Формы риноалии. Приемы коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 12:46, реферат

Описание работы

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии по наличию измененного назализованного тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличается от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, осуществляемым сокращением мышц мягкого нёба, боковой и задней стенок глотки.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………… 3

Основные формы ринолалии
1.Открытая ринолалия ……………………………………………. 4
2.Закрытая ринолалия …………………………………………….. 7
3.Смешанная ринолалия ………………………………………….. 8

Приемы коррекции …………………………………………..... 9

Заключение ………………………………………………………….. 18
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реф по ринолалии.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых  — нормализация речевой моторики. Повседневное их применение устраняет высокий подъем корня языка, недостаточную губную артикуляцию и увеличивает подвижность кончика языка. В связи с этим уменьшается чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.

Гимнастика  для   губ  и   щек. Надувание обеих  щек одновременно. Надувание щек  попеременно. Втягивание щек в ротовую  полость между зубами.

Сосательные движения —  сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти при этом сомкнуты.

Оскал: губы сильно растягиваются  в сторону, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов.

«Хоботок», с последующим оскалом при сжатых челюстях.

Оскал с раскрыванием Высовывание языка лопатой, жалом.

Поочередное высовывание  языка распластанного и заостренного.

Поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево.

Поднимание и опускание  задней части языка — кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка то поднимается вверх, то опускается вниз.

Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых.

Высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а  затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба.

Присасывание языка  к верхним альвеолам с раскрыванием и закрыванием рта.

и закрыванием рта, с  последующим смыканием губ.

Оскал при раскрытом  рте, с последующим закрыванием  губами обоих рядов зубов (л, б, м).

Вытягивание губ широкой  воронкой при раскрытых челюстях.

Вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста).

При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Поднимание плотно сжатых губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях.

Поднимание верхней  губы — обнажаются верхние зубы.

Оттягивание   вниз   нижней   губы — обнажаются   нижние  зубы.

Имитация  полоскания  зубов   (воздух  сильно давит  на  губы).

Вибрация губ.

Движения губ хоботком влево-вправо.

Вращательные движения губ хоботком.

Сильное надувание щек (губами удерживается воздух в ротовой  полости, увеличивается внутриротовое  давление).

Удерживание губами карандаша  или стеклянной трубочки.

Гимнастика  для  языка.

 

Проталкивание языка между зубами, так что верхние резцы «скоблят» спинку языка.

Круговое облизывание  кончиком языка губ.

Поднимание и опускание  широко высунутого языка к верхней  и нижней губам при раскрытом  рте

Поочередное загибание  кончика языка жалом к носу и подбородку, верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости.

Кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко открытом рте.

Высунутый  язык  удерживать  желобком,  лодочкой,  чашечкой.

Язык в форме чашечки  удерживать внутри рта.

Закусывание зубами боковых  краев языка.

Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних  и нижних десен.

При том же положении  языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (г-г-г-г).

Проделать движения одно за другим — язык жалом, чашечкой, вверх  и т. д.

Таким образом воспитываются  движения, необходимые для правильного произнесения звуков. Проводятся голосовые упражнения на гласных звуках. Гласные звуки а, о, у, э ставятся в первую очередь и затем регулярно (ежедневно) включаются в упражнения. Гласные звуки сначала артикулируются без голоса (беззвучно). Это особенно полезно для детей, у которых выражены компенсаторные дополнительные движения лица (втягивание у крыльев носа). Эти дети должны ежедневно заниматься перед зеркалом беззвучной артикуляцией гласных, а затем переходить к громкому произнесению. Постепенно увеличивается число повторений гласных на одном выдохе.

Следующий этап — отрывистое четкое произнесение гласных по два и три звука в разной последовательности. Помимо артикуляционной  тренировки,   это   развивает  удержание   последовательности звуков и овладение слоговой структурой слова. Например:    ао     аоэ ау     ауэ аэ    эау    и т. ц.

Затем от детей требуется произнесение гласных с небольшими паузами, во время которых должно сохраняться высокое положение мягкого нёба. Паузы постепенно увеличиваются от одной до трех секунд.

Длительное слитное  произнесение гласных звуков.

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи. В трудных случаях можно применять временное зажимание носовых ходов для более внятного и звучного произнесения звука. Специфическим также является порядок постановки звуков. Из согласных первым вырабатывается звук ф — глухой фрикативный звук, к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот. От ребенка требуется осуществление длительного правильного выдоха, во время которого верхние зубы касаются нижней губы, получается звук ф. Учащиеся упражняются в произнесении звука изолированно (Ф—, ф—), в обратных слогах (аф, эф, иф), затем в прямых слогах (фа, фу, афа, афу).

К артикуляции звука  п учащиеся подготовлены упражнениями по надуванию щек, требующими хорошего нёбно-глоточного затвора. Далее дети должны произвести взрыв смычки губ  для звука п. Если у них не получается, тогда логопед размыкает плотно сжатые губы ребенка, отодвигает нижнюю губу вниз. Достаточный взрыв может получиться только при отсутствии утечки воздуха через носовые ходы, поэтому в дальнейшем произнесение звука п может применяться для тренировочных упражнений по устранению назальности.

При постановке звука т внимание учащихся главным образом фиксируется на правильности ротового выдоха, во времяшсуществле-ния которого кончик языка прижимается к верхним зубам. Все элементы артикуляции звуков должны быть подготовлены и автоматизированы заранее в артикуляционных упражнениях и автоматически включаться при наличии достаточно сильной воздушной ротовой струи.

Звук к представляет определенную трудность для детей  и не всегда получается по подражанию, несмотря на упражнения в покашливании.

Поэтому может использоваться механический способ постановки от звука т.

Логопедические занятия  в дооперационный период предотвращают возникновение серьезных патологических изменений в функционировании органов речи. Одновременно подготавливается активность мягкого нёба; нормализуется положение корня языка; усиливается мышечная деятельность губ; вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем самым создаются условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции.

Рано начатое логопедическое воздействие уменьшает дегенеративные изменения мышц глотки

После операции (через 15—20 дней) многие специальные упражнения повторяются. Основная их цель в этом периоде — развитие эластичности и подвижности мягкого нёба и выработка полноценного нёбно-глоточного смыкания. В значительном числе случаев возникает необходимость «растягивания» мягкого нёба, так как оно может в послеоперационный период уменьшиться в длину за счет рубцевания.

Для растяжения свежих рубцов применяется прием, имитирующий проглатывание. Одновременно проводится и массаж.

В послеоперационный  период необходимо развить подвижность  мягкого нёба, устранить неправильный уклад органов артикуляции и  подготовить произношение всех звуков без назального оттенка.

Дети с ринолалией, посещающие специальный детский сад, под руководством логопеда овладевают правильным произношением звуков. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. На индивидуальных занятиях применяются специальные упражнения, направленные на устранение специфических для этой аномалии дефектов.

При составлении индивидуального  плана логопед должен придерживаться следующих направлений: нормализация звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития.

Включается ряд специальных разделов:

Звуки,  подлежащие  постановке,   коррекции,  уточнению  или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции  звуков и на степень назализации  при их произнесении.

Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.

Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.

В первом периоде обучения в детском саду на индивидуальных «Занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков а, э, о, у, ы  согласных я, я'; ф, ф'; в, в'; т, т'; постановка и первоначальное закрепление звуков: к, к '; с, с'; г, г'; л, л'; б, б”

Во втором периоде  озвучиваются звуки: и, д, д”, з, з”, ш, р.

В третьем периоде  отрабатываются звук ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка.

Большое место отводится  дифференциации рото-носовых звуков: м - п; м' - п'; н - д; н – т”; м - б; м' - б'.

В специальной школе  для детей с тяжелыми нарушениями  речи специфические дефекты устраняются  на индивидуальных логопедических занятиях.

В процессе коррекционной работы над нормализацией фонетической стороны речи необходимо контролировать эффективность логопедической работы.

Предложенные Л. И. Вансовской критерии дают возможность более  четко расчленить комплексные нарушения речи при ринолалии и оценить коррекционное воздействие по двум аспектам (устранение назализации и дефектов артикуляции).

Установлены следующие  оценки речи:

Нормальная и близкая  к норме, т.е. сформировано звукопроизношение  и устранена назализация.

Значительное улучшение  речи — сформировано звукопроизношение, имеется умеренная назализация.

Улучшение речи — сформирована артикуляция не всех звуков, имеется умеренная назализация.

Без улучшения — не сформирована артикуляция звуков, сохраняется гиперназализация.

На результативность коррекционного воздействия большое  влияние оказывает активное участие родителей в воспитании нормальной речи у детей с расщелиной.

Среди некоторых факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции (возраст, в котором сделана операция, ее качество, возраст, в котором началось логопедическое обучение, продолжительность обучения), выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка.

Логопед инструктирует  родителей об используемых приемах  коррекции и значительную часть хорошо отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних условиях.

 

 

 

Заключение

 

 

Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляет известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и функционального эффекта. Восстановление тембра осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого нёба страдает механизм голосообразования, так как иннервация мягкого нёба влияет на функцию голосовых складок. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонаций и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.

 

 

 

 

 

Литература

 

 

    1. Ермакова   И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. —М., 1984.
    2. И п п о л и т о в а А.   Г. Открытая ринолалия.—М., 1983.
    3. Ч и р к и н а Г. В.   Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М,1969.
    4. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.- М.:Просвещение, 1989.-528с.

 




Информация о работе Формы риноалии. Приемы коррекции