….………44
Заключение……………………………………………………………………….47
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

diplom_lyudmila[2].doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Что ответил  Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов

0 баллов - ребенок  не может оценить поступки  детей.

1 балл - ребенок  оценивает поведение детей как  положительное или отрицательное  (правильное или неправильное, хорошее  или плохое), но оценку не мотивирует  и нравственную норму не формулирует.

2 балла - ребенок  называет нравственную норму,  правильно оценивает поведение  детей, но не мотивирует свою  оценку.

3 балла - ребенок  называет нравственную норму,  правильно оценивает поведение  детей и мотивирует свою оценку.

 

    1. Констатирующий эксперимент

 

По итогам проведения методики «Беседа», направленной на изучение представлений детей о нравственных качествах были получены следующие результаты.

 

 

 

 

 

Рис. 1. Представления детей старшего дошкольного возраста о нравственных качествах (метод «Беседа», экспериментальная группа, констатирующий эксперимент)

Согласно Таблице 3 (Приложение 1), Рис. 1 были изучены представления детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы о нравственных качествах можно сделать следующие выводы: в 90% случаев дети экспериментальной группы имеют представления о нравственных качествах «хороший» и «плохой». 80% испытуемых верно охарактеризовали такое качество как «злость» и 70% без ошибок описали нравственное качество «доброта». Такое нравственное качество, как «жадность» смогли объяснить 60. 40% правильно объяснили такие качества как «смелость» и «трусость», а 30%  от всех испытуемых верно определили, что значит «честность» и «щедрость». Но при этом, все испытуемые 100% не смогли объяснить или допускали ошибки, характеризуя такие нравственные качества как: «лживость», «справедливость», «несправедливость».

 

 

 

 

Рис. 2. Представления детей старшего дошкольного возраста о нравственных качествах (метод «Беседа», контрольная группа, констатирующий эксперимент)

Из Таблицы 4 (Приложение 1), Рис. 2. следует, что в  результате обработки данных дети контрольной  группы в 100% случаев могут верно  объяснить такие нравственные качества как: «хороший» и «плохой», а в 90% случаев правильно дифференцируют качества «добрый» и «злой». Такие качества как «смелый» и «трусливый» без ошибок объясняют 60% испытуемых, а в 50% случаев верно могут объяснить, что значит «честность» и «жадность». Дети контрольной группы испытывают трудности при распознавании таких нравственных качествах как «щедрость» - 30% и «лживость» - 20% .

Как и дети старшего дошкольного возраста экспериментальной  группы, так и дети контрольной  группы не имеют представление и  не могут объяснить нравственные качества «справедливость» и «несправедливость».

Между 6-7 годами жизни  ребенка происходит не только общее  и характерное для этого периода  накопление информации нравственно-ценного  содержания, но и ее дифференцирование. Именно в этом возрасте у детей  появляется способность к определению  и формулировке понятий. При этом понятия добра и зла предельно абстрактны, и требуется их конкретизация для того, чтобы руководствоваться ими в повседневных жизненных ситуациях [38].     

Процесс развития начал  нравственного сознания в дошкольном детстве представляет собой поступательное движение от усвоения общих диффузных представлений и понятий («плохой» - «хороший», «добрый» - «злой», «можно» - «нельзя» и др.) к дифференцировке их составляющих («плохой» - «несправедливый», «нечестный», «себялюбивый», «грубый», «скупой» и др., «добрый» - «справедливый», «честный», «милосердный», «чуткий», «вежливый», «щедрый» и др.) и затем  -  к обобщенному, но структурированному понятию («плохо» - «хорошо», «должно» - «не должно», «добро» - «зло» и др.), в основе усвоения которого лежит достаточно тонкая для этого возраста дифференцированность [32].

Таким образом, представления детей старшего дошкольного  возраста (6-7 лет) не соответствуют представлениям о нравственно-волевых качествах возрастной норме.

По итогам проведения методики «Закончи предложение» мы получили следующие результаты.

Таблица 5

Осознание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (методика «Закончи предложение», экспериментальная группа, констатирующий эксперимент)

№ п.п.

Имя Ф.

История, балл

№1

№2

№3

№4

1.

Бажена Е.

1

0

1

0

2.

Вика Г.

1

1

1

1

3.

Влад М.

2

2

2

2

4.

Данил З.

0

0

0

0

5.

Данил О.

1

0

1

0

6.

Катя Н.

0

0

0

1

7.

Кристина К.

1

1

1

1

8.

Саша Л.

2

2

1

2

9.

Семен С.

0

0

1

0

10.

Ярослав О.

1

1

0

1


 

Исходя из результатов  приведенные в Таблице 5 можно сделать следующие  выводы, что дети из экспериментальной группы не могут мотивировать свою оценку четырем предложенным экспериментальным ситуациям. Двое из испытуемых (20%) назвали нравственную ному, правильно оценили поведение детей в той или иной ситуации, но не мотивировали свою оценку. Большинство детей из экспериментальной группы (80%) либо оценивают поведение детей в предложенных ситуациях как положительное и отрицательное, но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют, либо вообще не могут оценить поступки детей.

Таблица 6

Осознание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (методика «Закончи предложение», контрольная группа, констатирующий эксперимент)

№ п.п.

Имя Ф.

История, балл

№1

№2

№3

№4

1.

Алиса П.

2

2

2

2

2.

Артем Ф.

1

1

1

0

3.

Ваня С.

0

0

0

0

4.

Женя С.

1

1

1

2

5.

Лена Л.

2

3

2

3

6.

Полина И.

0

0

0

1

7.

Рауль А.

1

1

2

1

8.

Соня А.

0

1

0

0

9.

Стеша К.

2

2

1

2

10.

Ярослав Ф.

2

1

1

2


 

Из Таблицы 6 следует, что один человек (10%) из контрольной группы смог назвать нравственную норму, правильно оценить поведение детей в прочитанных историях и мотивировать свою оценку в двух предложенных ситуациях из четырех. Трое испытуемых (30%) назвали нравственную норму, правильно оценили поведение детей в экспериментальных ситуациях, но не мотивировали свою оценку. Большинство детей – 60% (6 человек) не смогли оценить поступки детей в предложенных ситуациях или оценивали поведение как положительное или отрицательное, при этом не мотивировали оценку и не формулировали нравственную норму.

Таким образом, в результате исследования и анализа  полученных результатов мы подтверждаем нашу гипотезу о том, что у детей  старшего дошкольного возраста не сформированы представления о нравственных качествах. Необходимо разработать формирующий эксперимент, включающий в себя создание и организацию сюжетно-ролевой игры, что будет способствовать формированию представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

   

                  

2.3. Формирующий эксперимент

Цель  формирующего эксперимента – создание и организация сюжетно-ролевой игры, которая будет способствовать формированию представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.

При составлении формирующего эксперимента, мы опирались на следующие принципы коррекции:

  1. Принцип единства возрастного и индивидуального развития. Данный принцип предполагает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа с детьми должна быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности, как в пространстве возможности ребенка, так и во время актуализации.
  2. Принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы с детьми могут быть понятны, и поставлены только на основе диагностики и оценки ближайшего, вероятного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.
  3. Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, и что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка в данном периоде онтогенеза. Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы, через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве с взрослым.
  4. Принцип подхода в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводиться психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго сорта». Мобилизация движущих сил развития у ребенка происходит тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более трудных и трудных проблем (Коломинский Я. П., Панько Е. А., 1997).

Воспитательное значение игры в психическом развитии дошкольника признано в детской психологии и дошкольной педагогике как одно из кардинальных положений. В игре проявляются и развиваются все психические свойства и процессы, формируются качества личности.

Многие психологи и педагоги (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.) писали о широких возможностях сюжетно-ролевой игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка.

Сюжетно-ролевая  игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми) [2].

Центральный момент игры, объединяющий все ее компоненты,- роль, принимаемая на себя ребенком. Не изменяя внешней стороны деятельности ребенка, она перестраивает его действия, придает им общественный смысл, оказывает на него всестороннее развивающее воздействие.

А.В. Запорожец  выделил два плана сюжетно-ролевой  игры:

– сюжетно-ролевые отношения;

– реальные отношения  по поводу игры.

При определении  путей воздействия на нравственное развитие дошкольника следует учитывать  особенности поведения, связанные  с выполнением нормы в каждом из двух игровых планов [23].

Нравственное  формирование - это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому, мы решили, что особенно эффективным является формирование ребенка в игровой деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности  ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь [50].

Формирующий эксперимент  включает в себя ряд этапов:

1 этап  – предварительный:

1.включали детей  в воображаемую ситуацию разрешения нравственной коллизии в вербальном плане;

2. показывали  им сюжетные картинки на нравственные  темы, которые способствовали старшим   дошкольникам спроектировать свое  поведение.

3. выявленные  представления ребенка о том,  как нужно себя вести, сопоставляли с его реальным поведением во взаимоотношениях со сверстниками в повседневной жизни.

Информация о работе Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно - ролевой игры