Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

К числу важнейших направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" отнесено здоровье школьников. Президент охарактеризовал отмечаемую в последнее время статистику по этому вопросу как "ужасающую". Какой видится выход из сложившейся ситуации?

Содержание работы

1. Анализ ситуации.
2. Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.
3. Цель, задачи педагогического проекта.
4. Программа реализации проекта
1) Изучение нормативно - правовой базы.
 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
 материалы ФГОС-2,
 Проект закона об образовании,
 Конвенция по правам ребёнка.
2) Изучение положительного опыта.
3) Программы реализации педагогического опыта.
4) Ожидаемые результаты.
5) Контроль и диагностика сформированности навыков ЗОЖ. Мониторинг состояния здоровья детей.
6) Перспективы проекта «Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста».
5. Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

Воспитание потребности ив ЗОЖ.doc

— 794.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Уровень физического развития учащихся.

Противоречия

Управленческие решения

Целевые задачи на 2009-2010 уч.г.

   За предыдущие учебные годы показатель по уровню физического развития учащихся имел положительную динамику (таб.17).

   За 4 года показатель низкого уровня физического развития среди мальчиков и девочек  снизился  на 6 % за счет повышения среднего уровня. Показатель высокого уровня физического развития за несколько лет остается неизменным.

 

    В 2009-2010 учебном году мониторинг не проводился.

 

Усилить контроль за деятельностью в рамках здоровьесбережения.

Довести уровень высокого физического развития в среднем у мальчиков и девочек до 12,5 %.

 

 

 

      Количество учащихся, охваченных системой рационального питания.

 

 

Год

Охват горячим питанием

Система буфета

2005-2006

52,8 %

34 %

2006-2007

52 %

36 %

2007-2008

52 %

37 %

2008-2009

56 %

28 %

2009-2010

68 %

25 %

 

 

 

 

 

 

Результаты диагностики мотивации на ЗОЖ.

Противоречия

Управленческие решения

Целевые задачи на 2009-2010 уч.г.

Отмечается снижение мотивации на сохранение здоровья и ЗОЖ за последний год на 3 % (таб.20).

Уменьшение показателя  мотивации возможно из-за снижения эффективности работы  в рамках здоровьесбережения. Наиболее высокий уровень организации работы по ЗОЖ отмечается в начальной школе. В среднем и старших звеньях школы работа по формированию ЗОЖ ограничивается профилактическими беседами по вредным привычкам.

1)Усилить контроль за эффективностью мероприятий по профилактике ЗОЖ.

2)Повысить эффективность системы дополнительного образования в рамках здоровьесбережения.

Довести уровень мотивации на ЗОЖ до 71 %.

 

 

 

Перспективы проекта

 

          Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровом образе жизни в младшем школьном возрасте. Здоровье занимает 1 место в системе ценностных ориентаций у детей лишь к 4 классу, но вместе с тем количество детей, отдающих приоритет среди прочих ценностей именно здоровью все же составляет лишь 90 %, что дает основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью у испытуемых.

Представления о здоровом образе жизни сводятся к занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию.

Анализ полученных данных убедил нас в том, что уровень представлений о здоровье младших школьников в начале обучения очень низок, в процессе обучения происходит усложнение и углубление понятий, перевод житейских понятий в научные. В связи с этим было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию физической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников понимания необходимости ведения здорового образа жизни, но при одном важном условии: социальное окружение должно выступать примером для всемерного подражания формирующейся личности. С данной целью были разработаны тематические беседы для внеклассных мероприятий, цель которых - формирование и углубление представлений школьников о здоровье, а также воспитание гармонично развитой личности, ведение здорового образа жизни для которой является одним из важных составляющих компонентов.

Также был составлен рекомендательный перечень для педагогов и воспитателей по проведению необходимых мероприятий, формирующих у младших школьников представления о здоровье и здоровом образе жизни:
- организация специальных занятий с целью формирования знаний учащихся по личной гигиене, гигиене учебного труда, экологии, валеологии (уроки оздоровительного часа, уроки физкультуры, создание детских проектов);
- организация выпуска классной газеты «Мое здоровье», материалы которой должны быть направлены на предупреждение заболеваний учащихся, профилактику вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни, а также касаться вопросов экологии, валеологии; содержать полезную информацию о способах самооздоровления (например, рецепты народной медицины, режим дня и т.п.);
- формирование бережного отношения к природе, к окружающему миру, любви ко всему живому (классные часы, экскурсии, внеклассные мероприятия, экологические КВНы, викторины);
- планирование спортивно-оздоровительных мероприятий в течение года с привлечением родителей (спортивные кружки, секции, бассейн, создание фитнес- центра);
         - совместная работа психолога и учителя по формированию здорового образа жизни.;
   - организация детской научной конференции по теме «Моё здоровье».

 

 

Список используемых источников

1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Самара, 2004.
2. Апанасенко Г. А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. С-Пб, 1993.
3. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.
4. Бурханов А.И. Основы школьной валеологии в начальных классах. Тольятти 1996.
5. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.

6. Журнал Первое сентября – Здоровье детей. За 1-15 сентября / 2004 №17.  За 16-31 октября / 2004 № 20. За 16-31 декабря / 2004 № 24

7. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990.

8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии  в начальной школе. 1-4 классы. / М.: «ВАКО», 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

9. Понедельник С. В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994.
10. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

                                                             Пальчиковая гимнастика

«Лодочка»

 

Две ладошки я прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,—

Эго лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным, по волнам

Плывут рыбки тут и там.

 

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнить волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

 

 

«Капуста»

 

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

 

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cценарий проведения олимпиады

по ЗОЖ «Волшебная страна Здоровья»

(для детей 7-8 лет)

Желаю вам цвести, расти,
копить здоровье.
Оно для дальнего пути –
главнейшее условье.
С.Я. Маршак.

Цель: Закрепление знаний детей о здоровом образе жизни. 

Сегодня день у нас особый,
Олимпиада ждет вас всех.

Сегодня у нас в прогимназии проводится олимпиада по ЗОЖ «Волшебная страна Здоровья».

Для проведения олимпиады необходимо компетентное жюри.

Представление своей визитки и домашнего задания каждым участником олимпиады.

Задание 1. <Рисунок 1>

Чтобы быть здоровым, нужно есть полезные продукты, и пить чистую воду. Сейчас я буду загадывать вам загадки. Отгадывая их, вы узнаете, какие продукты полезны для здоровья. Внимательно слушайте загадку, а ответ найдите у себя на карточках, поставьте цифру. Будьте внимательны.

  1. Сидит дед, во сто шуб одет,
    Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
  2. Круглая, как солнышко,
    С хвостиком на донышке.
    Желтенькая, гладкая,
    А откусишь – сладкая (репа)
  3. Был ребенок –
    Не знал пеленок,
    Стал стариком –
    Сто пеленок на нем (капуста)
  4. Лежит меж грядок, зелен и сладок (огурец).
  5. Красная девица сидит в темнице,
    А коса на улице (морковь)
  6. Растут на грядке
    Зеленые ветки,
    А на них
    Красные детки (помидор)
  7. Снаружи красна,
    Внутри бела,
    На голове хохолок –
    Зеленый лесок (редиска)
  8. Что копали из земли,
    Жарили, варили?
    Что в золе мы испекли,
    Ели да хвалили? (картофель)

Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет:
Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка кто меня найдет?

Задание 2. «Отгадай ребус» <Рисунок 2>

Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Из первых букв нарисованных предметов составь слово.

<

Информация о работе Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста