Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:32, курсовая работа
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить аспекты готовности детей к школе.
2.Рассмотреть методики диагностики детей семилетнего возраста к обучению в школе.
3. Выявить направления коррекционной работы с детьми не готовыми к школе.
Введение_______________________________________________________3
1.Теоретический анализ проблемы готовности детей 7 лет к школе______5
1.1.Возрастные особенности готовности к школе_____________________ 5
1.2. Специальная готовность к школе_______________________________9
1.3.Психологическая готовность к школе___________________________11
1.4.Физическая готовность к школе_______________________________ 18
2.Методология определения уровня готовности ребенка 7 лет к школе__20
2.1. Методы определения уровня подготовленности_________________ 20
2.2.Коррекционная работа с детьми не готовыми к обучению в школе__ 27
Заключение___________________________________________________ 37
Список литературы_____________________________________________40
Приложения___________________________________________________42
И решающим аспектом можно выделить то, что дети, которые рано научились писать, быстро портят почерк, из-за того, что у них еще не устоялась рука. Для того, чтобы закрепить навык написания ровных букв нужно ежедневно много раз прописывать буквы, уделяя этому занятию не меньше часа в день, что согласитесь нереально. К тому же мама должна находиться рядом и следить за правильным изображением элемента, по другому установить хороший почерк невозможно. Ребенок занимающийся чистописанием без надзора взрослых начинает писать по собственному усмотрению и естественно, что попало и как попало. Почерк быстро портится и запоминается как навык. Соответственно в школе такого ребенка будут не учить, а переучивать. [11, с.38]
Поэтому педагоги рекомендуют не учить писать, а подготовить руку ребенка к письму. Хорошо развитые мелкие мышцы кистей помогут ребенку держать ручку и не уставать на уроках письма в школе. Чем больше развиты движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка, поэтому крайне важно заняться еще до школы подготовкой руки. Подготовка должна заключаться в заданиях и упражнениях, которые направлены на развитие координации руки.
Для того чтобы определить насколько ребенок подготовлен к овладению письмом, необходимо наблюдение за рисованием ребенка. Если ребенок, для того, чтобы закрасить рисунок, поворачивает лист, значит он не может менять направление линии с помощью движений пальцев. Если рисунки, которые рисует ребенок все очень мелкие, значит кисть зажата и находится в постоянном напряжении.[12, с.144]
К сожалению, чаще всего родители понимают под готовностью к школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать – то есть то, чему его должны учить именно в школе. Однако раннее овладение учебными умениями и определенная сумма знаний не гарантируют ребенку успешной школьной жизни.
1.3.Психологическая готовность к школе
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Как пишет Л.С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития». «Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».[10, с.22]
Если актуальный уровень психического развития ребёнка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны «ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.[13, с.40]
Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определённую позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника.[9, с.67]
В последнее время
требования школы к уровню развития
дошкольника значительно
Стихийное формирование познавательной деятельности ребенка без учета закономерностей их развития может нанести существенный вред психическому развитию, так как все познавательные процессы взаимосвязаны, прежде всего, развиваются в комплексе как познавательные способности. Каждый познавательный процесс имеет свое место в процессе получения и переработки информации, а так же свой период для развития отдельных его компонентов. [8, с.5]
Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни.
Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношении. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им ещё необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьёзную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребёнка, и для окружающих взрослых.[9, с.6]
«Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов, позволяет ребёнку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.[1, с.103]
Почти все авторы, изучающие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме.
Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребёнку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребёнка бывает очень трудно. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности:
-умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющего способ действия;
-умение ориентироваться на заданную систему требований;
-умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
-умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Фактически параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в 1-м классе.[15, с.29]
Необходимо подчеркнуть, что при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребёнком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов, ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Для успешного обучения ребёнок должен уметь выделять предмет своего познания.[15, с.43]
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, можно выделить ещё одну - развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, то есть у него должен быть развит фонематический слух.
В последние годы теоретические положения о психологической готовности к обучению в школе все более операционализируются в виде создаваемых психодиагностических методик. Необходимо учитывать, что готовность к школе - это некоторое состояние психического развития личности, которое является многокомпонентным образованием, следовательно, не может быть одного теста, измеряющего развитие личности, и измеряющего готовность к школе.
И так, психологи делят готовность к школе на виды:
Они включают формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку. Взрослые изменяют требования к ребенку: от него теперь настойчиво ждут большей серьезности, внимательности, усидчивости, ответственного отношения к самообслуживанию и т. д. У старшего дошкольника впервые появляется представление о себе как члене общества.
О субъективной готовности к новой социальной позиции или наличии внутренней позиции школьника можно судить по общему стремлению ребенка в школу, сопряженному с его ориентацией на сущностные моменты школьно-учебной действительностью.
Личностная готовность выражается также в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе, характеризующих мотивационную готовность , которая выявляется , по мнению Л.И. Божович , в том, что ребенок стремится к функции ученика. Выделяются внешние и внутренние мотивы, привлекающие детей к школе. К внешним относятся особенности школьной жизни ,привлекающие детей внешней стороной – это красивая форма, школьные принадлежности и т. д. к внутренним мотивам относится желание учится (учиться, «чтобы быть как папа» и др.).[1, с.111]
Л.И. Божович были выделены две группы мотивов учения:
-широкие социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении. С желаниями ребенка занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
-мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в овладении новыми умениями. Навыками и знаниями.
Сплав двух потребностей ребенка: стремления занять определенную позицию в обществе людей и познавательной потребности – способствует возникновению внутренней позиции школьника, которая выступает критерием готовности к школьному обучению.[1, с.130]
В основном она понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Обсуждая проблему эмоционально-волевой готовности к школе Д.Б. Эльконин выделил следующие параметры:
-умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
-умение ориентироваться на заданную систему требований;
-умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
-умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.[20, с.21]
Важность эмоционально-волевой готовности обусловлена тем, что от первоклассника потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. То есть у ребенка должна сформироваться произвольность психических процессов.[21, с.30]
3. Интеллектуальная готовность
В содержание интеллектуальной готовности включаются не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Переход к системе школьного обучения предполагает переход к системе научных понятий, которые познаются ребенком в процессе изучения школьных предметов. По мнению Л.С. Выготского ребенок должен научится различать разные стороны действительности, уметь видеть в предметах отдельные его стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки.[5, с. 30]
Для усвоения основ научного мышления, ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной (критичность мышления).
Ж. Пиаже выделил феномены, характеризующие мышление 6-7 лет. Первый феномен состоит в том, что мышление дошкольника характеризуется отсутствием представления об инвариантности, которое обусловлено глобальным представлением ребенка о предмете. Другим феноменом, описанным Пиаже, является феномен эгоцентризма (центрации), который означает неспособность ребенка встать на точку зрения науки, общества. Исчезновение этих феноменов, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности и переход от эгоцентризма к центрации (когда ребенок научается видеть мир не только со своей точки зрения) обеспечивает успешный переход ребенка к школьному обучению.[16, с.68]
1.4.Физическая готовность к школе
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.