Формирование представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.

Содержание работы

Введение
1. Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ («Типовая», «Детство»).
2. Особенности восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста.
3. Требования «Программы воспитания в детском саду» по формированию.
4. Методика работы по развитию представлений о величине.
5. Составить 2 конспекта занятий, в программное содержание которых включена задача развития представлений о величине.
Заключение.
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

методика матем развития Office Word (6).docx

— 78.22 Кб (Скачать файл)

В летний период программный  материал по математике повторяется  и закрепляется на прогулках, в играх.

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не следует забывать о повторении пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.

На занятиях по математике воспитатели используют различные  методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это  и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических  изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах  и ситуациях различных свойств  и отношений, применение общего способа  действия в новых условиях.

Если педагоги сами подбирают  наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие:

- достаточное количество  предметов, используемых на занятии;

- разнообразие предметов  по размерам (большие и маленькие);

- обыгрывание с детьми  всех видов наглядности до  занятия в разные отрезки времени,  с тем, чтобы на занятии их  привлекала только математическая  сторона, а не игровая (при  обыгрывании игрового материала  нужно указать ребятам его  назначение);

- динамичность (ребята действуют  с предложенном им предметом  в соответствии с заданиями  воспитателя, поэтому предмет  должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить,  перенести с места на место,  взять в руки);

- художественное оформление. Наглядный материал должен привлекать  детей эстетически. Красивые пособия  вызывают у ребят желание заниматься  с ними, способствуют организованному  проведению занятий и хорошему  усвоению материала.

В книге Е.В.Сербиной приведены  «педагогические заповеди, которыми можно руководствоваться в работе:

- Ж.Ж.Руссо писал: «…чего  не торопятся добиться, того добиваются  обыкновенно наверняка и очень  быстро». У каждого ребенка  свой срок и свой час достижения.

- Максимум внимания уделять  детям отстающим. Новый материал  с ними нужно начинать усваивать  раньше, чем со всей группой  детей (опережать, а не догонять  группу).

- Необходимо постоянно  поощрять все усилия ребенка  и само его стремление узнать  новое, научиться новому.

- В дошкольном возрасте  нужно избегать отрицательных  оценок ребенка и результатов  его деятельности.

- Сравнивать результаты  работы ребенка можно только  с его же собственными достижениями, но не с достижениями других  детей.

- Очень важно отвечать  на все вопросы детей и заниматься  с ними тем, что им нравиться.

- Принудительное обучение  бесполезно.

- Только имея с ребенком  хороший личный контакт, можно  его чему-то научить.

- Лучше слышат того, кто  тише говорит» 

Вторая младшая  группа

Величина

Этот раздел программы  связан с развитием первоначальных представлений у дошкольников о  величине предметов контрастных  и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине). Дети учатся словом определять величину предметов: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий, толстый - тонкий, больший - меньший.

Занятия с малышами нужно  построить так, чтобы отдельные  признаки предметов, на которые мы хотим  обратить внимание, были значимы для  детей. Во-первых, усваивать эти знания ребенок должен в процессе деятельности, действий с различными предметами: ведь источником знаний является непосредственное чувственное восприятие вещей. Следовательно, нужно создавать такие ситуации, при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость. Например, выбор самого длинного или  самого широкого предмета является необходимым  условием для какой-либо интересной деятельности ребенка.

Занятия рекомендуется начинать с интересной игры или привлекательной  для ребенка деятельности. Ни в  коем случае не следует копировать школьный урок.

На первых занятиях предпочтительно  использовать плоские предметы, постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление  о том, что при сравнении любых  предметов разной длины они определяются как линные-короткие, длинее-короче. На каждом занятии следует предоставлять возможность действовать и раздаточным материалом, что обеспечивает возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком.

При первом знакомстве с  тем или иным признаком предмета остальные признаки исключаются.

Например, сравниваются по длине  две ленты из одного и того же материала, одной и той же ширины; разница должна быть только в длине  этих лент, но цвет должен быть разным.

При сравнении предметов  следует широко использовать приемы приложения и наложения. При наложении  или приложении сравниваемые предметы подравниваются с одного края (лучше  с левого) или ставятся рядом на одну плоскость, если сравниваются по высоте.  Когда ребята хорошо усвоят контрастные величины предметов, их следует познакомить с равенством предметов по длине, ширине, высоте, толщине. Научить пользоваться выражениями: одинаковые (равные) по длине, равные по ширине, одинаковые (равные) по высоте, толщине, одинаковые (равные) по высоте.)

Учитывая тот факт, что  в процессе познания действия должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Первоначально  это делает воспитатель, а затем  требует осмысленного употребления детьми слов «длина», «ширина», «высота», «толщина».

Исходным в работе с  малышами является обследование –  специально организованное восприятие предметов с целью использования  его результатов  в той или  иной содержательной деятельности. Положительный  эффект дает применение таких приемов  следования, как показ длины, ширины и т.д., проведение пальцем по указанно протяженности, «измерение» разведенными пальцами или руками, сравнение разных признаков величин путем приложения или наложения.

Обследование дает возможность  установить направление каждой конкретной протяженности, что имеет существенное значение для их различия. Дети узнают, что при показе длины рука движется слева на право, вдоль предмета, показывая  ширину рука движется поперек предмета, высота показывается снизу вверх или сверху вниз, а толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета. Толщина округлых предметов показывается путем обхвата их.  Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2-3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета. Первоначально показ выполняет воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов Длина, ширина, высота, толщина.

Необходимо учить детей  называть размер предметов, сопоставляя  и противопоставляя их друг другу: «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной». Опознание самих протяженностей вполне доступно маленьким детям, но главное заключается в том, чтобы отдифференцировать точность их названий, а это полностью зависит от воспитательной работы, проводимой с детьми.

Большое место в работе с младшими дошкольниками должно быть отведено игровым ситуациям. Например: «Посадим мишек на скамейки» (на длинную - много, на короткую - одного), «Поставим машины в гараж» (широкие – узкие, высокие – низкие), «Кто быстрее приедет в свой домик?» (длинная – короткая дорожка), «Подбери бантики для кукол».

Для уточнения, закрепления  знаний проводят игры типа «Найди и  опиши», «Что там?», «Подбери пару».

Средняя группа

Величина 

Усложняются задачи формирования представлений о величине.

Не владея способами оценки величины, ребенок часто не может  сопоставить по величине предметы разной формы или по-разному расположенные  в пространстве, учитывая при этом, как правило, только один из параметров величины, в первую очередь высоту, что приводит к неверному решению - к оценкам по зрительному впечатлению.

Чтобы выработать ориентировку на величину предметов как значимый признак и подвести ребенка к  осознанию необходимости измерения  как способа сопоставления предметов  по величине, нужна такая организация  обучения, которая вызывала бы собственную  познавательную активность ребенка.

Детей продолжают учить сравнивать (соизмерять) 3-5 предметов по ширине, длине, высоте, толщине путем прикладывания  их друг к другу, усложняя эту работу тем, что предметы для сравнения  подбираются с малой разницей в ширине, длине, высоте, толщине. Это  делается для того, чтобы показать необходимость соизмерения. При  этом следует обратить внимание на правильность выполнения соизмерения: четкое уравнивание концов и сторон измеряемых объектов, необходимость  использования единой точки отсчета. Дети овладевают сравнительной оценкой  величины не только по убывающей, но и в возрастающей степени при одновременно установлении  взаимно обратных отношений.

Создавая на глазах у детей  образец ряда предметов и рассматривая его, воспитатель обращает внимание на последовательное расположение предметов, направление ряда(восходящее, нисходящее), постоянную разницу между двумя смежными предметами. Анализ образца – эффективный прием обучения сериации, т.к. он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.

Правило выбора (выбирай  каждый раз из всех полосок самую  длинную или самую короткую) также  служит средством построения упорядоченного ряда. Оно представляет последовательность действий – практическое или зрительное сопоставление элементов и выбор  нудного.

Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду, так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит относительный характер. Например: «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?».

Большое внимание уделяется  развитию глазомера. Детям дается задание  найти из 4-5- предметов равный по своим размерам образцу большего (меньшего, такой же) размера.

Ведется работа с детьми по подготовке к освоению измерения. Это сравнение двух предметов  с помощью третьего - условной меры. Например, у каждого ребенка на столе листок с наклеенными елками и полоска бумаги, из которой они  должны самостоятельно сделать мерку  и с ее помощью определить, какая  из елок выше.

Дети должны, сравнивая  предметы, уметь разложить их в  возрастающем или убывающем порядке  по длине, ширине, толщине, высоте.

Вначале такое определение  делается в результате прямого прикладывания  предметов друг к другу, а затем  дети должны уметь определить на глаз. Например, воспитатель просит дать полоску бумаги такой же длины  или принести альбом толще того, что лежит на столе, и т.д.

Старшая группа

Величина 

Дети шести лет должны уметь сравнивать, сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте, толщине и  правильно отражать эти умения в  речи («стало длиннее», «веревка толще  нитки», «тут шире», «этот предмет  шире» и т. д.). Сравнивать группы предметов и количество предметов упорядочиваемых в ряд увеличивается до 10, а разница их размеров еще более уменьшается (от3 до 1 см). Усложнение заданий состоит в том: что одни и те же предметы размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (например, палочки сначала раскладываются по длине, а потом по толщине); что указанный воспитателем предмет в ряду сравнивается не только с соседними, но и с предшествующими или последующими. В результате этого ребенку становиться понятным , что каждый элемент в ряду меньше (больше), чем все предыдущие . Так происходит осознание не только относительности размера, но и транзитивности отношений между упорядоченными элементами (если А>Б и Б>С, то А>С).

Их учат на глаз определять длину и толщину палки, ширину полоски, ленты, высоту забора и дерева, оценивая воспринимаемые размеры путем  сопоставления с величиной известных  предметов или действий. Например, толщиной в палец, высотой в человека, длинной в два шага и т. д.

Особое место в старшей  группе воспитатель отводит упражнениям  в группировке и упорядочении предметов по отдельным изменениям: по длине, ширине, высоте, толщине и  др. группируя предметы по длине, дети помещают в одну группу те, у которых  одинаковая длина, несмотря на их различия в высоте и ширине. Выясняют, чем  похожи и чем отличаются предметы, попавшие в одну группу, почему в  одной группе оказались предмеры разной высоты и т.п. этой работе следует  уделить внимание не только на занятиях по математике, но и на других занятиях, в повседневной жизни.

Информация о работе Формирование представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста