Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:08, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности формирования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта в результате применения специальных коррекционных методов и приемов организации обучения решению арифметических задач на уроках математики.
Введение
3.
Глава I.
Теоретическое обоснование проблемы формирования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики………………………….
6.
1.1.
Особенности и организация внимания в процессе обучения математике у школьников с нарушением интеллекта……..
6.
1.2.
Развитие внимания у школьников с нарушением интеллекта в процессе решения арифметических задач…………………..
Выводы по главе 1 ………………………………………………
11.
20.
Глава II.
Экспериментальное исследование особенностей внимания в процессе решения арифметических задач у младших школьников с нарушением интеллекта…………
21.
2.1.
Формирование внимания у младших школьников с нарушениями интеллекта в ходе формирующего эксперимента…………………………………………………….
21.
2.2.
Анализ динамики развития внимания по результатам формирующего эксперимента…………………………………..
Выводы по главе 2 ………………………………………………
33.
34
Заключение………………………………………………………………
35.
Список использованной литературы…………………………………..
39.
Наблюдения показали, что некоторым детям трудно усвоить последовательность развертывающихся действий и конкретно соотнести предметные действия с числовыми данными, и потому на первых порах учителю после первого показа действий приходилось их повторять и сочетать с наводящими вопросами.
2.2. Анализ динамики развития свойств внимания по результатам формирующего эксперимента.
Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод, что в процессе решения арифметических задач посредством использования специальных приемов происходит развитие основных свойств внимания. Следует продолжать формирование внимания в процессе учебной деятельности, так как уровень его развития у учащихся нарушениями интеллекта весьма низок.
Учащиеся с нарушением интеллекта осуществляют решение арифметических задач, не уяснив предметного содержания и отраженных в них ситуациях. При отсутствии направленного воздействия со стороны учителя не устанавливают необходимых связей и отношений между числовыми данными задачи, опираются на ее несущественные элементы, фрагменты, руководствуются отдельными словами, выражениями. Не фиксируют внимание на внутренних математических отношениях, с учетом которых должно выполняться действие, следовательно, отклоняются от конечной цели. Уподобление одних арифметических задач другим – наиболее часто встречающийся вид ошибок, так как осознание сходства и различия представляет большую трудность. Процесс сравнения простой и составной арифметических задач у школьников с нарушениями интеллекта не сопровождается анализом каждой из них и различиями между вопросами задач, что и ведет к уподоблению и одинаковому решению обеих. Это происходит за счет слабости концентрации, распределения и устойчивости внимания. Специальными наглядно-действенными приемами обучения можно добиться сознательного усвоения содержания задачи, ее правильного понимания и воспроизведения. Постановка вопросов к задаче составленных на основе наглядного восприятия предметных действий является для учащихся не только обобщающим моментом в уяснении их последовательности и количества, но и предпосылками для установления связей между ситуациями, отраженными в ее условии и вопросе, средством привлечения внимания. Необходимо уделять внимание развитию умения устанавливать необходимые связи и отношения между числовыми данными, анализу предметных ситуаций, которые должны моделироваться, переводиться на язык математики. Большое место в обучении должно отводиться также упражнениям по переводу словесно сформулированной задачи в наглядно-действенную с использованием наглядных рисунков, схем. Большое внимание должно уделяться усвоению математических понятий, правильному пониманию специфических текстов, выражающих количественные зависимости между предметами. После проведения упражнений по осознанию слов, несущих математическую нагрузку, можно переходить к работе над уяснением предметного содержания задач и способа ее решения. Важной ступенью должно быть сравнение задач после их решения, что дает возможность проанализировать их содержание, увидеть математические зависимости и зависимость хода решения от них. В дальнейшем сравнение должно предшествовать решению и по возможности являться основным приемом в составлении плана решения.
Выводы по главе 2
На основе анализа процесса обучения, а также на основе характеристики речи и мышления школьников, можно сделать вывод, что они с трудом усваивают словесные формулировки, определяющие математические отношения задачи. Этому факту необходимо уделить особое внимание при обучении решению арифметических задач. Вполне ясно, что чем лучше будет организован процесс обучения решению арифметических задач, тем больше будут успехи в развитии мыслительной деятельности, в том числе и внимания у школьников с нарушениями интеллекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, поставленная нами цель и проведенное нами экспериментальное исследование на формирование особенностей внимания в процессе обучения решению арифметических задач посредством использования специальных коррекционных методов и приемов у младших школьников с нарушением интеллекта позволило сделать следующие выводы:
во-первых, наименования не пишет пятая часть учеников;
во-вторых, три пятых
учащихся ошибочно, вне предметного
содержания задачи, преимущественно
в составной, обозначают наименования,
не соответствующие условию
в-третьих, наименования пишут лишь при отдельных компонентах две пятые учащихся;
в-четвертых, привносят лишний вопрос и действие около половины детей, а исключают нужный вопрос и действие подавляющее большинство школьников;
в-пятых, правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий осуществляют в 40%, а правильный выбор действий и неверную формулировку вопросов в 30% случаев. Случайный подбор чисел, действий и неверная формулировка ответа обнаруживается в 20% случаев, ошибок в вычислениях не было.
Школьники не дифференцируют простые и составные задачи в порядке их предъявления, уподобляют друг другу. Внимание школьников с нарушениями интеллекта не фиксируется на внутренних связях и математических отношениях.
Практические рекомендации:
Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах деятельности.
Анализ достижений психолого-педагогических исследований показал, что в теории и практике имеется определенный опыт обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, но данная проблема требует постоянного изучения, поиска новых эффективных методов и приемов обучения и воспитания детей, коррекции их психофизических недостатков.