Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).
В существующих на данный момент комплексных программах для ДОУ очень мало уделяется внимания:
1.Мотивам трудовой деятельности, правильного отношения к окружающим людям;
2.Воспитания моральных побуждений к труду.
Объект исследования - процесс трудового воспитания в детском саду.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...………….3

Глава I Теоретическое изучение поручений как формы организации
труда детей…………………………………………………………………………….6

1.1.Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности
ребёнка………………………………………………………………………….6
1.2.Задачи трудового воспитания в ДОУ……………...................................9
1.3.Виды детского труда………………………………………………..........11
1.4.Характеристики поручений как формы организации труда
дошкольников и анализ трудового педагогического опыта по воспитанию детей в трудовой деятельности………………………………………………….12

Глава II Экспериментальные исследования формирования трудовых
умений через трудовые поручения……………………………………………….22

2.1.Констатирующий эксперимент…………………………………………..22
2.2.Формирующий эксперимент……………………………………………..27
2.3.Контрольный эксперимент……………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 499.59 Кб (Скачать файл)

            Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

          

            1.2. Задачи трудового воспитания в ДОУ

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового  воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к  нему; обучение простейшим трудовым навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для  коллектива.

           Различные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Так, В.И. Логинова[13,с.89] выделяет следующие задачи: формирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда. В.Г. Нечаева в задачи трудового воспитания включает: формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать помощь взрослому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых. Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.

           В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении - всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.                     Поначалу внимание детей привлекают лишь моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.

Знания дошкольников о  труде взрослых должны оказать большое  влияние на формирование у них  правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью  не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают  его необходимость для получения  результата, начинают осознавать, что  трудолюбие включает в себя волевое  усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями.

Основная образовательная  Программа воспитания  нашего детского сада, по которой мы работаем, раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Содержание труда постепенно расширяется при учете все возрастающего опыта детей, овладения ими навыками.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель  должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого  содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно - гигиенические  требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются  требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.

В ходе обучения трудовым навыкам  воспитатель формирует у детей  желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя  на помощь всякий раз, когда они нуждаются  в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.[13,с.76]

Необходимо помнить о  том, что труд должен приносить детям  радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения  детей в процессе труда в небольшие  группы с общим заданием (если у  них уже есть опыт работы вдвоем - втроем, то общее задание может  выполнять группа из 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель  формирует у детей представления  об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой  работу, приходя на помощь друг другу  и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает  их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

 

1.3. Виды детского труда

Труд в детском саду детей многообразен. Это позволяет  поддерживать у них интерес к  деятельности, осуществляет их всестороннее воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в  природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда  на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение самообслуживания заключено в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате и на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т.п. - осуществляется старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной труд развивает  конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы  смастерить забавного сказочного человечка  из природного материала, ребенок подбирает  крупный желудь для туловища, чашечку  от него для юбочки или шапочки, раскалывает  желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т.д. Дошкольники с интересом  приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую  задуманному предмету: из семян клена  делают крылышки стрекозы, из шишки - лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов  всегда сопряжено с приложением  сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет  получился прочным, имел опрятный, наглядный  вид. Все это оказывает большое  воспитательное влияние на детей, формирует  их эстетические чувства и нравственно - волевые качества.

 

1.4. Характеристики поручений как формы организации труда дошкольников и анализ трудового педагогического опыта по воспитанию детей в трудовой деятельности

Содержание труда реализуется  в разных формах организации. В науке  разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда  детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой [12,123]

Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию - соответствовать видам труда.

Посредством поручений можно  решать задачи не только трудового  воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они  являются ведущей формой организации  детского труда. Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые  ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу психологических  особенностей дети младших групп  еще недостаточно самостоятельны в  своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей  и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В  этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс  действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый  трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.[3,с.35] 
           В конце года во второй младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. (Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах.) 
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах.  
           В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми. [6,с.90]

Поручения в младших группах  используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для  обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности  в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности  в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.

Воспитатель предлагает детям  через отдельные поручения оказывать  друг другу помощь, услуги («Отодвинуть  стульчик, чтобы Наташе было легче  пройти к игрушкам», «Помогите друг другу засучить рукава» и т.д.). Так дети привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений  и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.

В дошкольной практике уже  стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает столы к еде. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными.

Начиная с 3 лет дети уже  способны выполнить несколько взаимосвязанных  действий, направленных на решение  одной задачи (накрыть на стол). Вначале  воспитатель «дежурит» с двумя  детьми и каждому дает лишь одно поручение, например, Мише предлагает расставить хлебницы на тех двух столах, а Юле — на этих. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой -разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Трудно «привязать» каждый из описанных этапов работы с детьми к конкретному возрасту — все зависит от уровня развития у детей навыков совместной деятельности, трудовых навыков, а также систематичности данного труда в их практике. Но важно соблюдать эту последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую.[12, 65]

Общий, совместный, коллективный труд. Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме — общему, совместному, коллективному труду. Эта форма организации труда исследовалась Р.С.Буре, Д.В.Сергеевой, В.Ф. Кушиной, С.А.Козловой, Л. В. Крайневой и др.[9,с.127]

Информация о работе Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений