Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа
Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).
В существующих на данный момент комплексных программах для ДОУ очень мало уделяется внимания:
1.Мотивам трудовой деятельности, правильного отношения к окружающим людям;
2.Воспитания моральных побуждений к труду.
Объект исследования - процесс трудового воспитания в детском саду.
Введение …………………………………………………………………...………….3
Глава I Теоретическое изучение поручений как формы организации
труда детей…………………………………………………………………………….6
1.1.Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности
ребёнка………………………………………………………………………….6
1.2.Задачи трудового воспитания в ДОУ……………...................................9
1.3.Виды детского труда………………………………………………..........11
1.4.Характеристики поручений как формы организации труда
дошкольников и анализ трудового педагогического опыта по воспитанию детей в трудовой деятельности………………………………………………….12
Глава II Экспериментальные исследования формирования трудовых
умений через трудовые поручения……………………………………………….22
2.1.Констатирующий эксперимент…………………………………………..22
2.2.Формирующий эксперимент……………………………………………..27
2.3.Контрольный эксперимент……………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы
Министерство образования и науки РФ
Пензенский государственный педагогический университет
им. В.Г. Белинского
Факультет начального
и специального образования
курсовая работа
по дошкольной педагогике
«Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений»
Выполнила:
студентка ЗО группы Д-42
Ханова Ольга Михайловна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент,
Богданова В.В.
Пенза, 2012г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………...……
Глава I Теоретическое изучение поручений как формы организации
труда детей…………………………………………………………………
1.1.Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности
ребёнка……………………………………………………………
1.2.Задачи трудового воспитания в ДОУ……………......................
1.3.Виды детского труда……………………………………………….......
1.4.Характеристики поручений как формы организации труда
дошкольников и анализ трудового педагогического
опыта по воспитанию детей в трудовой
деятельности………………………………………………
Глава II Экспериментальные исследования формирования трудовых
умений через трудовые поручения……………………………………………….22
2.1.Констатирующий эксперимент…………………………………………..
2.2.Формирующий эксперимент……………………………………………..
2.3.Контрольный эксперимент……………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………....
Приложение……………………………………………………
Введение.
В дошкольном возрасте происходит
становление основных видов деятельности,
в том числе и трудовой. Поэтому трудовое
воспитание детей дошкольного возраста
- одно из ведущих направлений в педагогическом
процессе ДОУ. В настоящее время определено
место труда в педагогическом процессе
детского сада, разработано его содержание.
Трудовое воспитание
- это целенаправленный процесс формирования
у детей дошкольного возраста сознательного
отношения и склонности к труду как основной
жизненной потребности, а также формирование
привычки к труду путем включения ребенка
в активную трудовую деятельность. Цель
трудового воспитания дошкольников - формирование
у детей представлений о трудовой деятельности
взрослых, формирование трудовых навыков
и умений, воспитание трудолюбия как качества
личности.
Трудовое воспитание является
одной из важнейших сторон воспитания
подрастающего поколения. В детском
саду трудовое воспитание заключается
в ознакомлении детей с трудом
взрослых, в приобщении детей к
доступной им трудовой деятельности.
В процессе ознакомления с трудом
взрослых воспитатель формирует
у детей положительное
Для трудовой деятельности детей младшего возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например: ребенок, полив растения начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать на второй.
При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей, она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя, у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до полученного результата.
В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
Так как в младших группах
нет дежурств, у воспитателя имеются
большие возможности
В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально и сегодня.
Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).
В существующих на данный момент комплексных программах для ДОУ очень мало уделяется внимания:
1.Мотивам трудовой деятельности, правильного отношения к окружающим людям;
2.Воспитания моральных побуждений к труду.
Объект исследования - процесс трудового воспитания в детском саду.
Предмет: развитие трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе выполнения поручений.
Учитывая актуальность проблемы – целью курсовой работы является
обоснование целесообразности использования трудовых поручений в работе по формированию у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и
методическую литературу по
2. Проанализировать передовой педагогический опыт по данной проблеме.
3. Экспериментально проверить формирование у детей младшей группы трудовых навыков и умений в ходе выполнения поручений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-
- наблюдение педагогического процесса;
- проведение диагностических работ;
- анализ проведенных работ.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №142 города Пензы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I Теоретическое исследование поручений как формы организации труда детей
1.1. Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка
За время пребывания в
дошкольном учреждении у ребят должны
быть развиты необходимые
1) ознакомление с трудовой
деятельностью людей, имеющее
решающее значение для
2) организация практической
трудовой деятельности детей,
в процессе которой постепенно
формируются их трудовые
Радость труда — одно
из высоких человеческих чувств. Своевременно
развить это чувство у
Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим[4,с.56]. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными социально-бытовыми навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение трудовыми навыками навыками позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.
В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
Труд оказывает существенное
влияние и на умственное развитие
детей. Он способствует формированию таких
качеств, как сообразительность, наблюдательность,
сосредоточенность, тренирует память,
внимание, активизирует восприятие. Труд
развивает мышление - ребенку приходится
сравнивать, сопоставлять предметы и
явления, с которыми он имеет дело.
Намечая известную
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был заинтересован ребенок, целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием - терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им - требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.
Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе важная роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.
В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.
В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей. [5, с. 42].
В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.
Информация о работе Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений