Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:32, курсовая работа
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить аспекты готовности детей к школе.
2.Рассмотреть методики диагностики детей семилетнего возраста к обучению в школе.
3. Выявить направления коррекционной работы с детьми не готовыми к школе.
Введение_______________________________________________________3
1.Теоретический анализ проблемы готовности детей 7 лет к школе______5
1.1.Возрастные особенности готовности к школе_____________________ 5
1.2. Специальная готовность к школе_______________________________9
1.3.Психологическая готовность к школе___________________________11
1.4.Физическая готовность к школе_______________________________ 18
2.Методология определения уровня готовности ребенка 7 лет к школе__20
2.1. Методы определения уровня подготовленности_________________ 20
2.2.Коррекционная работа с детьми не готовыми к обучению в школе__ 27
Заключение___________________________________________________ 37
Список литературы_____________________________________________40
Приложения___________________________________________________42
На первом этапе коррекционная работа с детьми из группы «фантазеры» должна быть направлена на создание предметной среды, способствующей развитию активной деятельности с предметами. Внимание детей в процессе работы следует обращать на реальные предметы и смысл действия с ними. Детям предлагаются задания, направленные на включение их в процесс разнообразных действий с предметами, например: «сделай кукле укол», «отремонтируй сломанную машинку», «Погладь кукле платье» и т.п.[2, с.143]
Также детям предлагаются и задания «наоборот»: подумать и сказать, где и как можно использовать какой-либо предмет кроме прямого его назначения, например лейку для полива цветов, шнурок от ботинка, пустую бутылку из-под напитка.
На втором этапе коррекционной работы детям предлагаются упражнения типа «повтори без предмета» или «выполни действие с воображаемым предметом». По условию игры следует выполнять действие с предметом в воображаемом плане, которое максимально приближено к реальному. Далее следует включить в игру описание предмета после того, как все угадают, какой предмет был загадан ведущим или очередным игроком.
Теперь задания несколько
Далее детям предлагается поиграть в сказку. Взрослый читает или рассказывает небольшую историю и просит ребенка показать эту историю с помощью мелких игрушек или сюжетно-ролевой игры (ребенку предлагаются простейшие костюмы и игрушки). Такое же задание дети выполняют в группах. Одна группа выбирает сказку для проигрывания. Дети этой группы договариваются о способах реализации замысла, а дети второй группы должны угадать, какую сказку проигрывают дети первой группы.
Игра в сказку дает возможность
перевести последнюю из области
воображения в область
Высокий уровень развития воображения достигается в дошкольном возрасте в процессе собственно продуктивной деятельности. Организации изобразительной деятельности необходимо посвятить следующий этап коррекционной работы. На этом завершающем этапе детям предлагаются задания на дорисовывание фигуры (В.В. Степанова). Они должны в штрихах, точках, линиях увидеть образ и дорисовать его.
Можно предложить детям сочинять сказки про буквы, «оживляя» их, пририсовывая им глазки, ушки, ручки, ботинки. Можно рисовать жизнь букв в городе или в селе. А можно придумать, что буквы отправились в путешествие на корабле по морю. Главным на этих занятиях является не проговаривание истории, а ее прорисовывание.
Другая серия заданий может быть связана с описанием сюжетной картинки. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинку и подробно описать все то, что изображено, описывая не только предметы, но и настроение людей и выдвигая возможную причину плохого или хорошего их настроения.[10, с.76]
В результате коррекционной работы у детей из группы «фантазеры» должны произойти качественные изменения в уровне психологической готовности к школьному обучению, что прямо и непосредственно связано с существенными изменениями в развитии воображения, которое должно быть представлено всеми тремя компонентами. Должны произойти существенные изменения и в деятельности детей, которая будет теперь направлена на реальный мир и действия с реальными предметами, что обеспечит возможность использования особой внутренней позиции как средства активизации познавательной деятельности.
К концу коррекционной работы «фантазеры» должны научиться легко включаться в совместную деятельность с другими детьми и не просто обучаться какому-либо навыку и умению, но и переносить их на другие области действительности.
Коррекционная работа с детьми, психологически не готовыми к обучению в школе, осуществляется в индивидуальных и коллективных формах. Основное содержание коррекционной работы связано с целенаправленным формированием произвольного воображения, выступающего средством развития теоретического мышления и становления учебной деятельности.[18, с.156]
Заключение
Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что поставленные в начале работы задачи были выполнены. Гипотеза сформулированная нами была доказана. Действительно готовность ребенка к школе—это комплексная и многогранная проблема, которая охватывает все сферы жизни ребенка.
Основными компонентами готовности ребёнка к школе являются – специальная, психологическая и физическая готовность к школе.
Специальная готовность предполагает наличие таких умений, как навык письма, чтения и счета. А также важным аспектом здесь является преемственность, т.е. тот «багаж» знаний, навыков и опыта, который ребенок получил в детском саду или дома. При этом не умение писать, считать и читать не является серьезным поводом для утверждения о неготовности дошкольника к поступлению в школу.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, неготовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающую работу, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Различают личностную и социально-психологическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую готовности. Первые аспекты психологической готовности подразумевают принятие ребенком позиции школьника (выполнение правил и требований, осмысление значимости обучения и т.д.) и умение ребенком общаться со сверстниками и взрослыми, а так же способность войти в детское общество. Интеллектуальная готовность обозначает запас знаний ребенка, усвоенных за период своей жизни и ориентирование ребенка в окружающем мире. Необходимым условие этой готовности является желание ребенком узнать новое, его любознательность, сенсорное развитие и развитие образных представлений, речи и мышления. Эмоционально-волевая готовность предполагает, что ребенок должен радостно ожидать процесс обучения, стремиться преодолевать трудности, достигать результаты своей деятельности. Необходимым условием этой готовности является способность соподчинять мотивы и управлять своими эмоциями.
Физическая готовность ребенка—это
параметры его физического
Методик для определения комплексного уровня готовности существует довольно много. В ходе работы над курсовой было выявлено два направления: первое предусматривает использование психодиагностических методов определения уровня школьной зрелости; второе предполагает определение школьной зрелости через диагностику уровня развития психических процессов ребенка. Для суждения об уровне готовности ребенка анализируются показатели по всем приведенным методикам. И к сожалению не все дети оказываются готовыми.
Выделяют две большие группы детей, не готовых к обучению в школе: 1 группа «докризисные» и 2 группа «кризисные».
Дети первой группы, условно названные «большие дошкольники» - не прошли в полной мере развитие в дошкольном возрасте и в силу этого не вступили в кризис семи лет.
Дети второй группы имеют некоторые изменения в сфере общения со взрослыми и сверстниками, подтверждающие вхождение в кризис 7 лет, но преодолеть этот кризис они не смогли в силу рассогласованности, неравномерности процесса психического развития. В этой группе можно выделить две подгруппы: «деятели» и «фантазеры».
Коррекционную работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в играх. Потому что для детей старшего дошкольного возраста характерной деятельностью является игровая. Игра понятна ребенку и проста в реализации обучающих функций. В связи с этим методики развивающей и восполняющей пробелы готовности психо-коррекционной работы были составлены в виде различных ролевых, сюжетных и режиссерских играх.
Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод: подготовка ребёнка к школе является одной из важных задач начального обучения и воспитания, её решение должно протекать совместными усилиями родителей, воспитателей детского сада, психологов и врачей. И это в единстве с другими задачами дошкольного образования позволит обеспечить целостное гармоническое развитие личности каждого ребёнка.
Список литературы
1. Божович Л.И. личность и ее
формирование в детском возраст
2.Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984. –256 с.
3. Выготский Л.С. Вопросы
4. Журова Л. Е.,.Кочурова Е. Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. С. 81-104. - Тула: Родничок, 1999. - 832 с..
5. Запорожец А.В.
6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
8. Лисина М.И. О механизмах
смены ведущих деятельностей
у детей в первые семь лет
жизни.// Проблемы периодизации
9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.
10.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство. Отрочество. – М., 1998.
11. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 – 7 лет. – М., 1986.
12. Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе./ Практическое пособие для практических психологов, педагогов и родителей. 2001 – 256с.
13. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 240 с.
14. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.
15. Особенности психического
16. Пиаже Ж. Избранные
17. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – Спб: Питер Ком, 1998 -160с..
18.Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы./ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия.1995.
19. Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»?// Справочник для родителей будущего первоклассника. - М: 1999-48с
20. Эльконин Б.Д. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей. /В.Д.Эльконин. –М.: Просвещение 1989-190с.
Приложение 1
Методика 1. Определение школьной зрелости по тесту Керна – Йирасека.
Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Процедура проведения тестирования: ребёнку даётся лист бумаги, на лицевой стороне записывается имя и фамилия ребёнка.
Инструкция:
Первое задание. «Здесь (каждому показывается лист бумаги) нарисуй какого – либо дядю так, как ты умеешь». Когда рисунок закончен, детей просят, что бы они перевернули лист, на обратной стороне которого написан образец фразы и конфигурация из 10 точек.
Второе задание формулируется следующим образом: «посмотри здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое».
Третье задание: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать»
Оценка результатов:
Каждое задание оценивается баллом от 1 до 5. (1балл – высокий уровень интеллектуального развития; 2 балла – средний уровень; 3 балла - ниже среднего; 4 балла – низкий уровень; 5 баллов – очень низкий)
Критерии оценки по каждому из заданий:
Задание №1 «Рисование мужской фигуры».
1 балл – у нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (она не должна быть больше туловища). На голове – волосы (возможно шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчивается рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать элементы мужской одежды.