Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:08, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности формирования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта в результате применения специальных коррекционных методов и приемов организации обучения решению арифметических задач на уроках математики.
Введение
3.
Глава I.
Теоретическое обоснование проблемы формирования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики………………………….
6.
1.1.
Особенности и организация внимания в процессе обучения математике у школьников с нарушением интеллекта……..
6.
1.2.
Развитие внимания у школьников с нарушением интеллекта в процессе решения арифметических задач…………………..
Выводы по главе 1 ………………………………………………
11.
20.
Глава II.
Экспериментальное исследование особенностей внимания в процессе решения арифметических задач у младших школьников с нарушением интеллекта…………
21.
2.1.
Формирование внимания у младших школьников с нарушениями интеллекта в ходе формирующего эксперимента…………………………………………………….
21.
2.2.
Анализ динамики развития внимания по результатам формирующего эксперимента…………………………………..
Выводы по главе 2 ………………………………………………
33.
34
Заключение………………………………………………………………
35.
Список использованной литературы…………………………………..
39.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бюджетное образовательное
учреждение дополнительного
Факультет профессиональной переподготовки
Формирование внимания при решении задач на уроках математики
у младших школьников
с нарушением интеллекта
Работа допущена к
защите
«___» _______________ 2013
Работа защищена
« ___» __________________2013г «Олигофренопедагогика»
С оценкой «______________»
Председатель ГАК
________________________
Члены комиссии
1
2.___________________________
Омск, 2009
Оглавление
Введение |
3. | |
Глава I. |
Теоретическое обоснование проблемы формирования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики…………………………. |
6. |
1.1. |
Особенности и организация внимания в процессе обучения математике у школьников с нарушением интеллекта…….. |
6. |
1.2. |
Развитие внимания у школьников с нарушением интеллекта в процессе решения арифметических задач…………………..
Выводы по главе 1 ……………………………………………… |
11. 20. |
Глава II. |
Экспериментальное исследование особенностей внимания в процессе решения арифметических задач у младших школьников с нарушением интеллекта………… |
21. |
2.1. |
Формирование внимания
у младших школьников с нарушениями
интеллекта в ходе формирующего эксперимента……………………………………………… |
21. |
2.2. |
Анализ динамики развития внимания по результатам формирующего эксперимента…………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………… |
33. 34 |
Заключение…………………………………………………… |
35. | |
Список использованной литературы………………………………….. |
39. |
Введение
Внимание является необходимой предпосылкой и условием успешного обучения. При обучении детей с нарушениями интеллекта проблема формирования у них целенаправленной деятельности и внимания имеет исключительное значение. Крайняя слабость этих психических функций и различные отклонения в их состоянии являются тем сильно действующим фактором, который в значительной степени определяет серьезные трудности в обучении. Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают нарушения внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости. В коррекционной психологии существует небольшое число работ, посвященных изучению внимания. В исследованиях А.Р. Лурия, Э.С. Мандрусовой, М.С. Певзнер, Е.Д. Хомской, и на основании клинических и патофизиологических данных было показано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у детей с нарушениями интеллектуального развития является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. Эти авторы отмечали, что у детей с нарушением интеллекта часто возникают летучие кратковременные фазовые состояния, которые во время учебной деятельности проявляют себя в колебаниях внимания, его истощаемости.
В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом (на примере уроков математики).
Задача учителя младших
классов работающего с детьми
с лёгкой степенью умственной отсталости
состоит в том, чтобы сформировать
у своих воспитанников
Это и определило основные направления нашего исследования.
Цель исследования: выявить особенности формирования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта в результате применения специальных коррекционных методов и приемов организации обучения решению арифметических задач на уроках математики.
Объект исследования: внимание у младших школьников с нарушением интеллекта при решении арифметических задач.
Предмет исследования: процесс формирования свойств внимания при обучении решению арифметических задач на уроках математики, младших школьников с нарушением интеллекта.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
Для решения поставленных задач в соответствии с особенностями предмета исследования использованы следующие методы: изучение специальной литературы, катамнестический метод, наблюдение, естественный эксперимент, анализ процесса и продуктов деятельности.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального казённого образовательного учреждения «Русскополянская общеобразовательная школа №3». Контингент испытуемых составила группа учащиеся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости в количестве 8 человек. Возраст испытуемых 10 – 11 лет. Исследование проходило в два этапа. Первый этап в виде формирующего эксперимента включал в себя формирование свойств внимания посредством использования специальных коррекционных методов и приемов в процессе обучения решению арифметических задач.
На втором этапе исследования проведен анализ динамики развития свойств внимания по результатам формирующего эксперимента.
Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что знание особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта, помогут дефектологам корректно организовать взаимодействие с детьми на уроке математики.
Структура дипломной работы: введение, двух глав, заключение, списка литературы, общий объем работы – 41 страница.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы формирования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики
1.2. Особенности и организация внимания в процессе обучения
школьников с нарушением интеллекта
Внимание рассматривается как
сосредоточенность
Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он писал, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов - знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание». Такими стимулами, по мнению А.Н. Леонтьева, являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова.
Внимание, как таковое, не является самостоятельно существующим психическим процессом и не относится к свойствам личности. Оно характеризует степень сосредоточенности и направленности различных психических процессов: восприятия, воображения, мышления. Внутри этих процессов внимание и проявляется. Природа внимания, как активного состояния психической деятельности личности, давно стала объектом пристального изучения [11, 136].
Внимание у детей с нарушениями интеллекта носит преимущественно непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями этих детей. Бардиан и Н.В. Лаврова отмечают, что развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явлений. Однако дети с нарушениями интеллекта характеризуются узостью процесса восприятия, их запас сведений об окружающем мире значительно мал, следовательно, развитие непроизвольного внимания происходит в замедленном темпе и намного дольше[1, 35].
Перед учителем, работающим с детьми с нарушением интеллекта постоянно стоит проблема привлечения и организации внимания школьников. Вследствие различного органического поражения ЦНС выделяют несколько клинических групп детей с нарушениями интеллекта:
а) со сбалансированным соотношением
процессов возбуждения и
Исследования психологов показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение обучения может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.
Интересные данные в отношении возможности развития внимания были получены в школе профессора П. Я. Гальперина. Он и его сотрудница С.Л. Кобыльницкая исходят из такого понимания внимания, согласно которому оно представляет собой формирующийся у детей навык самоконтроля. Согласно полученным ими материалам этот навык может быть сформирован в специально созданных для этого условиях, он тесно связан с критичностью и самообладанием. Задача педагога и воспитателя состоит в том, чтобы приучить детей проверять правильность собственных действий, следить за своей речью, перечитывать написанное.
Физиологической основой
непроизвольного внимания является
ориентировочный рефлекс. Ребенок
не может управлять своим
Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому.
Внимание характеризуется сложной функциональной структурой. Образованной взаимосвязью основных его видов – непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. И свойств: устойчивостью, концентрацией, продуктивностью, переключением, распределением и объемом.