Готовность ребенка 7 лет к обучению в школе и её учет в общеобразовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить аспекты готовности детей к школе.
2.Рассмотреть методики диагностики детей семилетнего возраста к обучению в школе.
3. Выявить направления коррекционной работы с детьми не готовыми к школе.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________3
1.Теоретический анализ проблемы готовности детей 7 лет к школе______5
1.1.Возрастные особенности готовности к школе_____________________ 5
1.2. Специальная готовность к школе_______________________________9
1.3.Психологическая готовность к школе___________________________11
1.4.Физическая готовность к школе_______________________________ 18
2.Методология определения уровня готовности ребенка 7 лет к школе__20
2.1. Методы определения уровня подготовленности_________________ 20
2.2.Коррекционная работа с детьми не готовыми к обучению в школе__ 27
Заключение___________________________________________________ 37
Список литературы_____________________________________________40
Приложения___________________________________________________42

Файлы: 1 файл

елена.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

И решающим аспектом можно выделить то, что дети, которые рано научились писать, быстро портят почерк, из-за того, что у них еще не устоялась рука. Для того, чтобы закрепить навык написания ровных букв нужно ежедневно много раз прописывать буквы, уделяя этому занятию не меньше часа в день, что согласитесь нереально. К тому же мама должна находиться рядом и следить за правильным изображением элемента, по другому установить хороший почерк невозможно. Ребенок занимающийся чистописанием без надзора взрослых начинает писать по собственному усмотрению и естественно, что попало и как попало. Почерк быстро портится и запоминается как навык. Соответственно в школе такого ребенка будут не учить, а переучивать. [11, с.38]

Поэтому педагоги рекомендуют не учить писать, а подготовить руку ребенка к письму. Хорошо развитые мелкие мышцы кистей помогут ребенку держать ручку и не уставать на уроках письма в школе. Чем больше развиты движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка, поэтому крайне важно заняться еще до школы подготовкой руки. Подготовка должна заключаться в заданиях и упражнениях, которые направлены на развитие координации руки.

Для того чтобы определить насколько ребенок подготовлен к овладению письмом, необходимо наблюдение за рисованием ребенка. Если ребенок, для того, чтобы закрасить рисунок, поворачивает лист, значит он не может менять направление линии с помощью движений пальцев. Если рисунки, которые рисует ребенок все очень мелкие, значит кисть зажата и находится в постоянном напряжении.[12, с.144]

К сожалению, чаще всего родители понимают под готовностью к школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать – то есть то, чему его должны учить именно в школе. Однако раннее овладение учебными умениями и определенная сумма знаний не гарантируют ребенку успешной школьной жизни.

1.3.Психологическая  готовность к школе

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Как пишет Л.С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития». «Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».[10, с.22]

Если актуальный уровень  психического развития ребёнка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны «ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.[13, с.40]

Ребёнок, готовый к  школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность  занять определённую позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую  доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника.[9, с.67]

В последнее время  требования школы к уровню развития дошкольника значительно возросли - возникла необходимость целенаправленного  развития ребенка для успешного  обучения в школе. Сформировалась целая  система ускоренного интеллектуального  развития ребенка, включая развивающие занятия в детском саду, специальные развивающие центры, прикладную литературу и развивающие игры, диагностические методы для определения уровня развития дошкольника.

Стихийное формирование познавательной деятельности ребенка без учета закономерностей их развития может нанести существенный вред психическому развитию, так как все познавательные процессы взаимосвязаны, прежде всего, развиваются в комплексе как познавательные способности. Каждый познавательный процесс имеет свое место в процессе получения и переработки информации, а так же свой период для развития отдельных его компонентов. [8, с.5]

Следует заметить, что  именно школа является связующим  звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни.

Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в  системе общественных отношении. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им ещё необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьёзную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребёнка, и для окружающих взрослых.[9, с.6]

«Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов, позволяет ребёнку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.[1, с.103]

Почти все авторы, изучающие  психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме.

Д.Б. Эльконин считал, что  произвольное поведение рождается  в коллективной ролевой игре, позволяющей  ребёнку подняться на более высокую  ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребёнка бывает очень трудно. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности:

-умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющего способ действия;

-умение ориентироваться на заданную систему требований;

-умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

-умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически параметры  развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в 1-м классе.[15, с.29]

Необходимо подчеркнуть, что при изучении интеллектуального  компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму  усвоенных ребёнком знаний, хотя это  тоже немаловажный фактор, а на уровень  развития интеллектуальных процессов, ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Для успешного обучения ребёнок должен уметь выделять предмет своего познания.[15, с.43]

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, можно выделить ещё одну - развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом  и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, то есть у него должен быть развит фонематический слух.

В последние годы теоретические  положения о психологической  готовности к обучению в школе  все более операционализируются в виде создаваемых психодиагностических методик. Необходимо учитывать, что готовность к школе - это некоторое состояние психического развития личности, которое является многокомпонентным образованием, следовательно, не может быть одного теста, измеряющего развитие личности, и измеряющего готовность к школе.

И так, психологи делят готовность к школе на виды:

    1. Личностная и социально-психологическая готовность

Они включают формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку. Взрослые изменяют требования к ребенку: от него теперь настойчиво ждут большей серьезности, внимательности, усидчивости, ответственного отношения к самообслуживанию и т. д. У старшего дошкольника впервые появляется представление о себе как члене общества.

О субъективной готовности к новой  социальной позиции или наличии  внутренней позиции школьника можно  судить по общему стремлению ребенка  в школу, сопряженному с его ориентацией  на сущностные моменты школьно-учебной действительностью.

Личностная готовность выражается также в отношении ребенка  к школе, к учебной деятельности, к самому себе, характеризующих  мотивационную готовность , которая выявляется , по мнению Л.И. Божович , в том, что ребенок стремится к функции ученика. Выделяются внешние и внутренние мотивы, привлекающие детей к школе. К внешним относятся особенности школьной жизни ,привлекающие детей внешней стороной – это красивая форма, школьные принадлежности и т. д. к внутренним мотивам относится желание учится (учиться, «чтобы быть как папа» и др.).[1, с.111]

Л.И. Божович были выделены две группы мотивов учения:

-широкие социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении. С желаниями ребенка занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

-мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в овладении новыми умениями. Навыками и знаниями.

Сплав двух потребностей ребенка: стремления занять определенную позицию в обществе людей и познавательной потребности  – способствует возникновению внутренней позиции школьника, которая выступает  критерием готовности к школьному  обучению.[1, с.130]

    1. Эмоционально-волевая готовность

В основном она понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Обсуждая проблему эмоционально-волевой  готовности к школе Д.Б. Эльконин выделил следующие параметры:

-умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

-умение ориентироваться на заданную систему требований;

-умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

-умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.[20, с.21]

Важность эмоционально-волевой  готовности обусловлена тем, что  от первоклассника потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. То есть у ребенка должна сформироваться произвольность психических процессов.[21, с.30]

3. Интеллектуальная готовность

В содержание интеллектуальной готовности включаются не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Переход к системе школьного обучения предполагает переход к системе научных понятий, которые познаются ребенком в процессе изучения школьных предметов. По мнению Л.С. Выготского ребенок должен научится различать разные стороны действительности, уметь видеть в предметах отдельные его стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки.[5, с. 30]

Для усвоения основ научного мышления, ребенку необходимо понять, что его  собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной (критичность мышления).

Ж. Пиаже выделил феномены, характеризующие  мышление 6-7 лет. Первый феномен состоит в том, что мышление дошкольника характеризуется отсутствием представления об инвариантности, которое обусловлено глобальным представлением ребенка о предмете. Другим феноменом, описанным Пиаже, является феномен эгоцентризма (центрации), который означает неспособность ребенка встать на точку зрения науки, общества. Исчезновение этих феноменов, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности и переход от эгоцентризма к центрации (когда ребенок научается видеть мир не только со своей точки зрения) обеспечивает успешный переход ребенка к школьному обучению.[16, с.68]

 

1.4.Физическая  готовность к школе

Физиологическая готовность к школе  определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка  и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

Информация о работе Готовность ребенка 7 лет к обучению в школе и её учет в общеобразовательном процессе