Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).
В существующих на данный момент комплексных программах для ДОУ очень мало уделяется внимания:
1.Мотивам трудовой деятельности, правильного отношения к окружающим людям;
2.Воспитания моральных побуждений к труду.
Объект исследования - процесс трудового воспитания в детском саду.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...………….3

Глава I Теоретическое изучение поручений как формы организации
труда детей…………………………………………………………………………….6

1.1.Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности
ребёнка………………………………………………………………………….6
1.2.Задачи трудового воспитания в ДОУ……………...................................9
1.3.Виды детского труда………………………………………………..........11
1.4.Характеристики поручений как формы организации труда
дошкольников и анализ трудового педагогического опыта по воспитанию детей в трудовой деятельности………………………………………………….12

Глава II Экспериментальные исследования формирования трудовых
умений через трудовые поручения……………………………………………….22

2.1.Констатирующий эксперимент…………………………………………..22
2.2.Формирующий эксперимент……………………………………………..27
2.3.Контрольный эксперимент……………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 499.59 Кб (Скачать файл)

Данная форма организации  труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного  воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально. Воспитатель не может вводить в содержание общего труда то, что дети еще не умеют делать. Например, если дети не владеют умением правильно мыть игрушки, включать эту работу в общую деятельность нельзя, так как у воспитателя не будет возможности для индивидуального обучения.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Например, воспитатель предлагает детям навести порядок в помещении группы и распределяет обязанности: «Саша и Сережа, вы сложите строительный материал в коробки. Наташа и Лена, наденьте на кукол чистые платья. Мы с Димой и Олей будем протирать стульчики» и т.д. После окончания работы он обращает внимание детей на то, что каждый трудился хорошо и вот результат — в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, — единая.

Р. С. Буре предлагает при  такой форме организации распределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудовое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.[6,с.98]

Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений. Он не допускает случайных объединений детей, а продумывает их (рядом с кем поставить работать Зину, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Юре — он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т.п.). Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Организовывая трудовое поручение, педагогу необходимо подбирать такие поручения, которые способствовали бы нравственному воспитанию детей. В нравственном воспитании огромное значение имеет труд в природе, где дети сами ухаживают за растениями, за рыбками, птицами. Поощрять проявление трудолюбия, стремление действовать самостоятельно.

Работа в детском саду, должна находить свое продолжение в семье. Чтобы закрепить у детей такие качества, как желание трудиться, готовность сделать что-нибудь хорошее для окружающих, ведь во многом воспитание трудолюбия зависит и от семьи. [6,с.94]

Исследовательская работа М.В. Крулехт показала, что занятие по трудовому обучению всегда проводится после наблюдения трудового процесса у взрослых. Более подробно она описывает методику занятия по трудовому воспитанию. Согласна с ней, что начинать занятие следует с проблемной ситуации, так как игровой прием заинтересовывает детей, и в конце можно подвести итог, например: «Мы помогли кукле Почемучке накрыть на стол, теперь он будет расставлять посуду правильно», здесь еще идет закрепление трудовых умений.

Показывая трудовой процесс, взрослый постоянно активизирует детей, использует их знания о трудовом процессе.

Знания и умения, полученные на занятиях закрепляются в упражнениях.

Занятия по трудовому воспитанию позволяют детям в минимальные  сроки освоить трудовые процессы, так как взрослый целенаправленно  формирует рациональные способы  их осуществления.

Осознание детьми успеха в  освоении трудового процесса, достижении результатов труда обеспечивает устойчивое повышение интереса к  собственному труду.

Особенность поручения, по мнению Шатовой, является все поручения, которые исходят из взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача.[6,с.97] Я с ней полностью согласна, так как они представляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к полученному делу, умением доводить работу до конца.

Пронаблюдав за детьми своей  группы, Шатова пришла к выводу, что  большинство ребят от 3 до 5 лет  при выполнении поручений ориентируются  на требование педагога.

В совместной деятельности взрослый имеет возможность осуществлять контроль за ребенком незаметно.

В процессе овладения навыком  выполнения трудовых поручений ребенок  должен осознать их цели и задачи, способы  действий, при этом воспитатель использует приемы показа и объяснения и усиленный  контроль.

Шатова правильно подметила, что индивидуальные поручения можно  давать не одному, а нескольким детям, но только в том случае, если дети уже имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного вмешательства  и внимания педагога. При этом необходимо показать несложные приемы работы всем детям одновременно.

Необходимо замечать детскую  инициативу, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым и это правильно. Правильно и  то, что необходимо поощрять ребенка  за проявленную самостоятельность, так как ребенок стремится  трудиться, проявляет инициативу.

Анализ опыта Г.И. Годиной показал, что методика трудового обучения детей 4 года жизни. Обеспечивающая одновременно нравственное воспитание, обусловлена особой организацией деятельности малышей. Внимание педагога направляется, прежде всего, на приобретение ими опыта выполнения практических действий. У детей вырабатывается умение выполнять несложное задание, действовать самостоятельно.

Година обратила внимание, что ребенок, интересуясь трудовым процессом, желает участвовать в нем, но не может это сделать, так как у него нет нужных навыков и физических возможностей. Година предлагает, чтобы не погасить интерес к труду взрослого, воспитатель должен вычленить те действия в трудовом процессе, выполнение которых доступно ребенку.

Мартова взяла под основу овладения трудовыми навыками и  умениями, условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье.

Приводила пример некоторых  детей, которые не могли или сами не хотели справляться с коллективным трудом. Использовали: показ, объяснение, разъяснение. Приглашали родителей  в детский сад понаблюдать  за детьми, дабы у них изменилось отношение к ребенку, приводили  собрания на тему организации труда  в семье. Это вызвало дискуссию, что ребенок слишком мал, или сделает все неправильно, будет мешаться. Была даже создана папка - передвижка.

Вывод: oвладение трудовыми умениями способствует самоутверждению ребёнка, рождает уверенность в своих силах, удовлетворение своей умелостью, возможность оказать помощь взрослому. Видеть плоды своих трудов - уложенные рядами кубики, в полном порядке игрушки, красиво накрытый стол - доставляет ребёнку большое удовлетворение. Ведь для ребёнка всё ново, всё интересно, и он с удовольствием трудится, проверяя свои возможности и убеждаясь в своей силе, ловкости, умении. Он горд тем, что взрослые всерьез принимают его помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальнoе исследование формирования трудовых умений у младших дошкольников  в ходе выполнения трудовых поручений

  В практической части нами был проведен педагогический эксперимент, проводился в младшей группе МБДОУ №142

 Цель исследования: обосновать целесообразность использования трудовых поручений в работе по формированию у младших дошкольников трудовых умений.

Гипотеза исследования: формирование трудовых поручений у детей младшей  группы окажется более успешным при  условии:

а) трудовые поручения будут  предлагаться детям и в первую и во-вторую половину дня;

б) содержание поручений  будет по разным видам труда (самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в  природе);

в) руководящей роли воспитателя.

C целью исследования нами было использовано наблюдение за детьми в течении дня; выполнение детьми поручений в разных видах деятельности, а также была проведена беседа по выявлению знаний детей о труде.

 

2.1.Констатирующий эксперимент

Для проведения каждого этапа эксперимета были созданы определённые условия: выбрана методика, определены критерии для определения уровней сформированности трудовых умений у детей в групповой комнате, раздевальной комнате созданы условия для выполнения детьми трудового поручения, то есть весь материал, оборудование располагался в пределах досягаемости детей.

Вопросы для беседы с детьми по выявлению у них трудовых умений, навыков и знаний были подобраны в соответствии с методикой, разработанной Л.В.Куцаковой.

– Кто моет полы, вытирает пыль?

Почти все сразу ответили «Няня – Наталья Викторовна". А Матвей ответил: «Помощник воспитателя».

– А кто моет посуду и ставит ее в шкаф?

– Наталья Викторовна! Ответили все дети хором.

– Кто убирает листья или снег на участке?

– Дворники – ответили дети хором.

– Правильно, а зачем снег убирают и подметают участок?

– Чтобы в детском саду было чисто, красиво сказал Макар.

– И чтобы удобно было ходить на прогулку, а если снега много, то мы не сможем пройти на свой участок – добавила Ульяна.

– Скажи мне Даша, кто сшил красивую одежду для кукол?

– Правильно, воспитатель. Скажите, а почему ничего нельзя бросать на пол?

– Потому что Наталья Викторовна  убиралась и будет грязно в группе, – ответил Андрей.

– Макар, скажи, а куда нужно складывать мусор?

В ведро, ответил Макар.

– Молодец, правильно, Макар покажи, как ты умеешь мыть руки?

Макар подошел к раковине, включил воду и, не закатывая рукава, принялся мыть руки, причем без мыла.

– Даша, посмотри, правильно ли он моет руки, покажи как надо правильно?

Даша нашла ошибку, но сказала, что надо закатывать рукава,  а просто подтянула их чуть-чуть вверх. А Настя подошла и сделала  правильно.

– Нужно закатать рукава, а то они будут мокрые.

– Дети, скажите, а руки нужно мыть с мылом или нет?

– Да руки нужно мыть с мылом! – ответили все хором.

– Андрей, покажи, как нужно застегивать пуговицы?

Андрей начал застегивать  пуговицы начиная с середины. Вадим  тут же указал ей на ошибку. Пуговицы нужно застегивать снизу.

– Ульяна, скажи, а почему нельзя разбрасывать свои вещи?

Ульяна не ответила, не знала  ответа.

– Матвей, помоги Ульяне, ответь на вопрос?

Матвей тоже не смог ответить. Дети ответили хором.

– Дима, скажи, что нужно сказать, когда тебе помогает кто-нибудь?

– Спасибо, – ответил Дима.

– Кто из вас помогает друг другу? И как?

– Я помогаю Насте застегивать кнопочки на сарафане, – сказала Ульяна

– А ты, Матвей, помогаешь кому-нибудь?

– Нет.

– А почему?

Матвей сказал, что помогает только другу Артёмке, а он заболел.

– Нужно помогать всем ребяткам, кто нуждается в помощи.

– Покажи, Дима. Как ты раскладываешь ложки?

Дима показал.

– Молодец, Дима, правильно все сделал.

– Расскажи, Настя,как ты помогаешь няне.

– Я не помогаю няне.

– Почему?

Пожала плечами.

– Так, скажите дети, а как вы помогаете няне?

Ребята наперебой начали кричать.

– Подождите, давайте послушаем Андрея!

– Я беру ложки и раскладываю их на столах.

– А что говорит няня?

– Она говорит, ты неправильно их разложил, потому. Что забываю. Где правая сторона.

– Покажи мне, Макар, как надо вытирать листья у фикуса?

Тимур взял тряпку и провел по листьям.

– Ребята, посмотрите, правильно он вытирает пыль с листьев?

– Нет, нужно аккуратно поддерживать листья снизу и вытирать их, – сказала Настя.

– Правильно, скажи Даша, а для чего надо протирать пыль?

– Чтобы растения дышали.

Информация о работе Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений