Формирование представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.

Содержание работы

Введение
1. Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ («Типовая», «Детство»).
2. Особенности восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста.
3. Требования «Программы воспитания в детском саду» по формированию.
4. Методика работы по развитию представлений о величине.
5. Составить 2 конспекта занятий, в программное содержание которых включена задача развития представлений о величине.
Заключение.
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

методика матем развития Office Word (6).docx

— 78.22 Кб (Скачать файл)

Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена  целым рядом причин: началом школьного  обучения с шести лет; обилием  информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более  интенсивным; стремлением родителей  в связи с этим как можно  раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель вырастить детей  людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться  во всем, что их окружает, правильно  оценивать различные ситуации, с  которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Основное усилие и педагогов  и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника  потребность испытывать интерес  к самому процессу познания, к преодолению  трудностей, стоящих на этом пути, к  самостоятельному поиску решений и  достижению поставленных целей.

Центральное место отводится  обогащению сенсорного опыта у детей  путем ознакомления с величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться  в параметрах протяженности предметов - необходимое условие и фундамент  математического развития дошкольника. От практического сравнения величин  предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных соотношений  больше - меньше, равенство - неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимание отношений "длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже, больше - меньше" позволяют наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углублять познания о числе.

 

Приложение

Специально организованная игра "Магазин".

Цель: учить соизмерять предметы (примеривать), понимать слова "высоко", "мало"; учить употреблять в речи слова "примерить", "померить". Показать необходимость измерения.

Материал: предметы одежды разных размеров: шапки, варежки, обувь.

Ход игры.

По желанию детей выбирают продавца, остальные дети-покупатели. Увлекшись сюжетом игры, дети могут  забыть о том, что нужно примеривать  свои покупки в магазине. (Педагог  умышленно не напоминает).

Когда все вещи будут распроданы, педагог предлагает покупателям  примерить покупки. Примеряя, многие увидят, что вещи не годятся. Педагог  выясняет, велика или мала вещь, что  надо было сделать в магазине, чтобы  купить нужную вещь. Важно добиться ответа детей : "Прежде, чем покупать вещь, ее надо померить".

Знакомство с  признаками: короткий - длинный

Игра на классификацию

На столе лежат сделанные  из пластилина длинная и короткая колбаски. Обе колбаски одинаковой толщины и одного цвета. Педагог  раздает детям пластилин и  просит сделать такие же колбаски: одну длинную и одну короткую.

В конце занятия дети рассматривают  свою лепку, показывают. Какая колбаска длинная, а какая - короткая.

Можно предложить детям соединить  все колбаски и сделать длинную  связку колбасок.

Игра на называние

Мы шагаем.

Дети ходят по комнате. При слове "короткий" они делают короткие шаги, а при слове "длинный" - очень длинные шаги. В эту  игру можно внести дополнение. Например: дети делают (короткие) шаги на носочках. Можно использовать танец, в котором  чередуются длинные и короткие шаги.

Закрепление материала  в течение дня.

  • Во время постройки дети отбирают из строительного материала длинные и короткие бруски и строят мост сначала только из коротких, а затем только из длинных брусков.
  • Во время изготовления поделок дети делают из соломки звезду, предварительно отсортировав длинные и короткие соломины.
  • Во время беседы воспитатель рассказывает о длинном и коротком пути в детский сад, о длинном и коротком отрезке времени (например, во время ожидания чего-то), просит детей рассказать о своих впечатлениях.
  • Во время физкультурных упражнений дети строятся, образуя длинные и короткие ряды. Можно построить длинный и короткий поезд.

Игровая ситуация: подготовка к ремонту кукольной  комнаты.

Педагог вносит рулон обоев, соответствующей размерам кукольной  комнаты, и говорит, что кукла  Катя задумала сделать ремонт. Ей надо оклеить комнату, но она не может  отмерить обои. "Давайте поможем  Кате, - предлагает взрослый. - На комнату  нужно восемь кусков вот такой  длины (показывает полоску-мерку). Давайте  посмотрим, хватит ли рулона на комнаты. Далее ребенок самостоятельно или  с помощью взрослого начинает измерение: прикладывает полоску-мерку, ставит отметку и т.д. Чтобы ребенку  не сбиться со счета, можно предложить откладывать каждый раз фишку, когда  мерка кладется полностью.

Необходимо следить, чтобы  ребенок соблюдал правила измерения: точно совмещал конец рулона и  полоски-мерки вначале; далее аккуратно  ставил мерку там, где находится  второй конец мерки; продолжая измерение, совмещал конец мерки с меткой и ставил следующую отметку. Предположим, в рулоне мерка уложилась девять раз. "Хватит ли этих обоев для  комнаты?» - спрашивает взрослый. Ребенку  необходимо сопоставить два числа (получилось девять кусков, а надо для  комнаты восемь: хватит, еще и останется).

Знакомство с  признаками: толстый - тонкий.

Игра на классификацию.

Один ребенок изображает толстого медведя (под одежду можно  положить подушку), другой ребенок - тонкого (или в данном случае тощего) волка (все вещи на нем велики). Каждый из них получает соответствующую карточку, где условно изображены толстое  и тонкое живое существо.

Остальные дети отыскивают в групповой комнате заранее  спрятанные тонкие и толстые вещи, приносят их наряженным детям, которые  проверяют, правильно ли выполнено  задание, радуются, что они получили соответствующие предметы, то есть, толстый медведь получил толстую  книгу, толстый карандаш и т.п.

Игра на вызывание - Определи на ощупь.

Под платком находятся  вещи, различающиеся по толщине, длине  и величине. Вызванный ребенок  ощупывает предмет и называет его. Например: "Это толстая шерстяная  нитка", "Это маленький кубик", "Это тонкий карандаш" и т.п. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Игра на систематизацию.

Из строительного материала  дети выбирают все толстые и все  тонкие бруски, строят из них паровозик, улицу, чередуя их по толщине.

Закрепление материала  в течение дня.

  • Во время беседы воспитатель говорит с детьми о зимней и летней одежде, о мехе животных в зимнее время.
  • Во время рисования дети проводят линии тонкими и толстыми грифельными карандашами и кисточками.
  • Во время конструктирования дети отбирают тонкие и толстые бруски и строят туннель или дом. Тонкие дощечки используются для постройки крыши.
  • Во время приготовления обеда дети с педагогом идут на экскурсию, на кухню. Они наблюдают, как повар готовит кисель. Педагог обращает их внимание на разную консистенцию жидкости: при добавлении воды сироп становится жидким, при добавлении в него крахмала и постепенном нагревании кисель загустевает.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста