Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:38, курсовая работа
Цель исследования: изучить сюжетно-ролевую игру как средство формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования «Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».
Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Разработать и внедрить программу формирующего эксперимента, направленного на формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ……………………………………………6
1.1 Понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6
1.2 Развитие нравственной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребенка………………………………………….……………………………….17
Выводы по первой главе………………………………………………………...26
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ………………………………………………………....28
2.1.Описание методов исследования и групп испытуемых………………………………………………………………….…28
2.2.Констатирующий эксперимент……………………………………..34
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………….....40
2.4. Контрольный эксперимент………………………………….………44
Заключение……………………………………………………………………….47
Библиографический список……………………………
А.В. Запорожец
выделил два плана сюжетно-
– сюжетно-ролевые отношения;
– реальные отношения по поводу игры.
Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами [23].
Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.
Выводы по первой главе
Проанализировав психолого-педагогическую литературу необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Ко- тырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, С.В. Петерина, Т.О. Пономаренко, С.Е. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Ти -таренко, Т.М. Утробина, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер, Яг- ловская и др.).
С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании каждой этической категории, эмоционально-положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный характер. Кроме того, по мнению Ж. Пиаже, к старшему дошкольному возрасту отношение к правилам становится более гибким, они выступают в сознании ребёнка как относительные и изменяемые в зависимости от обстоятельств. Вследствие этого дошкольники становятся способными как правило творчеству, то есть самостоятельной выработке правил на основе взаимного согласия [40].
Анализ психолого-
Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.
Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка.
Глава
2. Экспериментальное изучение формирования
представлений о нравственных качествах
детей старшего дошкольного возраста
посредством сюжетно-ролевой
2.1. Описание методов исследования и групп испытуемых
Для реализации цели исследования (изучения сюжетно-ролевой игры как средства формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста) были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В котором участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста. Характеристика состава экспериментальной и контрольной групп даны в таблицах 1, 2.
Базой исследования был детский сад №9 «Лесовичок» села Тасеева Красноярского края.
Таблица 1
Характеристика детей, участвующих в исследовании
(экспериментальная группа)
№ п./п. |
Имя ребенка |
Возраст ребенка |
Пол ребенка |
Состав семьи |
Образование родителей |
1. |
Бажена Е. |
6 л. 2 мес. |
Девочка |
Неполная |
М. – в/о |
2. |
Вика Г. |
7 л. |
Девочка |
Полная |
М. – в/о О. – в/о |
3. |
Влад М. |
6л. |
Мальчик |
Полная |
М. – ср. спец/о О. – ср. спец/о |
4. |
Данил З. |
7 л. |
Мальчик |
Неполная |
М. – ср. спец/о |
5. |
Данил О. |
6 л. 5 мес. |
Мальчик |
Неполная |
Бабушка – ср. спец/о |
6. |
Катя Н. |
6 л. 6 мес. |
Девочка |
Полная |
М. – незакон. в/о О. – в/о |
7. |
Кристина К. |
6 л. 4 мес. |
Девочка |
Полная |
М. – в/о О. – в/о |
8. |
Саша Л. |
6 л. |
Девочка |
Полная |
М. – ср. спец/о О. – ср. спец/о |
9. |
Семен С. |
6 л. 11 мес. |
Мальчик |
Полная |
М. – в/о О. – ср. спец/о |
10. |
Ярослав О. |
6 л. 7мес. |
Мальчик |
Полная |
М. – в/о О. – в/о |
В экспериментальной группе возраст детей участвующих в эксперименте наблюдается от 6 до 7 лет, следовательно, все дети старшего дошкольного возраста. В эксперименте участвовали 50% девочек и 50% мальчиков. Большинство детей - 70% из полных семей, 30% детей из неполных семей, в воспитании участие принимает только мать или бабушка. Высшее образование имеют большинство родителей – 53%, средне – специальное образование у 41%, а 6% имеет незаконченное высшее образование.
Таблица 2
Характеристика детей, участвующих в исследовании
(контрольная группа)
№ п./п. |
Имя ребенка |
Возраст ребенка |
Пол ребенка |
Состав семьи |
Образование родителей |
1. |
Алиса П. |
6 л. |
Девочка |
Полная |
М. – в/о О. – в/о |
2. |
Артем Ф. |
6 л. 4 мес. |
Мальчик |
Полная |
М. – в/о О. – ср. спец/о |
3. |
Ваня С. |
7 л. |
Мальчик |
Полная |
М. – ср. спец/о О. – в/о |
4. |
Женя С. |
6 л. 7 мес. |
Мальчик |
Неполная |
М. – в/о |
5. |
Лена Л. |
6 л. 3 мес. |
Девочка |
Полная |
М. – в/о О. – в/о |
6. |
Полина И. |
6 л. |
Девочка |
Полная |
М. – в/о О. – в/о |
7. |
Рауль А. |
6 л. 10 мес. |
Мальчик |
Полная |
М. – ср. спец/о О. – ср. спец/о |
8. |
Соня А. |
6 л. 9 мес. |
Девочка |
Полная |
М. – в/о О. – в/о |
9. |
Стеша К. |
6 л. 4 мес. |
Девочка |
Полная |
М. – в/о О. – ср. спец/о |
10. |
Ярослав Ф. |
6 л. |
Мальчик |
Неполная |
М. – в/о |
Контрольная группа состоит из детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Включает в себя 50% девочек и 50% мальчиков. 20% детей из неполных семей, 80% из полных семей. Высшее образование имеют большинство родителей – 72%, средне – специальное образование - 28%
Для изучения представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста были подобраны следующие методики [16].
Цель: изучение представлений детей о нравственных качествах.
Подготовка исследования:
Подготовить вопросы для беседы, например:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Проведение исследования:
Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3-7 лет задают вопросы.
Обработка данных:
Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:
- на обобщенное представление о качестве («Жадные... которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);
- на конкретных
людей как носителей
- на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки»; «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);
- на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);
- на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест»; «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);
- на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);
- на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»; «Жадный... он плохой...»);
- на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).
Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:
- объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);
- название действий,
не связанных с данным
- неправильная нравственная оценка качества («Скромный — это плохой»).
Данные соотносят
с примерным содержанием
3-4 года. Складываются элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
4-5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5-6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей»).
6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Цель: изучить осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.
Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.
Примеры ситуаций
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...