Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:32, курсовая работа
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить аспекты готовности детей к школе.
2.Рассмотреть методики диагностики детей семилетнего возраста к обучению в школе.
3. Выявить направления коррекционной работы с детьми не готовыми к школе.
Введение_______________________________________________________3
1.Теоретический анализ проблемы готовности детей 7 лет к школе______5
1.1.Возрастные особенности готовности к школе_____________________ 5
1.2. Специальная готовность к школе_______________________________9
1.3.Психологическая готовность к школе___________________________11
1.4.Физическая готовность к школе_______________________________ 18
2.Методология определения уровня готовности ребенка 7 лет к школе__20
2.1. Методы определения уровня подготовленности_________________ 20
2.2.Коррекционная работа с детьми не готовыми к обучению в школе__ 27
Заключение___________________________________________________ 37
Список литературы_____________________________________________40
Приложения___________________________________________________42
В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д. относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем в результате разных исследований у 40 – 60% детей 6 - 8–летнего возраста при специальном обследовании выявляются различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД), либо неврозы.[10, с.76]
С точки зрения психического развития, дети, соответствующие норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и минимальные органические нарушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Вместе с тем детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации воспитательно–образовательного процесса: снижение функций памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля.[13, с.115]
Причины, вызывающие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы, могут быть разные: тяжелое протекание беременности и осложненные роды, некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы, стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), неблагоприятные условия в семье.
С началом школьного обучения резко
возрастает нагрузка на организм ребенка.
Систематическая учебная
Готов ли организм 6–7 летнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5–7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.[19, с.8]
Необходимо помнить и о том, что все дети развиваются по–разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.
Результаты исследования морфофункционального и психофизиологического развития детей 6–10 лет показали, что в шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития. К семи годам значительно увеличивается количество физиологически «зрелых» и уменьшается число «незрелых» детей, особенно девочек.[19, с.20]
Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.[9, с.30]
Критерии физиологической
1. Уровень физического развития.
2.Уровень биологического развития.
3. Состояние здоровья.
При определении физического
Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Не случайно этот возраст называют периодом «вытягивания в длину». Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6-7-летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний.[12, с.53]
В качестве критериев биологического
возраста служат количество прорезавшихся
постоянных зубов, достижение определенных
пропорций.
Соотношение окружности головы и длины
тела становится почти таким же, как у
взрослого человека. Кроме того, увеличивается
длина рук и ног.[17, с.84]
В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.
Первая группа – дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких детей, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%.
Вторая группа
– дети, имеющие некоторые
В третью группу
входят дети, страдающие различными хроническими
заболеваниями и имеющие
Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах либо предлагается временная отсрочка поступления в школу.
У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.
Наряду с определением
показателей физического
2.Методология определения уровня готовности ребенка 7 лет к школе
2.1.
Методы определения уровня
Существуют методики определения так называемой «школьной зрелости», согласно которым в баллах оценивается готовность ребенка к школьному обучению. Если согласно заключению психолога ребенок к школе готов – нет причин не пойти туда в шестилетнем возрасте. Но если нет – стоит все же подождать, пока организм окрепнет и наберется сил, а нервная система созреет.
В целом можно выделить три основных подхода к исследованию данной проблемы: антропологический, педагогических и психологический.[20, с.32]
В рамках антропологического
подхода к решению данной проблемы
предлагается оценивать школьную зрелость
ребенка через анализ показателей
его соматического развития. С
этой целью ведется поиск
Педагогический подход предполагает оценку школьной зрелости с точки зрения овладения ребенком определенным запасом знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Перспективы подобной оценки осложняются присутствием в феномене школьной зрелости иных факторов, помимо интеллектуального, которые в данном аспекте изучения практически не затрагиваются.[14, с.210]
В этом плане более
полезными при диагностике
-первое предусматривает использование психодиагностических методов определения уровня школьной зрелости (тест Керна-Йирасека, тест Витцлака и др.).
-второе предполагает определение школьной зрелости через диагностику уровня развития психических процессов ребенка.[4, с.17]
Рассмотрим эти направления подробнее.
Тестовая методика школьной зрелости Керна—Йирасека направлена на диагностику зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития тонкой моторики руки. (Приложение 1) Его классический вариант состоит из трех заданий. Первое — рисование по памяти мужской фигуры; второе — срисовывание письменных букв; третье — срисовывание группы точек. Методика стандартизирована; результат выполнения каждого задания оценивается по 5-балльной системе (1 — высший балл, 5 — низший балл). Итоговая оценка получается путем сложения оценок всех трех заданий. Развитие детей, получивших в итоге от 3 до 6 баллов, рассматривается как высокое, выше среднего; от 7 до 11 как нормальное, среднее; от 12 до 15 ниже нормы. Я. Йирасек исследовал связь успешности выполнения этого теста и успеваемости в школе. Оказалось, что дети, хорошо справившиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но плохой результат в тесте еще не означает, что ребенок не может хорошо учиться. Поэтому И. Йирасек предлагает свой тест для выявления школьной зрелости, но его показатели нельзя использовать как основу для вывода о школьной незрелости (неготовности к школе). Отчасти это объясняется недостаточностью информации о психическом развитии ребенка, которую предоставляет этот тест. Так, он не оценивает такие важные аспекты психического развития, как интеллектуальное и речевое развитие. По этой причине позднее Йирасек ввел в тест вербальную часть, позволяющую оценивать информированность, понятливость, умение рассуждать, знание некоторых общественных норм.[4, с.300]
Диагностическая методика представляет собой метод психолого-педагогической оценки уровня школьной зрелости ребенка и позволяет с достаточно высокой степенью достоверности оценить возможность овладения ребенком современной школьной программы. В процессе исследования определяется уровень развития основных психических процессов ребенка 6-7-летнего возраста и объем имеющихся у него знаний, необходимых для обучения в школе. Помимо этого, в процессе наблюдения за деятельностью дошкольника на диагностическом занятии и вне его, а также посредством использования специальных методических средств оценивается эмоциональная и социальная готовность ребенка к обучению в школе. Таким образом, предлагаемый комплекс затрагивает все основные компоненты школьной зрелости ребенка и может использоваться для коррекционной работы с неготовыми к школе детьми.[14, с.187]
Диагностический комплекс.
И здесь оцениваются:
-ориентация в окружающей среде, запас знаний.
Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, не следует также выражать недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ. (Приложение 2)[15, с.96]
-произношение. Данные выявляются в процессе наблюдения за речью ребенка в ходе обследования.
-навыки чтения. Современная школа не требует от ребенка, посыпающего в 1-й класс обязательного умения читать. Необходимость введения данного пункта в протокол обследования на предмет определения уровня школьной зрелости обусловлена тем, что иногда для определения программы обучения педагогу бывает необходимо знать уровень знаний ребенка, в т. ч. овладение им навыками чтения. В случае если ребенок умеет читать, следует попросить его прочитать небольшой рассказ.
-развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений.
-уровень графического изображения. Для оценки данного пункта рекомендуем использовать методику «Нарисуй человека» (рисуночный тест Гулинаф-Харриса).
-особенности внимания. Для оценки устойчивости внимания используются буквенные и цифровые корректурные пробы. Для исследования переключения и распределения внимания используется методика «Шифровка».
-особенности памяти. При определении уровня школьной зрелости ребенка выявляются особенности его непосредственной и опосредованной памяти. Особенностью всех методов исследования памяти является то, что помимо простого, они предусматривают также отсроченное воспроизведение, поэтому лучше проводить их в начале диагностического занятия, чтобы в конце его можно было бы оценить отсроченное воспроизведение. Для исследования непосредственной памяти предлагается использовать методику «10 слов». Для исследования произвольной опосредованной памяти используется методика «Опосредованное запоминание при помощи пиктограмм».
-особенности мышления. Диагностика мышления производится по 4 основным параметрам: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Данное деление достаточно условно и предлагаемые методики (методика «Анализ образца», методика «Разрезанные картинки» и т.д.) затрагивают одновременно целый ряд характеристик и свойств мышления.