Формирование представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.

Содержание работы

Введение
1. Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ («Типовая», «Детство»).
2. Особенности восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста.
3. Требования «Программы воспитания в детском саду» по формированию.
4. Методика работы по развитию представлений о величине.
5. Составить 2 конспекта занятий, в программное содержание которых включена задача развития представлений о величине.
Заключение.
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

методика матем развития Office Word (6).docx

— 78.22 Кб (Скачать файл)

Продолжается обучение и  упражнение детей в раскладывании  предметов в возрастающем и убывающем  порядке по длине, ширине, высоте, толщине  на основе сравнения, использования  приложения наложения.

Новой программной задачей  является обучение детей измерению.

В старшей группе детей  обучают измерять и определять с  помощью условной меры величину предметов  и объем жидких и сыпучих тел. Воспитатель объясняет и показывает последовательность измерения. Процесс  измерения разбивается на этапы, каждый из которых повторяется детьми следом за воспитателем. Так, воспитатель  сначала демонстрирует мерку, с  помощью которой можно измерить, например, полоску бумаги. Затем  он показывает, что мерку нужно  приложить так, чтобы концы измеряемой полоски и мерки совпали. Дети повторяют это действие. Далее  воспитатель отмечает конец мерки, объясняет, что каждый раз, когда  мерка уложилась в полоске  полностью, нужно отложить «для памяти»  фишку, (кружек или квадратик) которая  показывает, что мерка уложилась  в полоске полностью. Далее мерка  прикладывается к отметке, вновь  отмечается конец мерки и снова  откладывается фишка. Таким образом, измеряется вся полоска. В результате измерения перед детьми образуется ряд фишек, пересчитав которые можно  сказать, сколько раз мерка уложилась  в измеряемом объекте.

Дети должны прочно усвоить  правила измерения, так как на последующих занятиях они выполняют  измерения самостоятельно от начала до конца. Важно, чтобы дети не только запомнили последовательность, но и правильно выполняли.

При измерении сыпучих  и жидких тел используются те же правила измерения, а также даются новые правила, характерные для  измерения сыпучих и жидких тел. Мерка должна быть полной, крупой наполнять  стакан точно до краев, но не насыпать с верхом, а воду наливать до определенного  уровня, иначе она будет выливаться из посуды. Нужно постоянно контролировать точность заполнения мерки. Условные мерки  для разных величин могут быть разными: стакан, чашка, банка, бутылка, ложка, блюдце и др.

Измерение различных объектов соответствующими мерками позволяет  подвести детей к пониманию обобщенного  способа измерения с помощью  условной мерки.

Организуя измерительную  деятельность, детей учат выделять часть предмета, равную условной мерке, определять, сколько раз мерка  уложилась в измеряемом объекте, учат сравнивать с помощью мерки  величину протяженных предметов, объем  сыпучих и жидких тел.

Обучение детей измерению, проходит параллельно с обучением  счету. Измерение различных объектов с применением фишек для отсчета  количества использованных мерок способствует лучшему усвоению детьми процесса образования  числа, восприятия числа как отношения  измеряемого к принятой мерке. Так, чтобы узнать сколько раз мерка  уложилась в полоске, дети должны подсчитать фишки, которые они откладывали  при измерении. Пересчитав фишки, дети могут сказать, сколько раз мерка  уложилась в полоске.

На основе измерения решается и такая программная задача, как  освоение детьми количественного состава  числа из отдельных единиц (в пределах 5).

В результате этой деятельности у детей развивается глазомер, они могут определять на глаз величину предметов, проверяя затем правильность своего измерения с помощью выбранной  условной мерки. Дети узнают, что разные виды количества измеряются разными  мерками. Они усваивают, что считать  можно не только отдельные предметы, но и сыпучие и жидкие тела, пользуясь  для этого измерениями.

Подготовительная  группа

К моменту поступления  в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме  и величине, научиться ориентироваться  в пространстве и во времени.

Работа по развитию математических представлений в основном осуществляется на занятиях. Как следует строить  их, чтобы обеспечить прочное усвоение детьми знаний?

Структура занятий. Структура  каждого занятия определяется его  содержанием: посвящается ли оно  изучению нового, повторению и закреплению  пройденного, проверке усвоения знаний детьми.

Первое занятие по новой  теме почти целиком посвящается  работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда  дети наиболее работоспособны, т. е. на 3-5-й мин. от начала занятия, и заканчивают  на 15-18-й мин. Повторению пройденного  уделяют 3-4 мин. в начале и 4-8 мин. в  конце занятия. Почему целесообразно  строить работу именно так? Изучение нового утомляет детей, а включение  повторного материала дает им некоторую  разрядку. Поэтому там, где это, возможно, полезно повторять пройденный материал по ходу работы над новым, так как  очень важно ввести новые знания в систему ранее усвоенных.

На втором и третьем  занятиях по данной теме ей отводят  примерно 50% времени, а во второй части  занятия повторяют (или продолжают изучать) непосредственно предшествующий материал, в третьей части повторяют  то, что дети уже усвоили.

Проводя занятие, важно органически  связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение  умственной нагрузки, чередование видов  и форм организации учебной деятельности.

 

5. Составить 2 конспекта  занятий, в программное содержание которых включена задача развития представлений о величине.

 

1 конспект ТЕМА: «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

 

Программные задачи: Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счет в пределах 5; умение сравнивать предметы по величине, ориентировка во времени и в пространстве; различать геометрические фигуры.

Развивать восприятие и представления  детей через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно-действенное  и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей).

Воспитывать интерес к  математике, и желание работать в  коллективе.

Оборудование: Кукла , 3 набора домиков различной высоты по5 штук, 3 разрезные карточки с изображением героев сказок, 2 бублика, 3 медвежонка, 4 зайца, 2 розы, 5 щенят. Объемные геометрические фигуры, шары, наборы кругов 4 цветов (желтого, красного, синего, фиолетового), карточки с геометрическими фигурами по 2 штуки на каждого ребенка.

Ход занятия:

I часть (вводная).

(Воспитатель настраивает  детей на начало занятия, используя  психогимнастику.)

Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

                            Здравствуй! Улыбнется он в ответ. 

                            И, наверно, не пойдет в аптеку.

                            И здоровым будет много лет. 

Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья нашим гостям и скажем, здравствуйте!

(Дети ложатся на ковер  и   закрывают  глаза (спят).

Сюрпризный момент.

(Воспитатель в руках  держит куклу-Машу.)

Воспитатель:  Пойдём, Маша, в детский сад к ребятам, ты посмотришь, что и в детском  саду дети заняты делом, никто не бездельничает. Потому, что без труда не вынешь и рыбки из пруда.

- Ой, Маша, что же случилось?  Почему дети спят, когда надо  заниматься? Давай-ка разбудим их.

(воспитатель трогает  детей, они не просыпаются)

 Воспитатель: Я догадалась, что случилось, это Баба Яга  заколдовала наших детей. Она  узнала, что я сегодня хочу  пригласить их в путешествие.

- Сейчас мы будем ласково  называть их по имени и они обязательно проснутся.

(воспитатель касается  рукой каждого ребенка и ласково  зовет его по имени, дети  просыпаются, встают)

 Воспитатель: Все проснулись? Потянулись! Улыбнулись!

-Ребята, а вы любите  путешествовать?

Дети: да.

 Воспитатель: А трудностей  не боитесь?

Дети: нет.

Воспитатель: Сегодня я  приглашаю вас в путешествие  в сказочную страну.

                       На носочки поднимитесь, 

                       И два раза повернитесь,

                       В сказке очутитесь.

II часть (основная).

 Воспитатель: Наше  путешествие начинается. Ребята,  возьмите по одной геометрической  фигуре. Теперь дети , у которых в руках куб, подойдут к столу, на котором лежит куб, у кого - шар к столу, где лежит шар, и у кого цилиндр - к столу, где лежит цилиндр.

(дети разделились на 3 подгруппы)

Воспитатель: Ребята, перед  вами улица, на которой живут сказочные  герои – медведь, волк, лиса, заяц и мышка. Дома наших сказочных  героев нужно расставить в правильном порядке – начиная с самого высокого и заканчивая самым низким.

(работа в подгруппах  – дети на столах раскладывают  домики по величине)

Воспитатель: Ребята, как  вы думаете, кто живет в первом домике? Во втором? В третьем? В четвертом? В пятом?

Дети: В первом домике живет  медведь. Во втором домике живет волк. В третьем домике живет лиса. В  четвертом домике живет заяц. В  пятом – мышка.

Воспитатель:  Ребята, а  Маша пришла к нам не с пустыми  руками, она принесла вам волшебные  картинки. Это портреты ее любимых  друзей, но злая баба Яга и тут пошалила, и портреты рассыпались на части. Хотите попробовать их собрать?

(воспитатель предлагает  детям разрезные картинки с  изображением сказочных героев,   дети в подгруппах собирают  картинки)

 Воспитатель:  У кого  там хмурый вид?

                         Что – ли голова болит?

                         Боль прогонит сей – же час

                         Антистрессовый массаж.

Воспитатель: Ребятки, а сей  час мы с вами попали в страну великанов. У них в этом году уродился отличный горох. Давайте мы с ним  поиграем.

(воспитатель приглашает  детей к сухому бассейну и  предлагает взять детям по  одной зеленой «горошыне»)

Пальчиковая игра с горохом.

(в игре используются  шары из сухого бассейна, которые  дети по ходу игры передают  по кругу)

                                Пальчик, пальчик, мой хороший,

                                Крепко ты сожми горошек

                                Покрути и покатай и другому  передай.  (  2-3 раза)

Воспитатель: Ребята, наша Маша немного устала, пускай немного отдохнет, мы ее посадим вот сюда.

(Воспитатель садит куклу  на стул и предлагает детям,  держа шар в руках, сесть  на ковер в произвольном порядке. Воспитатель дает устные инструкции.)

Воспитатель предлагает детям: Возьмите шар  в левую руку. В  правую. Положите шар впереди себя. С правой стороны от себя. С левой  стороны. Положите шар позади себя.

(Инструкции повторяются  2-3 раза в разном порядке)

 Воспитатель продолжает: Сяду рядышком на лавку,

                                               Вместе с вами посижу

                                              Загадаю вам загадку,

                                              Кто смышлёней погляжу.

(Из «волшебного сундучка»  воспитатель достает предметы  и обыгрывает задачки с помощью  игрушек. Педагог наглядно демонстрирует содержание задачки, показывая игрушки, по ходу добавляет или убирает их в сундучок.)

- Сколько бубликов в  мешок

Положил ты петушок?

- Два. Но дедушке дадим

И останется : (один)

На пасеке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле  влез.

А сколько убежали в  лес? (два)

 Четыре зайца шли  из школы,

Но вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успели? (два)

Две розы Маша сорвала,

В подарок маме принесла.

Сорви еще и подари

Ты мамочке не две, а: (три)

 Пять щенят в футбол  играли,

Одного домой позвали -

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?  (4)

Физминутка.

                                    - Раз - подняться, подтянуться,

                                    - Два - согнуться, разогнуться,

                                     - Три - в ладоши три хлопка,

                                     - Головою три кивка.

                                     - На четыре - руки шире.

                                     - Пять - руками помахать.

                                     - Шесть на корточки присесть. (2-3 раза)

III часть. Сюрпризный момент.

(В руках у воспитателя  волшебный мешочек с парными  карточками, на которых изображены  геометрические фигуры: квадраты, круги,  прямоугольники, красного, зеленого, желтого,  синего цвета, количеством от 2 до5. Например: на карточке 4 зеленых квадрата )

Информация о работе Формирование представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста