Формирование внимания при решении задач на уроках математики у младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности формирования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта в результате применения специальных коррекционных методов и приемов организации обучения решению арифметических задач на уроках математики.

Содержание работы

Введение
3.
Глава I.
Теоретическое обоснование проблемы формирования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики………………………….

6.
1.1.
Особенности и организация внимания в процессе обучения математике у школьников с нарушением интеллекта……..

6.
1.2.
Развитие внимания у школьников с нарушением интеллекта в процессе решения арифметических задач…………………..

Выводы по главе 1 ………………………………………………

11.
20.
Глава II.
Экспериментальное исследование особенностей внимания в процессе решения арифметических задач у младших школьников с нарушением интеллекта…………

21.
2.1.
Формирование внимания у младших школьников с нарушениями интеллекта в ходе формирующего эксперимента…………………………………………………….

21.
2.2.
Анализ динамики развития внимания по результатам формирующего эксперимента…………………………………..

Выводы по главе 2 ………………………………………………

33.
34
Заключение………………………………………………………………
35.
Список использованной литературы…………………………………..
39.

Файлы: 1 файл

мой диплом ирооо.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Бюджетное образовательное  учреждение дополнительного профессионального  образования «Институт развития образования Омской области»

 

Факультет профессиональной переподготовки

Формирование  внимания при решении задач на уроках математики

у младших школьников

с нарушением интеллекта

                    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Работа допущена к  защите                                      Исполнитель:

«___» _______________ 2013

                                                                                                 Слушатель профессиональной

Работа защищена                                                      переподготовки по направлению

« ___»  __________________2013г                                       «Олигофренопедагогика»

С оценкой «______________»                      

 

Председатель ГАК

________________________

Члены комиссии                                                     Научный руководитель:

1

2.___________________________                                      

 

 

 

 

Омск, 2009

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

3.

Глава I.

Теоретическое обоснование проблемы       формирования внимания у младших  школьников с нарушением интеллекта на уроках математики………………………….

 

6.

1.1.

Особенности и организация  внимания в процессе обучения математике    у  школьников  с нарушением интеллекта……..

 

6.

1.2.

Развитие внимания у  школьников с нарушением интеллекта в процессе решения  арифметических задач…………………..

 

Выводы по главе 1 ………………………………………………

 

11.

20.

Глава II.

Экспериментальное исследование особенностей внимания в процессе решения  арифметических задач у младших школьников с нарушением интеллекта…………

 

21.

2.1.

Формирование внимания у младших школьников с нарушениями  интеллекта в ходе формирующего эксперимента…………………………………………………….

 

21.

2.2.

Анализ динамики развития внимания по результатам формирующего эксперимента…………………………………..

 

Выводы по главе 2 ………………………………………………

 

33.

34

Заключение………………………………………………………………

35.

Список использованной литературы…………………………………..

39.


 

 

        

Введение

Внимание является необходимой  предпосылкой и условием успешного  обучения. При обучении детей с  нарушениями интеллекта проблема формирования у них целенаправленной деятельности и внимания имеет исключительное значение. Крайняя слабость этих психических функций и различные отклонения в их состоянии являются тем сильно действующим фактором, который в значительной степени определяет серьезные трудности в обучении. Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают нарушения внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости. В коррекционной психологии существует небольшое число работ, посвященных изучению внимания. В исследованиях А.Р. Лурия, Э.С. Мандрусовой, М.С. Певзнер, Е.Д. Хомской, и на основании клинических и патофизиологических данных было показано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у детей с нарушениями интеллектуального развития является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. Эти авторы отмечали, что у детей с нарушением интеллекта часто возникают летучие кратковременные фазовые состояния, которые во время учебной деятельности проявляют себя в колебаниях внимания, его истощаемости.

Актуальность исследования особенностей развития внимания определяется тем, что развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Хорошо развитое внимание способствует лучшей адаптации ребенка в окружающей действительности.  Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаточность развития внимания учащихся младших классов с лёгкой степенью умственной отсталости ведет к появлению больших трудностей в процессе обучения и усвоения знаний на уроках математики при решении арифметических задач. Разнородность развития его составляющих ведет к разобщенности усваиваемых сведений, невозможности соотнесения предметных совокупностей, количественных отношений, а также слабости осуществления контроля за собственными умственными действиями и их планированием.

В данной работе нами рассматривается  проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов  со сниженным интеллектом (на примере  уроков математики).

Задача учителя младших  классов  работающего с детьми с лёгкой степенью умственной отсталости состоит в том, чтобы сформировать у своих воспитанников достаточный  уровень развития внимания. Для этого  педагог должен знать психические  особенности своих учеников, использовать на уроке различные специальные методы и приемы обучения, уметь их сочетать и комбинировать в зависимости от целей и задач каждого конкретного урока и способностей своих подопечных, а также четко организовывать процесс усвоения знаний.

Это и определило основные направления нашего исследования.

Цель исследования: выявить особенности формирования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта в результате применения специальных коррекционных методов и приемов организации обучения решению арифметических задач на уроках математики.

Объект исследования: внимание у младших школьников с нарушением интеллекта при решении арифметических задач.

Предмет исследования: процесс формирования свойств внимания при обучении решению арифметических задач на уроках математики, младших школьников с нарушением интеллекта.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

  1. проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования внимания у младших школьников с нарушениями интеллекта;
  2. выявить особенности сформированности свойств внимания у учащихся 3 класса;
  3. подобрать эффективные методы и приемы обучения, направленные на развитие свойств внимания у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе решения арифметических задач;
  4. проанализировать результаты проведенного исследования;

Для решения поставленных задач в соответствии с особенностями  предмета исследования использованы следующие  методы: изучение специальной литературы, катамнестический метод, наблюдение, естественный эксперимент, анализ процесса и продуктов деятельности.

Экспериментальное исследование  проводилось на базе Муниципального казённого образовательного учреждения «Русскополянская общеобразовательная  школа №3». Контингент испытуемых составила группа учащиеся 3 класса   с лёгкой степенью умственной отсталости в количестве  8 человек. Возраст испытуемых 10 – 11 лет. Исследование проходило в два этапа. Первый этап в виде формирующего эксперимента включал в себя  формирование свойств внимания посредством использования специальных коррекционных методов и приемов в процессе обучения решению арифметических задач.

 

На втором  этапе  исследования проведен анализ динамики развития свойств внимания по результатам  формирующего эксперимента.

Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что знание особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта, помогут дефектологам корректно организовать взаимодействие с детьми на уроке математики.

Структура дипломной  работы: введение, двух глав, заключение, списка литературы,  общий объем работы – 41 страница.

 

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы       формирования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики

1.2. Особенности  и организация внимания в процессе обучения

школьников  с нарушением интеллекта

 

          Внимание рассматривается как  сосредоточенность деятельности  субъекта в данный момент времени  на каком-либо реальном или  идеальном объекте (предмете, событии,  образе, рассуждении). Оно характеризует согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (скорость, точность).

Развитие внимания в  онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он писал, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов - знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание». Такими стимулами, по мнению А.Н. Леонтьева, являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова.

Внимание, как таковое, не является самостоятельно существующим психическим процессом и не относится  к свойствам личности. Оно характеризует  степень сосредоточенности и  направленности различных психических  процессов: восприятия, воображения, мышления. Внутри этих процессов внимание и проявляется. Природа внимания, как активного состояния психической деятельности личности, давно стала объектом пристального изучения [11, 136].

Внимание у детей  с нарушениями интеллекта носит  преимущественно непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями этих детей. Бардиан и Н.В. Лаврова отмечают, что развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явлений. Однако дети с нарушениями интеллекта характеризуются  узостью процесса восприятия, их запас сведений об окружающем мире значительно мал, следовательно, развитие непроизвольного внимания происходит в замедленном темпе и намного дольше[1, 35].

Перед учителем, работающим с детьми с нарушением интеллекта   постоянно стоит проблема привлечения и организации внимания школьников. Вследствие различного органического поражения ЦНС выделяют несколько клинических групп детей с нарушениями интеллекта:

а) со сбалансированным соотношением процессов возбуждения и торможения; б) с преобладанием процесса возбуждения; в) с преобладанием процесса торможения, - которые в свою очередь обусловливают степень нарушения внимания. Осуществляя процесс коррекционно-развивающего обучения необходимо учитывать эти особенности высшей нервной деятельности учеников[3, 41].

Исследования психологов показывают, что развитие произвольного  внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение обучения может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.

Интересные данные в  отношении возможности развития внимания были получены в школе профессора П. Я. Гальперина. Он и его сотрудница С.Л. Кобыльницкая исходят из такого понимания внимания, согласно которому оно представляет собой формирующийся у детей навык самоконтроля. Согласно полученным ими материалам этот навык может быть сформирован в специально созданных для этого условиях, он тесно связан с критичностью и самообладанием. Задача педагога и воспитателя состоит в том, чтобы приучить детей проверять правильность собственных действий, следить за своей речью, перечитывать написанное.

Физиологической основой  непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс. Ребенок  не может управлять своим вниманием  и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание тесно связано с мышлением. Дети с нарушениями интеллекта не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном материале, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Даже при сосредоточении внимания они не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки. Возникающие в сознании образы, представления вызывают эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное влияние на мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники с нарушениями интеллекта не замечают её. С развитием и совершенствованием мыслительной деятельности дети в большей степени становятся способными сосредоточить свое внимание на главном, основном, существенном[4, 69].

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому.

Внимание характеризуется  сложной функциональной структурой. Образованной взаимосвязью основных его  видов – непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. И свойств: устойчивостью, концентрацией, продуктивностью, переключением, распределением и объемом.

Информация о работе Формирование внимания при решении задач на уроках математики у младших школьников с нарушением интеллекта