Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа
Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).
В существующих на данный момент комплексных программах для ДОУ очень мало уделяется внимания:
1.Мотивам трудовой деятельности, правильного отношения к окружающим людям;
2.Воспитания моральных побуждений к труду.
Объект исследования - процесс трудового воспитания в детском саду.
Введение …………………………………………………………………...………….3
Глава I Теоретическое изучение поручений как формы организации
труда детей…………………………………………………………………………….6
1.1.Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности
ребёнка………………………………………………………………………….6
1.2.Задачи трудового воспитания в ДОУ……………...................................9
1.3.Виды детского труда………………………………………………..........11
1.4.Характеристики поручений как формы организации труда
дошкольников и анализ трудового педагогического опыта по воспитанию детей в трудовой деятельности………………………………………………….12
Глава II Экспериментальные исследования формирования трудовых
умений через трудовые поручения……………………………………………….22
2.1.Констатирующий эксперимент…………………………………………..22
2.2.Формирующий эксперимент……………………………………………..27
2.3.Контрольный эксперимент……………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы
– А еще зачем?
– Правильно, значит, растения необходимо поливать и вытирать с них пыль, чтобы они были чистыми и смогли дышать!
– Скажите, а как называется это растение?
– Фикус, – крикнул Вадим.
– Правильно, молодец! Посмотрите на аквариум, скажите, как называются эти рыбки?
Дети хором ответили: «Золотые».
– Скажите, а зачем надо кормить рыбок?
– Потому что рыбы тоже хотят есть, – сказал Матвей.
– Правильно, молодцы! Правильно ответили на все вопросы.
По результатам наблюдения за детьми и беседы, мы составили диагностическую карту трудовых умений и навыков.
Таблица 1.
Диагностическая карта трудовых умений детей
Ф.И.О. ребенка |
Одевание |
Умывание |
Помощь няне |
Уборка игрушек |
Самостоятельное кормление животных и птиц полив растений |
Уровни |
Вадим С. |
± |
± |
± |
+ |
+ |
С |
Настя С. |
+ |
± |
+ |
+ |
+ |
В |
Дима К. |
± |
± |
± |
+ |
+ |
С |
Матвей В. |
- |
± |
- |
± |
± |
Н |
Ульяна К. |
- |
± |
- |
± |
- |
Н |
Андрей А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
± |
В |
Макар П. |
± |
+ |
+ |
+ |
± |
С |
Таблица 2
Критерии определения уровня сформированности трудовых умений ребенка
Высокий |
Средний |
Низкий |
1.Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности. 2. Ребенок без помощи взрослого моет руки. 3. Ребенок помогает няне накрыть на стол к обеду (расставляет посуду). 4. Убирает на место после игры игрушки. 5. Самостоятельно кормит животных и птиц. |
1.Ребенок одевается с помощью взрослого в определенной последовательности. 2.При напоминании взрослого моет руки. 3. Убирает на место игрушки при напоминании. 4.С помощью взрослого кормит животных и поливает растения. |
1.Неправильно надевает одежду. 2. Не умеет мыть руки, моет только при помощи. 3. Накрывать на стол не может самостоятельно. 4. Убирает игрушки только при указании взрослого. 5. Не интересуется животными, ухаживает только при помощи воспитателя. |
Вывод: дети четвёртого года жизни уже более или менее самостоятельны во время одевания, умывания. Однако нередко они проявляют крайнюю неорганизованность и часто отвлекаются. Было замечено, что дети с удовольствием выполняют порученные поручения, выполняя работу совместно со взрослым. Поэтому внимание педагога к поведению детей не должно ослабевать. Более того, воспитатель использует самообслуживание или выполнение поручений, чтобы формировать у детей бережное отношение к вещам, нетерпимость к любому нарушению порядка, тщательность выполнения своих обязанностей. Так, во время одевания, используя возникающие ситуации, воспитатель разъясняет, что одежда, сложенная аккуратно, не пачкается и не мнется, что каждая вещь имеет свое место, а когда все вещи на своих местах, не надо их искать в случае необходимости; если в группе порядок в ней приятно находиться. Воспитатель необходимо приучать детей следить за собой, быть опрятными, аккуратными, подтянутыми.
1.3. Формирующий эксперимент
В формирующем эксперименте я проводила работу с детьми по организации поручения в разных видах труда. Сначала составила план работы.
Таблица 3
Содержание трудовых поручений
Первая половина дня |
Коллектив детей |
Вторая половина дня |
Коллектив детей |
Самообслуживание | |||
1.Помочь товарищу расстегнуть пуговицу. 2.Поправить одежду в шкафах |
1
1 |
1.Помочь сверстнику одеть колготки.
2.Развязывать шнурки. 3.Поставить в шкаф забытую обувь. |
1
1
1 |
Хозяйственно – бытовой труд | |||
1.Вытереть полочку от пыли. 2.Раздать карандаши для рисования. 3.Помочь няне расставить игрушки. |
2
2
1 |
1.Собрать игрушки по окончанию прогулки 2.Собрать бумаги с пола. 3.Вынести на участок небольшие игрушки |
2
1
2 |
Труд в природе | |||
1. Покормить рыбок. |
2 |
1.Полить комнатные растения. 2.Вынести на участок корм зимующим птицам |
2
2 |
Выводы: дети в течение дня должны были нести ответственность за живые объекты в группе. Нам приходилось помогать детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, воспитанник должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями, что и для них важны внимание и ласковые слова. Посильные поручения дети выполняли с удовольствием, а при в совместном труде взрослого и ребёнка, детям было важно видеть, что взрослый «нуждается» в помощи и что без «помощи» ребёнком ему никак не обойтись. Так у детей будут формироваться потребность заботиться о ближних, ребёнок испытывал чувство гордости и радость от выполненного поручения.
2.3. Контрольный эксперимент
В контрольном эксперименте я провела снова диагностику сформированности у детей трудовых умений, при этом использовала ту же диагностическую методику, что и в констатирующем, то есть методике Л.В.Куцаковой.
Таблица 4.
Результаты диагностики оформила в диагностической карте.
Ф.И.О. ребенка |
Одевание |
Умывание |
Помощь няне |
Уборка игрушек |
Самостоятельное кормление животных и птиц полив растений |
Уровень |
1.Вадим С. 2.Настя С. 3.Дима К. 4. Матвей В. 5.Ульяна К. 6.Андрей А. 7.Макар П. |
+
+
+ +
+
+
- |
+
+
+ +
+
+
- |
+
+
+ +
+
+
-
|
+
+
+ +
+
+
+
|
+
+
+ +
+
+
+
|
В
В
В С
С
С
Н |
Вывод: формирование трудовых
умений в ходе выполнения трудовых поручений
способствуют воспитанию сообразительности,
исполнительности, старательности. В процессе
такого вида труда дети постепенно привыкают
быть полезными в работе взрослых. Дети
с удовольствием помогали помощнику воспитателя
накрыть стол, принимали активное участие
в исполнении трудовых поручений в уголке
природы, обогащая свой опыт в ухаживании
за животными, растениями: помыть клетку,
покормить животных, рыбок, птичку. Эти
поручения воспитывают любовь к животным,
к окружающей природе. Кроме того, они
требуют от детей знаний и умений в обращении
с материалами, орудиями труда. В помощи
уборки игрушек в игровом уголке, легко
можно было видеть возможности детей в
выполнении данных поручений, их стремление
справиться с заданием.
В результате наблюдения и анализа
проводимой работы, можно сделать вывод,
что из числа исследуемых детей, в основном
имеют средний уровень сформированности
трудовых умений в ходе выполнения поручений.
Трудовые умения и навыки нужно постоянно
закреплять, отрабатывать на практике,
чтобы у детей сформировались прочные
знания. Трудовое воспитание является
необходимым, важнейшим условием успешной
подготовки у детей самостоятельности.
Трудовые умения и навыки в разных видах труда- самообслуживании, хозяйственно - бытовом, ручном труде, труде в природе и труде с взрослыми - формируются у детей на основе прямого обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и поэтому на каждой ступени дошкольного детства имеет свою специфику. При этом соблюдается главный принцип формирования любого трудового умения - от начального ознакомления с ним до образования прочного, устойчивого навыка.
О сформированности у ребенка того или иного трудового навыка воспитатель может судить по таким показателям: насколько тот самостоятелен при выполнении порученного дела, каково качество действий (быстрота, ловкость, качество труда).
В помощь детям по закреплению
культурно-гигиенических
Заключение
Изучив научную и методическую литературу по формированию у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручения, я пришла к выводу, что поручения в младших группах использовались для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовыми навыками и умениями, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потре6ности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.
Анализ передового опыта по данной проблеме, показал, что для начала необходимо изучить возможности детей. Затем организовывать трудовые поручения с простых заданий и индивидуально, причем необходимо заинтересовать детей. Также необходимо показывать и объяснять важность определенного поручения. Можно использовать, показывая трудовой процесс, их знания о трудовом процессе, тем самым активизировать детей.
В конце поручения необходимо давать положительную оценку, независимо от того правильно ли сделал ребенок, похвалить его. Огромное значение придается и инициативе ребенка, если он захотел, что-то сделать. Он просит воспитателя, например: полить комнатные растения, просит у воспитателя лейку, водички как бы просит разрешения, или какой-то трудовой процесс делает сам, а воспитателю необходимо поддерживать его инициативу, самостоятельность.
Необходимые условия для овладения трудовыми навыками и умениями должны быть не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
В ходе экспериментального исследования по формированию трудовых умений у младших дошкольников через трудовые поручения, были проведены 3 этапа : констатирующий. формирующий и контрольный .
По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями через выполнение трудовых поручений у младшими дошкольниками обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, в включения различных трудовых процессов. Необходимо подключить родителей в помощи детям при формировании и развитии трудовых навыков в ходе выполнения поручений. В связи с этим, разработаны рекомендации педагогам и памятка для родителей.(см.Приложение 4)
Список использованной литературы
1. Аванесова В.Н., Воспитание
и обучение детей в
2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
3. Бученко П.Н., Воспитание самостоятельности в труде Васильева М.А., Трудовое воспитание детей дошкольного возраста - М.: Просвещение - 1984 - 55-59 с.
4. Буре Р.С., Воспитание дошкольников в труде - М.: Просвещение, 1971
5. Буре Р.С., Нравственно - трудовое воспитание детей в детском саду - М.: Просвещение, 1987 - 194 с.
6. Буре Р.С., Година Г.И., Учите детей трудиться - М.: 1983-11с.
7. Воспитание детей в труде // Нечаева В.Г. - М.: Просвещение – 1983-6с.
Информация о работе Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений