Формирование представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.

Содержание работы

Введение
1. Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ («Типовая», «Детство»).
2. Особенности восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста.
3. Требования «Программы воспитания в детском саду» по формированию.
4. Методика работы по развитию представлений о величине.
5. Составить 2 конспекта занятий, в программное содержание которых включена задача развития представлений о величине.
Заключение.
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

методика матем развития Office Word (6).docx

— 78.22 Кб (Скачать файл)

Воспитатель: Сейчас вы по очереди  подойдёте ко мне, опустите правую руку в волшебный мешочек и достанете  одну карточку с  геометрическими  фигурами.

-Молодцы! Все карточки  нашли!                                                                                                                                                                                

-Что вы на них видите?

Дети: на карточках геометрические фигуры .

 Воспитатель: А сейчас будьте внимательны. Какие фигуры у вас на карточке? Сколько их?

Дети: У меня на карточке 5 красных прямоугольников. На моей карточке 4 синих круга. У меня на карточке 3 зеленых квадрата.

 Воспитатель: Вам нужно  найти стульчик, на котором находится карточка, похожая на вашу. На ней фигуры такой же формы, такого же цвета что и ваши, и такое же количество. Найдите свое место.    Кто найдёт, садится на этот стульчик.

(Дети рассаживаются за  столы. У каждого ребенка по 4 круга, которые соответствую по цвету определенной части суток: утро – желтый цвет, день – красный, вечер – голубой, ночь – фиолетовый.)

Воспитатель: Ребята, а давайте  Маше покажем и расскажем  что  такое «сутки». Я буду читать стихотворение, а вы будете показывать кружок с  той частью суток, про которую  я читаю.

(на первую часть стихотворения  дети показывают желтый круг, на вторую часть - красный, на  третью – голубой, на четвертую  -  фиолетовый)

«Сутки»

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

-Ну-ка, детки, подымайтесь,

Заряжайтесь, умывайтесь,

Аккуратно одевайтесь

И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают.

Дальше, дальше день бежит,

Нам пословица гласит:

-Долог день до вечера, когда делать нечего.

Ну, а вечером, ребята,

Всё окутает прохлада,

Солнцу отдых тоже нужен

А ребятам - вкусный ужин.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она:

Наблюдает - все ли

Улеглись в постели?

Закрывайте глазки,

Пусть вам снятся сказки.

Закрывайте очи

Всем - спокойной ночи!

 

От утра и до утра

Сутки знает детвора.

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам самостоятельно разложить части суток в правильном порядке.   

(дети выполняют задание,  начиная раскладывать цветные  круги слева направо начиная  с «утра» и заканчивая «ночью»)

Воспитатель: Молодцы, все  справились с таким трудным заданием.

IV часть.

(Воспитатель предлагает  детям встать в круг.)

 Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше волшебное  путешествие

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

Снова в группе очутитесь.

Воспитатель: Вот и Маша с нами прощается.

Маша:  Поиграли мы, позабавились.

              Очень вы мне, ребята, понравились.

Воспитатель: Ребята, а  вам  понравилось путешествовать с Машей? Если понравилось – возьмите себе солнышко. А если кому то не понравилось  – возьмите тучку.

(обратная связь, рефлексия)

2 конспект: Тема: «Маша и медведь»

Программное содержание:

* продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине способами  наложения и приложения, определять  результаты сравнения словами  широкий – узкий, шире - уже;

* совершенствовать навыки  сравнения двух разных групп  предметом способом наложения;  умение обозначать результаты  сравнения словами много, поровну,  столько-сколько;

* упражнять в пространственном  направлении верху, внизу;

* закрепить умение различать  и называть круг и квадрат;

* закреплять цвета;

* развивать внимание, память.

Оборудование:

Техническое оборудование: компьютер, телевизор.

Демонстративный материал: презентация, письмо, елочка, макет  Маши.

Раздаточный материал: две  полоски разной ширины (желтая и  красная), 5 груш, 5 клубник, геометрические фигуры, полоски для выкладывания раздаточного материала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Дети входят в группу под  музыку и рассаживаются на стульчики.

Воспитатель:

 «Ребята к нам в  группу принесли письмо. Прочитаем  его?

Дети: Да.

Воспитатель:

«Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Маша. Мне очень хочется  с вами встретиться, подружки позвали  меня в лес, и я заблудилась  в лесу. Бабушка и дедушка ждут меня дома с цветами да с ягодами».

Воспитатель:

- Поможем ребята?

Дети: Да.

Воспитатель:

- А на чем мы с  вами отправимся в лес? 

Дети: На автомобиле, поезде и т.д.

             Дети отправляются на выбранном  транспорте и занимают свои  места в «транспорте» (т.е. встают  возле своих мест).

Воспитатель:

- Посмотрите ребята, Маша  с корзинкой по лесу ходит,  а что она собирает ребята?

Дети: цветы и ягоды.

Воспитатель:

- Какие ягоды собрала  Маша?

Дети: Клубнику.

Воспитатель:

- А какого, цвета ягоды? 

Дети: Красные.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель:

- У вас на подносах  лежат ягоды (клубнички), выложите  их на картонной полоске, на  верхней линии. Сколько ягод  собрала Маша?

Дети: Много (5).

Воспитатель:

- А что еще собирала  Маша?

Дети: Цветы.

Воспитатель:

- А какого цвета цветы? 

Дети: Желтого.

Воспитатель:

- Возьмите с подноса  1 цветок и выложите его на  картонной полоске, на нижней  линии. Сколько цветов собрала  Маша?

Дети: Один.

Воспитатель:

- Смотрите, ребята Маша  еще собрала цветов для бабушки.  Сколько цветов? Скажите не считая.

Дети: мало (4)

Воспитатель:

- А ягод?

Дети: Много.

Воспитатель:

- А, что надо сделать  Маше, чтобы ягод и цветов стало  поровну?

Дети: Сорвать еще один цветок, или съесть одну ягодку.

Воспитатель: Молодцы.

II часть

Воспитатель:

-  Шла, шла Маша по  лесу и встретила медведя. Маша  спросила у медведя как ей  добраться до дома. Медведь согласился  помочь, если Маша сыграет с  ним футбол. Играть Маша должна  на широком поле, а Мишка на  узком, да вот беда не знает  Маша какое поле шире, а какое  уже. Поможем Маше?

Дети: Да.

Воспитатель:

- У вас на столах  у каждого лежат 2 полоски, они  разные по ширине, давайте, мы  их сравним и на широкую  дорожку выложим мяч, который  лежит у вас на подносе. 

Дети: выполняют задание.

Воспитатель:

- Рома как вы узнали, какое поле шире, какое уже?  Мы наложили одну полоску на  другую.

- Молодец. Вы все правильно  указали поле Маше. Покажем, медведю  как мы умеем играть футбол?

Дети: Да, и выходят на физкультминутку.

Физкультминутка.

Я играю

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол. Имитация удара ногой по мячу.

На ворота становлюсь, Имитация защиты ворот.

И, конечно, не ленюсь. Имитация подпрыгивания за мячом.

Воспитатель:

- Понравилось медведю  играть, решил он отдохнуть, да  и дорогу Маше к дому указать.  Медведь подвел Машу к дороге, которая ведет к дому и говорит  «Иди Маша по этой дороге  и не оглядывайся и выйдешь  к дому». Побежала Маша по  дороге, бусы и рассыпала. Плачет  Маша. Поможем, ребята Маше собрать  бусы?

Дети: Да.

Воспитатель:

- Посмотрите, у вас на  подносах лежат геометрические  фигуры, вот из них мы выложим  бусы для Маши. Вы внимательно  слушайте, какую фигуру я буду  называть, такую вы выкладываете  у себя на столе (дети выкладывают  бусы, после сравнивают его с  образцом).

- Ну что же, с этим  заданием вы справились, молодцы, вот и Маша до дома добралась.

III часть

Воспитатель:

- Молодцы вы ребята  вы помогли Маше вернуться  к бабушке и дедушке. Садитесь  на наш транспорт (тот который  выбрали дети в начале занятия).

Едут «в группу» и усаживаются  на пол в кружок.

Воспитатель:

-  Где мы с вами  побывали? (выложить на пол елочку)

Дети: В лесу.

Воспитатель:

- Кому помогли? (выложить  фигурку Маши)

Дети: Маше.

Воспитатель:

- Что случилось с Машей?

Дети: Она заблудилась.

Воспитатель:

- Как мы помогали Маше?

Дети: цветы и ягоды  считали, поле футбольное помогли выбрать, бусы собрали.

Воспитатель:

- А что вам больше  всего понравилось делать (выслушивает  высказывание детей).

- Молодцы ребята, вы все  сегодня были внимательными, отзывчивыми.  Маша добралась до дома и  в следующий раз придет к  нам в гости.

 

Заключение.

Методика формирования элементарных математических представлений в  системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике одного из важнейших учебных предметов  в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала  самостоятельной научной и учебной  областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей  процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в  условиях общественного воспитания. Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

- научное обоснование  программных требований к уровню  развития количественных, пространственных, временных и других математических  представлений детей в каждой  возрастной группе;

- определение содержания  материала для подготовки ребёнка  в детском саду к усвоению  математики в школе;

- совершенствование материала  по формированию математических  представлений в программе детского  сада;

- разработка и внедрение  в практику эффективных дидактических  средств, методов и разнообразных  форм и организация процесса  развития элементарных математических  представлений ;

- реализация преемственности  в формировании основных математических  представлений в детском саду  и соответствующих понятий в  школе:

- разработка содержания  подготовки высококвалифицированных  кадров, способных осуществлять  педагогическую и методическую  работу по формированию и развитию  математических представлений у  детей во всех звеньях системы  дошкольного воспитания;

- разработка на научной  основе методических рекомендаций  родителям по развитию математических  представлений у детей в условиях  семьи.

Под математическим развитием  следует понимать сдвиги и изменения  в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений  и связанных с ними логических операций. Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных  программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к  успешному овладению математикой  в школе, но и всестороннее развитие детей.

При проведении занятий по формированию элементарных математических представлений у дошкольников речь идет не об освоении школьной программы, а о закладке фундамента, который  обеспечит дальнейшую учебную деятельность. Необходимо направлять знакомство дошкольника  с элементарной математикой в  русло общего развития ребенка.

Информация о работе Формирование представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста