Готовность ребенка 7 лет к обучению в школе и её учет в общеобразовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить аспекты готовности детей к школе.
2.Рассмотреть методики диагностики детей семилетнего возраста к обучению в школе.
3. Выявить направления коррекционной работы с детьми не готовыми к школе.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________3
1.Теоретический анализ проблемы готовности детей 7 лет к школе______5
1.1.Возрастные особенности готовности к школе_____________________ 5
1.2. Специальная готовность к школе_______________________________9
1.3.Психологическая готовность к школе___________________________11
1.4.Физическая готовность к школе_______________________________ 18
2.Методология определения уровня готовности ребенка 7 лет к школе__20
2.1. Методы определения уровня подготовленности_________________ 20
2.2.Коррекционная работа с детьми не готовыми к обучению в школе__ 27
Заключение___________________________________________________ 37
Список литературы_____________________________________________40
Приложения___________________________________________________42

Файлы: 1 файл

елена.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

На первом этапе коррекционная  работа с детьми из группы «фантазеры»  должна быть направлена на создание предметной среды, способствующей развитию активной деятельности с предметами. Внимание детей в процессе работы следует обращать на реальные предметы и смысл действия с ними. Детям предлагаются задания, направленные на включение их в процесс разнообразных действий с предметами, например: «сделай кукле укол», «отремонтируй сломанную машинку», «Погладь кукле платье» и т.п.[2, с.143]

Также детям предлагаются и задания «наоборот»: подумать и сказать, где и как можно использовать какой-либо предмет кроме прямого его назначения, например лейку для полива цветов, шнурок от ботинка, пустую бутылку из-под напитка.

На втором этапе коррекционной работы детям предлагаются упражнения типа «повтори без предмета» или «выполни действие с воображаемым предметом». По условию игры следует выполнять действие с предметом в воображаемом плане, которое максимально приближено к реальному. Далее следует включить в игру описание предмета после того, как все угадают, какой предмет был загадан ведущим или очередным игроком.

Теперь задания несколько усложняются. Один ребенок выполняет действия с реальным предметом, а затем  повторяет эти же действия без него, а остальные дети определяют, точно или не совсем выполнено действие, которое необходимо повторить с максимальным приближением к реальности. На этом этапе можно использовать как индивидуальные, так и коллективные задания — дети вместе могут выполнять действия сначала с реальными предметами, а потом с воображаемыми. После этого упражнения следует предложить детям выполнить действия с воображаемыми предметами уже без предварительного, подготовительного этапа, действия с реальным предметом. Эти задания также могут выполняться как одним ребенком, так и группой детей.[20, с.180]

Далее детям предлагается поиграть в сказку. Взрослый читает или рассказывает небольшую историю и просит ребенка показать эту историю с помощью мелких игрушек или сюжетно-ролевой игры (ребенку предлагаются простейшие костюмы и игрушки). Такое же задание дети выполняют в группах. Одна группа выбирает сказку для проигрывания. Дети этой группы договариваются о способах реализации замысла, а дети второй группы должны угадать, какую сказку проигрывают дети первой группы.

Игра в сказку дает возможность  перевести последнюю из области  воображения в область предметной действительности. Задания такого типа помогают детям сконцентрировать свое внимание на предметах, его деталях, выделять существенные признаки предмета, для того чтобы наиболее точно передать его суть. Ребенок в своей деятельности идет от замысла к действиям, к опредмечиванию идеи. Это как раз то, что отсутствует у детей группы «фантазеры». [12, с.182]

Высокий уровень развития воображения достигается в дошкольном возрасте в процессе собственно продуктивной деятельности. Организации изобразительной деятельности необходимо посвятить следующий этап коррекционной работы. На этом завершающем этапе детям предлагаются задания на дорисовывание фигуры (В.В. Степанова). Они должны в штрихах, точках, линиях увидеть образ и дорисовать его.

Можно предложить детям сочинять сказки про буквы, «оживляя» их, пририсовывая им глазки, ушки, ручки, ботинки. Можно  рисовать жизнь букв в городе или в селе. А можно придумать, что буквы отправились в путешествие на корабле по морю. Главным на этих занятиях является не проговаривание истории, а ее прорисовывание.

Другая серия заданий может  быть связана с описанием сюжетной картинки. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинку и подробно описать все то, что изображено, описывая не только предметы, но и настроение людей и выдвигая возможную причину плохого или хорошего их настроения.[10, с.76]

В результате коррекционной работы у детей из группы «фантазеры» должны произойти качественные изменения в уровне психологической готовности к школьному обучению, что прямо и непосредственно связано с существенными изменениями в развитии воображения, которое должно быть представлено всеми тремя компонентами. Должны произойти существенные изменения и в деятельности детей, которая будет теперь направлена на реальный мир и действия с реальными предметами, что обеспечит возможность использования особой внутренней позиции как средства активизации познавательной деятельности.

К концу коррекционной работы «фантазеры»  должны научиться легко включаться в совместную деятельность с другими  детьми и не просто обучаться какому-либо навыку и умению, но и переносить их на другие области действительности.

Коррекционная работа с детьми, психологически не готовыми к обучению в школе, осуществляется в индивидуальных и коллективных формах. Основное содержание коррекционной работы связано с целенаправленным формированием произвольного воображения, выступающего средством развития теоретического мышления и становления учебной деятельности.[18, с.156]

 

 

Заключение

Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что поставленные в начале работы задачи были выполнены. Гипотеза сформулированная нами была доказана. Действительно готовность ребенка к школе—это комплексная и многогранная проблема, которая охватывает все сферы жизни ребенка.

Основными компонентами готовности ребёнка  к школе являются – специальная, психологическая и физическая готовность к школе.

Специальная готовность предполагает наличие таких умений, как навык письма, чтения и счета. А также важным аспектом здесь является преемственность, т.е. тот «багаж» знаний, навыков и опыта, который ребенок получил в детском саду или дома. При этом не умение писать, считать и читать не является серьезным поводом для утверждения о неготовности дошкольника к поступлению в школу.

Психологическая готовность к школьному  обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, неготовых  к школьному обучению, с целью  проведения с ними развивающую работу, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Различают личностную и социально-психологическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую готовности. Первые аспекты психологической готовности подразумевают принятие ребенком позиции школьника (выполнение правил и требований, осмысление значимости обучения и т.д.) и умение ребенком общаться со сверстниками и взрослыми, а так же способность войти в детское общество. Интеллектуальная готовность обозначает запас знаний ребенка, усвоенных за период своей жизни и ориентирование ребенка в окружающем мире. Необходимым условие этой готовности является желание ребенком узнать новое, его любознательность, сенсорное развитие и развитие образных представлений, речи и мышления. Эмоционально-волевая готовность предполагает, что ребенок должен радостно ожидать процесс обучения, стремиться преодолевать трудности, достигать результаты своей деятельности. Необходимым условием этой готовности является способность соподчинять мотивы и управлять своими эмоциями.

Физическая готовность  ребенка—это  параметры его физического развития, характерные для его возрастной группы. В ходе анализа этой готовности определяется состояние здоровья и  физического состояния ребенка, развитие анализаторных систем, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений (бег, прыжки).

 Методик для определения комплексного уровня готовности существует довольно много. В ходе работы над курсовой было выявлено два направления: первое предусматривает использование психодиагностических методов определения уровня школьной зрелости; второе предполагает определение школьной зрелости через диагностику уровня развития психических процессов ребенка. Для суждения об уровне готовности ребенка анализируются показатели по всем приведенным методикам. И к сожалению не все дети оказываются готовыми.

Выделяют две большие группы детей, не готовых к обучению в  школе: 1 группа «докризисные» и 2 группа «кризисные».

Дети первой группы, условно названные  «большие дошкольники» - не прошли в  полной мере развитие в дошкольном возрасте и в силу этого не вступили в кризис семи лет.

Дети второй группы имеют некоторые  изменения в сфере общения  со взрослыми и сверстниками, подтверждающие вхождение в кризис 7 лет, но преодолеть этот кризис они не смогли в силу рассогласованности, неравномерности процесса психического развития. В этой группе можно выделить две подгруппы: «деятели» и «фантазеры».

Коррекционную работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в играх. Потому что для детей старшего дошкольного возраста характерной деятельностью является игровая. Игра понятна ребенку и проста в реализации обучающих функций. В связи с этим методики развивающей  и восполняющей пробелы готовности психо-коррекционной работы были составлены в виде различных ролевых, сюжетных и режиссерских играх.

Исходя, из вышесказанного можно сделать  вывод: подготовка ребёнка к школе  является одной из важных задач  начального обучения и воспитания, её решение должно протекать совместными усилиями родителей, воспитателей детского сада, психологов и врачей. И это в единстве с другими задачами дошкольного образования позволит обеспечить целостное гармоническое развитие личности каждого ребёнка.

 

Список литературы

1. Божович Л.И. личность и ее  формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2.Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984. –256 с.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской  психологии. – СПб.: Союз, 1997, 224с.

4. Журова Л. Е.,.Кочурова Е. Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. С. 81-104. - Тула: Родничок, 1999. - 832 с..

5. Запорожец А.В. Интеллектуальная  подготовка детей к школе. // Дошкольное  воспитание, 1977, №8, с.30–34.

6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А.  Учителю о психологии детей  шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.

7. Кравцова Е.Е. Психологические  проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

8. Лисина М.И. О механизмах  смены ведущих деятельностей  у детей в первые семь лет  жизни.// Проблемы периодизации развития  психики в онтогенезе. – М., 1976, с. 5–6.

9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.

10.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство. Отрочество. – М., 1998.

11. Непомнящая Н.И. Становление  личности ребенка 6 – 7 лет.  – М., 1986.

12. Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе./ Практическое пособие для практических психологов, педагогов и родителей. 2001 – 256с.

13. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 240 с.

14. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

15. Особенности психического развития  детей 6–7–летнего возраста./Под  ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.  –М.: Педагогика, 1988.

16. Пиаже Ж. Избранные психологические  труды. – М.

17. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – Спб: Питер Ком, 1998 -160с..

18.Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы./ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия.1995.

19. Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»?// Справочник для родителей будущего первоклассника. - М: 1999-48с

20. Эльконин Б.Д. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей. /В.Д.Эльконин. –М.: Просвещение 1989-190с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 

 

Методика 1. Определение школьной зрелости по тесту Керна – Йирасека.

Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Процедура проведения тестирования: ребёнку даётся лист бумаги, на лицевой стороне записывается имя и фамилия ребёнка.

Инструкция:

Первое задание. «Здесь (каждому показывается лист бумаги) нарисуй какого – либо дядю так, как ты умеешь». Когда рисунок закончен, детей просят, что бы они перевернули лист, на обратной стороне которого написан образец фразы и конфигурация из 10 точек.

Второе задание формулируется  следующим образом: «посмотри здесь  что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как  это написано, и напиши то же самое».

Третье задание: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так  же их нарисовать»

Оценка результатов:

Каждое задание оценивается  баллом от 1 до 5. (1балл – высокий уровень интеллектуального развития; 2 балла – средний уровень; 3 балла - ниже среднего; 4 балла – низкий уровень; 5 баллов – очень низкий)

Критерии оценки по каждому из заданий:

Задание №1 «Рисование мужской фигуры».

1 балл – у нарисованной фигуры  должна быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (она не должна быть больше туловища). На голове – волосы (возможно шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчивается рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать элементы мужской одежды.

Информация о работе Готовность ребенка 7 лет к обучению в школе и её учет в общеобразовательном процессе