Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:57, контрольная работа
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.
Введение
1. Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ («Типовая», «Детство»).
2. Особенности восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста.
3. Требования «Программы воспитания в детском саду» по формированию.
4. Методика работы по развитию представлений о величине.
5. Составить 2 конспекта занятий, в программное содержание которых включена задача развития представлений о величине.
Заключение.
Литература
Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Архангельский педагогический колледж
Контрольная работа
По дисциплине
« Методика математического развития»
ТЕМА: «Формирование представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста»
Вариант 3
Выполнила студентка 5 курса заочного отделения
Специальности 050704 «Дошкольное образование»
Пономарева Ольга Сергеевна
Содержание
Введение
1. Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ («Типовая», «Детство»).
2. Особенности восприятия
величины предметов детьми
3. Требования «Программы воспитания в детском саду» по формированию.
4. Методика работы по развитию представлений о величине.
5. Составить 2 конспекта занятий, в программное содержание которых включена задача развития представлений о величине.
Заключение.
Литература
Приложение
Введение
Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.
Обучению дошкольников началам
математики должно отводиться важное
место. Это вызвано целым рядом
причин: началом школьного обучения
с шести лет, обилием информации,
получаемой ребенком, повышением внимания
к. компьютеризации, желанием сделать
процесс обучения более интенсивным,
стремлением родителей в связи
с этим как можно раньше научить
ребенка узнавать цифры, считать, решать
задачи. Преследуется главная цель:
вырастить детей людьми, умеющими
думать, хорошо ориентироваться во
всем, что их окружает, правильно
оценивать различные ситуации, с
которыми они сталкиваются в жизни,
принимать самостоятельные
Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.
Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.д. Каждый конкретный род величин связан с определенным способом сравнения соответствующих свойств объектов. Например, в геометрии отрезки сравниваются при помощи наложения и это сравнение приводит к понятию длины: два отрезка имеют одну и туже длину, если при наложении они совпадают. Для сравнения двух предметов по массе их взвешивают. Если чаши весов уравновешиваются, то предметы имеют одинаковую массу.
Знакомство с величиной,
формой, пространственными ориентирами
начинается у ребенка очень рано,
уже с младенческого возраста.
Он на каждом шагу сталкивается с тем,
что нужно учитывать величину
и форму предметов, правильно
ориентироваться в
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.
Теме формирования представлений о величине у детей дошкольного возраста уделяли внимание такие педагоги и психологи как: О.М. Дьяченко, А.А. Столяр, Т. Д. Рихтерман, Б.Г. Ананьев, Н. А.А.Венгер, Р.Говорова и др.
Формирование математических
представлений и понятий
Проблема этой темы, на наш
взгляд состоит: в определении и
создании условий способствующих успешному
использованию наглядных
Исходя из названной выше проблемы, мы определяем объект, предмет и гипотезу исследования.
Объект исследования - представления о величине дошкольников.
Предмет исследования - особенности формирования представлений о величине у дошкольников.
Гипотеза - формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста будет успешным, если в обучении математике занятии проводятся в системе.
Цель работы: изучение, выявление, обоснование системы занятий в работе с дошкольниками при формировании представлений о величине.
1. Сравнительный
анализ программных задач
Группа |
Типовая программа |
Детство |
1 младшая группа. |
Сенсорное воспитание Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч-маленький синий мяч) |
|
2 младшая группа. |
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий-узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий-низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой-маленький, одинаковые (равные) по величине. |
Определять цвет, размер, форму предметов, геометрических фигур путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Выделять и выбирать предмет с заданными свойствами из 2—4 разных предметов. (Подобрать кубик такого же цвета и размера, такой же большой и красный.) Понимать и использовать в собственной речи слова — названия размера, формы; использовать речевые выражения со словами: такая же...; не такой... («Этот кирпичик такой же большой и красный»). Обследовать предметы с целью определения их отношений по размеру, форме, расположению, удаленности и т.д. |
Средняя группа. |
Совершенствовать - 2 младшая группа Учить сравнивать два предмета по толщине пользуясь приемами наложения или приложения; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длинее-короче, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине. Учить соизмерять предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой) Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины), располагать их в определенной последовательности; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта самая высокая, эта пониже, эта еще ниже, эта самая низкая) |
Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по весу (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький). Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество. Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный (четырехугольный). Логические связи между группами предметов по размеру, форме (низкие, но толстые; у квадратов стороны больше, чем у треугольников); нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм. Связи между изменениями (сменой) основания группировки и количеством полученных групп, предметов в них. Группируя предметы по форме, дети выделяют 3 группы (круглые, треугольные, квадратные) с определенным количеством элементов в каждой из них. А по размеру — 2 группы, количество элементов в каждой из которых увеличилось. Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру: отнесение предметов и фигур, имеющих 4 стороны и 4 угла, к предметам четырехугольной формы, определенной тяжести — к тяжелым («Эти камни все тяжелые») и т.д. |
Старшая группа |
Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины, толщины): систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражая в речи: (самая широкая, немного уже, еще уже, но шире этой, а она уже и всех остальных, эта самая узкая). Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры) Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. |
Самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры, предметы по размеру, форме с целью разносторонней характеристики; выделять и сосчитывать вершины, измерять и сравнивать стороны. Использовать в речи слова: размер, цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все. Называть все свойства, присущие и не присущие объектам (маленькая, не красная, не квадратная). Определять и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученных групп. Включать один и тот же предмет в разные группы в зависимости от основания классификации. |
Подготовительная группа. |
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целого по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий), с помощью условной мерки (бумаги в клетку). Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Давать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее-легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры. |
Зрительно распознавать фигуры, величины, воспроизводить и воссоздавать их по представлению, описанию. Уметь пользоваться линейкой, шаблонами и трафаретами. Использовать слова: форма,
размер, вес, геометрическая фигура —
для определения и Отражать в речи способ группировки, преобразования фигур, связей и зависимостей. Использовать слова: все, кроме..., некоторые из... |
Программные задачи Программы Воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой в отношении формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста содержательны и объемны.
Программа «Детство»
направлена на развития
В старшем дошкольном возрасте программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры, направленные на воссоздание, преобразование форм предметов. В процессе действий с предметами, геометрическими телами и фигурами, дети познают их свойства, формируется умение оперировать этими свойствами, выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине, массе, объему с помощью измерений, которые рассматривается при этом ведущей практической деятельностью.
2. Особенности восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов. Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.
Проблему отражения величины нельзя рассматривать только как проблему восприятия. В равной степени она должна рассматриваться и как проблема мышления.
Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой — опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др.
Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает складываться уже в раннем детстве в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно-тактильными ощущениями от тех игрушек и предметов различных размеров, которыми оперирует малыш. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию константности восприятия.
Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером - важнейшей сенсорной способностью. Еще Ж.-Ж. Руссо считал нужным учить Эмиля сравнивать размеры предметов на глаз, сопоставляя высоту здания с ростом человека, высоту дерева с высотой колокольни. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте маленькими детьми производится практически путем наложения или приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки.
В условиях правильно организованного сенсорного воспитания и педагогического руководства способность воспринимать величину предмета начинает формироваться в раннем возрасте в процессе предметных действий. Но первичный опыт в умении различать величины долгое время носит локальный характер.
Дошкольники прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком: «Слон большой, а мышка маленькая». Они с трудом овладевают относительностью оценки величины. Если поставить перед ребенком 4—5 игрушек, постепенно уменьшающихся по размеру, например матрешки, и попросить показать самую большую, то он сделает это правильно. Если затем убрать ее и снова попросить указать на большую игрушку, то дети 3—4 лет, как правило, отвечают: «Теперь нет большой». Маленький ребенок довольно часто в своих играх вообще игнорирует признак величины: старается уложить большую куклу в маленькую кровать, посадить большого мишку на маленький стул и т. д.
Дети трехлетнего возраста воспринимают величину предметов недифференцированно, т.е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Когда им среди нескольких предметов надо найти самый высокий и самый длинный, они, как правило, останавливают свой выбор на самом большом.
Информация о работе Формирование представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста