Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:38, курсовая работа
Цель исследования: изучить сюжетно-ролевую игру как средство формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования «Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».
Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Разработать и внедрить программу формирующего эксперимента, направленного на формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ……………………………………………6
1.1 Понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6
1.2 Развитие нравственной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребенка………………………………………….……………………………….17
Выводы по первой главе………………………………………………………...26
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ………………………………………………………....28
2.1.Описание методов исследования и групп испытуемых………………………………………………………………….…28
2.2.Констатирующий эксперимент……………………………………..34
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………….....40
2.4. Контрольный эксперимент………………………………….………44
Заключение……………………………………………………………………….47
Библиографический список……………………………
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов
0 баллов - ребенок не может оценить поступки детей.
1 балл - ребенок
оценивает поведение детей как
положительное или
2 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла - ребенок
называет нравственную норму,
правильно оценивает поведение
детей и мотивирует свою
По итогам проведения методики «Беседа», направленной на изучение представлений детей о нравственных качествах были получены следующие результаты.
Рис. 1. Представления детей старшего дошкольного возраста о нравственных качествах (метод «Беседа», экспериментальная группа, констатирующий эксперимент)
Согласно Таблице 3 (Приложение 1), Рис. 1 были изучены представления детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы о нравственных качествах можно сделать следующие выводы: в 90% случаев дети экспериментальной группы имеют представления о нравственных качествах «хороший» и «плохой». 80% испытуемых верно охарактеризовали такое качество как «злость» и 70% без ошибок описали нравственное качество «доброта». Такое нравственное качество, как «жадность» смогли объяснить 60. 40% правильно объяснили такие качества как «смелость» и «трусость», а 30% от всех испытуемых верно определили, что значит «честность» и «щедрость». Но при этом, все испытуемые 100% не смогли объяснить или допускали ошибки, характеризуя такие нравственные качества как: «лживость», «справедливость», «несправедливость».
Рис. 2. Представления детей старшего дошкольного возраста о нравственных качествах (метод «Беседа», контрольная группа, констатирующий эксперимент)
Из Таблицы 4
(Приложение 1), Рис. 2. следует, что в
результате обработки данных дети контрольной
группы в 100% случаев могут верно
объяснить такие нравственные качества
как: «хороший» и «плохой», а в
90% случаев правильно
Как и дети старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, так и дети контрольной группы не имеют представление и не могут объяснить нравственные качества «справедливость» и «несправедливость».
Между 6-7 годами жизни
ребенка происходит не только общее
и характерное для этого
Процесс развития начал нравственного сознания в дошкольном детстве представляет собой поступательное движение от усвоения общих диффузных представлений и понятий («плохой» - «хороший», «добрый» - «злой», «можно» - «нельзя» и др.) к дифференцировке их составляющих («плохой» - «несправедливый», «нечестный», «себялюбивый», «грубый», «скупой» и др., «добрый» - «справедливый», «честный», «милосердный», «чуткий», «вежливый», «щедрый» и др.) и затем - к обобщенному, но структурированному понятию («плохо» - «хорошо», «должно» - «не должно», «добро» - «зло» и др.), в основе усвоения которого лежит достаточно тонкая для этого возраста дифференцированность [32].
Таким образом, представления детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) не соответствуют представлениям о нравственно-волевых качествах возрастной норме.
По итогам проведения методики «Закончи предложение» мы получили следующие результаты.
Таблица 5
Осознание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (методика «Закончи предложение», экспериментальная группа, констатирующий эксперимент)
№ п.п. |
Имя Ф. |
История, балл | |||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 | ||
1. |
Бажена Е. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2. |
Вика Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Влад М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
4. |
Данил З. |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. |
Данил О. |
1 |
0 |
1 |
0 |
6. |
Катя Н. |
0 |
0 |
0 |
1 |
7. |
Кристина К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
8. |
Саша Л. |
2 |
2 |
1 |
2 |
9. |
Семен С. |
0 |
0 |
1 |
0 |
10. |
Ярослав О. |
1 |
1 |
0 |
1 |
Исходя из результатов приведенные в Таблице 5 можно сделать следующие выводы, что дети из экспериментальной группы не могут мотивировать свою оценку четырем предложенным экспериментальным ситуациям. Двое из испытуемых (20%) назвали нравственную ному, правильно оценили поведение детей в той или иной ситуации, но не мотивировали свою оценку. Большинство детей из экспериментальной группы (80%) либо оценивают поведение детей в предложенных ситуациях как положительное и отрицательное, но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют, либо вообще не могут оценить поступки детей.
Таблица 6
Осознание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (методика «Закончи предложение», контрольная группа, констатирующий эксперимент)
№ п.п. |
Имя Ф. |
История, балл | |||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 | ||
1. |
Алиса П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2. |
Артем Ф. |
1 |
1 |
1 |
0 |
3. |
Ваня С. |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Женя С. |
1 |
1 |
1 |
2 |
5. |
Лена Л. |
2 |
3 |
2 |
3 |
6. |
Полина И. |
0 |
0 |
0 |
1 |
7. |
Рауль А. |
1 |
1 |
2 |
1 |
8. |
Соня А. |
0 |
1 |
0 |
0 |
9. |
Стеша К. |
2 |
2 |
1 |
2 |
10. |
Ярослав Ф. |
2 |
1 |
1 |
2 |
Из Таблицы 6 следует, что один человек (10%) из контрольной группы смог назвать нравственную норму, правильно оценить поведение детей в прочитанных историях и мотивировать свою оценку в двух предложенных ситуациях из четырех. Трое испытуемых (30%) назвали нравственную норму, правильно оценили поведение детей в экспериментальных ситуациях, но не мотивировали свою оценку. Большинство детей – 60% (6 человек) не смогли оценить поступки детей в предложенных ситуациях или оценивали поведение как положительное или отрицательное, при этом не мотивировали оценку и не формулировали нравственную норму.
Таким образом, в результате исследования и анализа полученных результатов мы подтверждаем нашу гипотезу о том, что у детей старшего дошкольного возраста не сформированы представления о нравственных качествах. Необходимо разработать формирующий эксперимент, включающий в себя создание и организацию сюжетно-ролевой игры, что будет способствовать формированию представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Формирующий эксперимент
Цель формирующего эксперимента – создание и организация сюжетно-ролевой игры, которая будет способствовать формированию представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательное значение игры в психическом развитии дошкольника признано в детской психологии и дошкольной педагогике как одно из кардинальных положений. В игре проявляются и развиваются все психические свойства и процессы, формируются качества личности.
Многие психологи и педагоги (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.) писали о широких возможностях сюжетно-ролевой игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка.
Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми) [2].
Центральный момент игры, объединяющий все ее компоненты,- роль, принимаемая на себя ребенком. Не изменяя внешней стороны деятельности ребенка, она перестраивает его действия, придает им общественный смысл, оказывает на него всестороннее развивающее воздействие.
А.В. Запорожец
выделил два плана сюжетно-
– сюжетно-ролевые отношения;
– реальные отношения по поводу игры.
При определении путей воздействия на нравственное развитие дошкольника следует учитывать особенности поведения, связанные с выполнением нормы в каждом из двух игровых планов [23].
Нравственное формирование - это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому, мы решили, что особенно эффективным является формирование ребенка в игровой деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь [50].
Формирующий эксперимент включает в себя ряд этапов:
1 этап – предварительный:
1.включали детей в воображаемую ситуацию разрешения нравственной коллизии в вербальном плане;
2. показывали
им сюжетные картинки на
3. выявленные представления ребенка о том, как нужно себя вести, сопоставляли с его реальным поведением во взаимоотношениях со сверстниками в повседневной жизни.