Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:32, курсовая работа
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить аспекты готовности детей к школе.
2.Рассмотреть методики диагностики детей семилетнего возраста к обучению в школе.
3. Выявить направления коррекционной работы с детьми не готовыми к школе.
Введение_______________________________________________________3
1.Теоретический анализ проблемы готовности детей 7 лет к школе______5
1.1.Возрастные особенности готовности к школе_____________________ 5
1.2. Специальная готовность к школе_______________________________9
1.3.Психологическая готовность к школе___________________________11
1.4.Физическая готовность к школе_______________________________ 18
2.Методология определения уровня готовности ребенка 7 лет к школе__20
2.1. Методы определения уровня подготовленности_________________ 20
2.2.Коррекционная работа с детьми не готовыми к обучению в школе__ 27
Заключение___________________________________________________ 37
Список литературы_____________________________________________40
Приложения___________________________________________________42
«Готовность ребенка
7 лет к обучению в школе и
её учет в общеобразовательном
Содержание
Введение______________________
1.Теоретический анализ проблемы готовности детей 7 лет к школе______5
1.1.Возрастные особенности готовности к школе_____________________ 5
1.2. Специальная готовность к школе_________________________
1.3.Психологическая готовность к школе_________________________
1.4.Физическая готовность к
2.Методология определения уровня готовности ребенка 7 лет к школе__20
2.1. Методы определения уровня подготовленности______________
2.2.Коррекционная работа с детьми не готовыми к обучению в школе__ 27
Заключение____________________
Список литературы_____________
Приложения____________________
Введение
Актуальность исследования. Вопрос о готовности детей к обучению в школе является актуальным в связи с тем, что от его решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Возраст 6-7 лет является переходным между дошкольным и младшим школьным периодами развития; он характеризуется возрастным кризисом, именуемым отечественными исследователями кризисом 7 лет. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
К 6–7 годам у детей складываются
и сохраняются в своей
От того, как ребенок подготовлен к школе в течение всех периодов развития, предшествующих дошкольному, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, учебные успехи, психологическое самочувствие.
Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, от развития психических процессов и личности.
Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Кроме физической готовности к школе, необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами этого являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.
Таким образом, основная цель нашей работы – определение аспектов готовности ребенка 7 лет к обучению в школе и изучение коррекционных мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.
Объектом исследования явилась проблема готовности ребенка к школе.
Предмет исследования: уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.
В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: готовность ребенка к школе определяется не достижением определенного возраста, а набором компонентов психологической, физической подготовленности и набором учебных навыков.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить аспекты готовности детей к школе.
2.Рассмотреть методики диагностики детей семилетнего возраста к обучению в школе.
3. Выявить направления коррекционной работы с детьми не готовыми к школе.
Требования современной школы таковы, что родители начинают готовить ребенка к школьному обучению задолго до этого. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Но в определенный момент родители задаются вопросом: «С какого возраста ребенок должен учиться в школе?»
Большинство психологов советует отдавать в школу ребенка как можно позже, но не затягивать. Семь лет — идеальный возраст для первоклассника или первоклашки, считают психологи. Ребенок в этом возрасте уже более усидчив, более разумно воспринимает информацию и впитывает ее без труда, как губка.
Позиция учителей по поводу того, в каком возрасте можно и лучше всего отправить детей в школу разнится с мнением психологов. Учителя убеждены, что чем раньше отправить ребенка в первый класс, тем лучше будет для него самого. Во-первых, в детстве лучше работает память, ребенок буквально схватывает все налету, запоминает мгновенно информацию. Во-вторых, в раннем детстве он может без особого труда обрабатывать большие объемы материалов. Все это ведет к тому, что чем раньше ребенок начнет заниматься, тем умнее, и, может, даже гениальнее, он станет в будущем.[2, с.134]
К сожалению, с началом обучения в школе, многим родителям и детям приходится сталкиваться с проблемами, о которых никто и не предполагал. Даже если было очевидно, что ребенок немного отличается в своем развитии и поведении от большинства сверстников, трудно было допустить, что эти особенности смогут затруднить процесс обучения и адаптации в школьном коллективе.
Основная психологическая
Кризис семи лет связан с началом школьного обучения. Старший школьный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. [6, с.24]
И в этом плане, одинаково тяжело приходится и ребенку 6 и 7 лет. Анатомо-физиологическое развитие шестилетнего ребенка достигает уровня, требуемого учебной деятельностью. Но организм ребенка в этом возрасте интенсивно развивается, что требует создания для него соответствующих условий. Шестилетний ребенок быстро утомляется и нуждается в соответствующем режиме работы. Следует также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Физическое развитие школьника требует не только постоянного внимания учителя, но и систематического наблюдения врача. У ребенка возникает целый ряд серьезных трудностей. У него устанавливается новый распорядок жизни. Более адекватный подход к установлению готовности ребенка к школе состоит в проверке степени развития основных психических функций: восприятия, памяти, внимания, голи и т.д.[11, с.39]
Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения: паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям – это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.[7, с.57]
По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.[3, с.17]
До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел – сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими.[11, с.48]
Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т. д.[2, с. 97]
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности, а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие – то их обязанности, стать помощником в семье.[3, с. 201]
На основании вышеизложенного, можно констатировать что, о готовности ребенка к школе, нельзя судить только по уровню его развития на момент достижения определенного возраста. Ведь развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же.
Готовность к школе – это, прежде всего, зрелость ребенка. А зрелый ребенок должен владеть определенным уровнем мыслительных операций, т.е. уметь принимать адекватные решения и быстро реагировать на изменения ситуации, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, контролировать свое поведение и проявлять волевые усилия для выполнения поставленных задач. И конечно у ребенка должно быть желание учиться и узнавать новое.[9, с.32]
Кроме всего прочего, нужно помнить про такой фактор, как здоровье и иммунная нагрузка. То есть, первоклассник должен быть настолько физически и иммунно сильным, чтобы, попав в класс с 20-30 другими детьми, иметь силы отработать свой рабочий день и плюс противостоять неизбежным в большом коллективе инфекциям.
Таким образом, готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, обусловленная в значительной степени уровнем зрелости каждого ребенка индивидуально. При этом основными компонентами готовности к школе являются: специальная, психологическая и физическая. Которые мы рассмотрим далее.
1.2.Специальная готовность к школе
Под специальной готовностью к школе подразумевают несколько ведущих умений: узнавать большинство букв; читать слова; читать предложения; писать буквы; писать слова; узнавать цифры от 1 до 9; считать от 1 до 10 и обратно; выполнять арифметические действия в пределах 10.
Также важными умениями старшего дошкольника являются умение слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность. [12, с.72]
Когда доходит до дошкольного обучения ребенка, мнения родителей расходятся. Большинство взрослых не считают нужным учить детей читать и писать перед поступлением в первый класс, поскольку впоследствии, находясь в школе, ребенок может потерять интерес к обучению, станет невнимательным на уроках. Они не учат детей читать и писать еще и потому, что не знают требований школы и опасаются учить ошибочно, не так, как учат в школе. Чтение и письмо — это сугубо школьные виды деятельности, считают родители, и их освоение должно осуществляться под руководством специально подготовленных учителей.
Другая категория родителей
стремится научить ребенка
Есть и такие родители, которые учат ребят
читать из честолюбивых побуждений: в
начале учебного года их ребенок опередит
своих сверстников и благодаря этому займет
в формирующемся коллективе более выгодное
положение. [1, с.34]
Ряд психологов и педагогов тоже придерживаются мнения против до школьного обучения письму. Во-первых, ребенок до семи лет еще не готов к письму, у него не сформированы мышцы кисти, не окостенели кости запястья, не созрел механизм нервно- мышечной регуляции. И мало кто из родителей знает, как нужно правильно учить. Ведь при написании каждой конкретной буквы нужно следовать четкому правилу ее написания. Учитель в школе учит не один месяц, как пишется буква. Поэтому домашнее обучение приведет скорее к неправильной технике письма. К тому же созревание зон мозга, которые отвечают за координацию глаза и руки и помогающие ребенку легко и правильно начать писать заканчивается лишь к семи годам, к тому возрасту, когда ребенку нужно идти в школу.