Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:38, курсовая работа
Цель исследования: изучить сюжетно-ролевую игру как средство формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования «Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».
Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Разработать и внедрить программу формирующего эксперимента, направленного на формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ……………………………………………6
1.1 Понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6
1.2 Развитие нравственной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребенка………………………………………….……………………………….17
Выводы по первой главе………………………………………………………...26
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ………………………………………………………....28
2.1.Описание методов исследования и групп испытуемых………………………………………………………………….…28
2.2.Констатирующий эксперимент……………………………………..34
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………….....40
2.4. Контрольный эксперимент………………………………….………44
Заключение……………………………………………………………………….47
Библиографический список……………………………
Состоит из занятий, включающих в себя следующие приемы:
- беседы (количество – 4);
- игры (количество – 6);
- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.
2 этап – основной:
1. анализировали
ход сюжетно-ролевых игр на
один сюжет с разным
2. варьировали
содержание в пределах
При создании и организации сюжетно-ролевой игры на втором этапе использовались:
- беседы перед началом игры о её ходе (количество - 4);
- подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития;
- напоминания, советы, указания, поручения, задания.
3 этап – обобщенный:
Включает в себя содержание первых двух этапов, но особенность и усложнение заключается в том, что не по предложению воспитателя, а по инициативе самих детей. Взрослый выступает не в роли организатора, а в роли участника.
Формирующий эксперимент проводился в течение шести недель, по 2 раза в неделю.
2.4. Контрольный эксперимент
Для проверки эффективности формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. В данном эксперименте применялись те же методики, что и в констатирующем эксперименте, метод «Беседа» и методика «Закончи историю».
По итогам проведения методики «Беседа», направленной на изучение представлений детей о нравственных качествах были получены следующие результаты.
Рис. 3. Представления детей старшего дошкольного возраста о нравственных качествах (метод «Беседа», экспериментальная группа, контрольный эксперимент)
Исходя из Таблицы 7 (Приложение 2) и Рис. 3 было выявлено, что после проведения формирующего эксперимента улучшились представления детей о нравственных качествах. А именно, в 100% случаев дети имеют представления о таких нравственных качествах как: «хороший», «плохой», «добрый» и «злой». Такое нравственное качество, как «трусость» смогли объяснить 40% детей в констатирующем эксперименте, после проведения формирующего эксперимента количество процентов возросло до 70. До проведения формирующего эксперимента никто из испытуемых не смог объяснить или допускали ошибки, характеризуя такие нравственные качества как: «лживость» и «справедливость», по итогам контрольного эксперимента верно охарактеризовали данные нравственные качества 30% детей экспериментальной группы. Возросло количество правильных объяснений таких категорий как: «смелость» (40% в констатирующем и 60% в контрольном экспериментах) и «честность» (30% в констатирующем и 50% в контрольном экспериментах). Незначительная разница отмечается при объяснении таких качества как «щедрость»: до формирующего эксперимента 30%, после формирующего эксперимента 40% и «справедливость», до формирующих мероприятий никто из испытуемых не смог его охарактеризовать, после проведения формирующего эксперимента 10% испытуемых верно дали характеристику. Нет изменений до и после проведения формирующего эксперимента при описании нравственного качества «жадность» (60%).
По итогам проведения методики «Закончи предложение» мы получили следующие результаты.
Таблица 8
Осознание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (методика «Закончи предложение», экспериментальная группа, контрольный эксперимент)
№ п.п.Имя Ф.История, балл |
||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 | |
1.Бажена Е.1 |
1 |
2 |
1 | |
2.Вика Г.2 |
2 |
2 |
2 | |
3.Влад М.3 |
2 |
3 |
2 | |
4.Данил З.0 |
1 |
0 |
1 | |
5.Данил О.1 |
1 |
2 |
1 | |
6.Катя Н.1 |
1 |
1 |
1 | |
7.Кристина К.1 |
2 |
1 |
1 | |
8.Саша Л.2 |
2 |
1 |
2 | |
9.Семен С.1 |
0 |
1 |
0 | |
10.Ярослав О.2 |
1 |
1 |
2 |
Согласно Таблице 8 можно сделать следующие выводы, что в результате проведения формирующего эксперимента дети экспериментальной группы лучше стали осознавать нравственные нормы. По результатам контрольного эксперимента 10% из числа испытуемых называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей в ситуациях и мотивирует свою оценку. По результатам констатирующего эксперимента никто из детей не смог мотивировать свою оценку четырем предложенным экспериментальным ситуациям.
По результатам контрольного эксперимента, 50% детей называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не мотивирует свою оценку. До проведения формирующего эксперимента к данной категории относилось 20%.
Помимо этого, 40% испытуемых оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют, в это же количество процентов входят дети, которые не могли оценить поступки детей в ситуациях. По результатам констатирующего эксперимента процент по данным категориям составляет 80%.
Актуальность темы заключается в том, что снижение многих показателей нравственного и духовного здоровья личности в настоящее время происходит начиная с дошкольного возраста. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности [5].
Игра является
эффективным средством
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.
Обобщая вышесказанное,
можно сделать вывод о
В теоретической части данной работы был раскрыт вопрос о том, что такое «нравственные качества» и развитие нравственной сферы детей дошкольного возраста. Помимо этого, раскрыли вопрос о том, какова роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребенка.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Ко- тырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, С.В. Петерина, Т.О. Пономаренко, С.Е. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Ти -таренко, Т.М. Утробина, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер, Яг- ловская и др.).
С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании каждой этической категории, эмоционально-положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный характер. Кроме того, по мнению Ж. Пиаже, к старшему дошкольному возрасту отношение к правилам становится более гибким, они выступают в сознании ребёнка как относительные и изменяемые в зависимости от обстоятельств. Вследствие этого дошкольники становятся способными к правило творчеству, то есть самостоятельной выработке правил на основе взаимного согласия [40].
Анализ психолого-
Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.
Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка.
В практической части для проверки гипотезы было проведено три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Было обследовано 20 детей, 10 детей из контрольной группы, 10 детей из экспериментальной группы. В констатирующем эксперименте были проведены диагностические методики «Беседа» и «Закончи предложение» По итогам диагностических методик было выявлено, что представления детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) не соответствуют представлениям о нравственно-волевых качествах возрастной норме и не сформированы представления о нравственных качествах.
Был разработан и проведен формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы по созданию и организации сюжетно-ролевой игры, которая будет способствовать формированию представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Для проверки эффективности формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы был проведен контрольный эксперимент, в котором использовались те же диагностические методики, что и в констатирующем. После обработки результатов данных контрольного эксперимента было выявлено, что у детей улучшились представления детей о нравственных качествах и лучше стали осознавать нравственные нормы.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что сюжетно-ролевая игра, способствует формированию представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста подтвердилась.
Библиографический список
1. Алябьева, Е.А.
Нравственно-этические беседы
2.Аникеева, Н.П. «Воспитание игрой»/ Н.П. Аникеева.- М.: Просвещение. 1987.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский – М.: Мысль, - 1988. – 153 с.
4. Бархатова,
С.М. Воспитание культуры
5. Белякова, Е.Г. Нравственное
развитие ребенка:
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс - М.: Прогресс, 1986. – с. 89.
7. Богуславская, З.М.; Смирнова, Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребёнка / З.М. Богуславская; Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. – 215 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968.
9.Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академия, 1997. – 252 с.
10. Ваш ребенок воспитан? // Дошкольное воспитание, 1986. № 10. - с.14-17.
11. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова // Дошкольное воспитание, 2004. № 4. - с.33-35.
12. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Мысль, 1984. – 123 с.
13. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. -288 с.
14. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.
15. Гаврилова,
Т.П. О воспитание
16.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 694.
17.Детская психология // Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
18.Дьяченко, М.И., Кандыбович,
Л.А. Психологический словарь-
19. Дьяченко, О.М., Лаврентьева,
Т.В. Психическое развитие
20.Ермолаева, М.В., Захарова, А.Е., Калинина, Л.И., Наумова, С.И. Психологическая практика в системе образования / М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 189 с.
21. Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание, 1980. №10. – с. 17-21.
22. Заморев, С.И., Кудрявцева, С.В. От игры – к развитию личности / С.И. Заморев, С.В. Кудрявчева // Дошкольное воспитание. 1995. – №3. – с. 78-81.