Игра как средство воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть возможности и значение игры, как средства воспитания детей дошкольного возраста.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: - раскрыть понятие и сущность игры; - выявить влияние игры как средства формирования личности дошкольника; - выяснить в практической части, создают ли музыкально-дидактические игры влияние на развитие певческих навыков на детей дошкольного возраста; - рассмотреть психолого-педагогические особенности игры; - провести экспериментальное исследование процесса воспитания бережного отношения к природе у дошкольников посредством игры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………5
1.1. Понятие, значение и сущность игры………………………………………5
1.2. Игра как средство формирования личности дошкольника………………8
1.3. Психолого-педагогические особенности игры…………………………...10
1.4. Воспитание в играх дружеских взаимоотношений………………………11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ………………………………..17
2.1. Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы дошкольников (констатирующий эксперимент)…………………………………………………………………….18
2.2. Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у дошкольников (формирующий эксперимент)…………………….28
2.3. Контрольный эксперимент и его результаты……………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42

Файлы: 1 файл

Игра как средство воспитания (1).doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)


«ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………5

1.1. Понятие, значение  и сущность игры………………………………………5

1.2. Игра как средство  формирования личности дошкольника………………8

1.3. Психолого-педагогические  особенности игры…………………………...10

1.4. Воспитание  в играх дружеских взаимоотношений………………………11

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ………………………………..17

2.1. Обследование и  анализ уровня сформированности  знаний о многообразии живой  природы дошкольников (констатирующий  эксперимент)…………………………………………………………………….18

2.2. Система  организации формирования знаний  о многообразии живой природы у дошкольников (формирующий эксперимент)…………………….28

2.3. Контрольный  эксперимент и его результаты……………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим средством  воспитания и  развития для детей является игра. Во время игры у ребенка формируются  все стороны его личности во взаимодействии и единстве. В различных играх  это отражается по-разному. Творческие игры, такие как рисование, лепка, аппликация и другие, главным оружием служит замысел игры, а так же игровые переживания, которые с ним связаны. Такие игры активно способствуют развитию воображения, внутреннего мира ребенка, к его позитивным эмоциям и переживаниям. Игры с правилами учат преодолению препятствий и достижение поставленной задачи.

Игра имеет огромное образовательное значение. Если объединить обучение с игрой ребенку будет  проще освоить и запомнить  изучаемый материал. Игры с самого раннего возраста способствуют развитию умственных способностей, воображения, памяти, внимания. Дети, особенно дошкольники, всегда очень наблюдательны. В повседневной жизни они копируют модель поведения близких, их настроение и привычки. Именно с помощью ролевых  игр ребенок воспринимает жизнь взрослого.

Самое главное в игровом  воспитании – заинтересовать ребенка, увлечь в игру. Дошкольник практически  все усваивает через восприятие, поэтому следует позаботиться о  положительных эмоциях ребенка  во время  игры.

Для детей игра – это  способ исследования, познания и ориентация в реальном мире, не стоит лишать ребенка такого удовольствия, а наоборот лучше чаще играть и развиваться, для каждого ребенка - это способность осознать себя и окружение.

Формулировка  проблемы. Какое значение имеет игра на воспитание детей дошкольного возраста?

Объект исследования – дети дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа).

Предмет исследования – игра и игровая деятельность дошкольников.

Цель исследования: рассмотреть возможности и значение игры, как средства воспитания детей дошкольного возраста.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть понятие  и сущность игры;

- выявить влияние игры  как средства формирования личности  дошкольника;

- выяснить в практической  части, создают ли музыкально-дидактические  игры  влияние на развитие певческих навыков на детей дошкольного возраста;

- рассмотреть психолого-педагогические  особенности игры;

- провести экспериментальное  исследование процесса воспитания  бережного отношения к природе  у дошкольников посредством игры.

Исследование проходило в три этапа:

- констатирующий этап, на котором были выявлены уровни  экологических представлений о  многообразии живой природы у  детей дошкольного возраста;

- формирующий этап, был  направлен на формирование экологических  знаний о многообразии живой природы у дошкольников;

- контрольный этап, который  позволил оценить эффективность  игры, как средства формирования  экологических знаний о многообразии  живой природы.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (МДОУ) № 13 «Теремок» г. Климовск, средняя группа.

 

 

ГЛАВА 1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Понятие, значение и сущность игры

 

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», и мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и объективного объяснения разных форм игры.

Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе хронологически первой является ролевая игра, служащая главнейшим источником формирования социального  сознания ребенка в дошкольном возрасте. Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание, сравнивая с другими видами деятельности. Игра может быть вызвана потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания. Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесны и многообразны. Всякая игра, прежде всего, свободная, вольная деятельность.

Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что  возникает в самом процессе исполнения игрового действия.

 

Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, потребность изменить окружение. Когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности.

Самостоятельность ребенка  в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово  повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным. В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, что в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

Значение игры для  формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".

В игре как в ведущей  деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет  способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок  не знает нового переживания, которое  связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.

Предисловием игры становится способность, перенесение одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.

Игра в придуманной  ситуации освобождает от ситуативной  связи. В игре ребенок обучается  действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что  мотивы игры заключаются в многообразных  переживаниях, значимых для  играющего  сторон действительности. Игра, как  и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для  индивида по их собственному внутреннему  содержанию. В этом основная особенность  игровой деятельности и в этом ее основное очарование.

Вторая – характерная  – особенность игры заключается  в том, что игровое действие реализует  многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным  в осуществлении вытекающих из них  целей теми средствами или способами  действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.  

Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию  его деятельности, и ограниченностью  его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная  особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры.

 

1.2. Игра как средство формирования личности дошкольника

 

В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса в формировании личности дошкольника во многом зависит от грамотного педагогического руководства.

Педагогически правильно  организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного  самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с  общепринятыми нормами и правилами  познания окружающей природы.

При выборе направления руководства играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому строить педагогический процесс формирования личности дошкольника нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.

Определяя место игры в педагогическом процессе, следует  также учитывать её связи с  трудом детей и обучением на занятиях.

В последние годы резко  возросло внимание к проблеме игр, обозначились потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приёмов в практику обучения и воспитания, применением новых видов игровой деятельности.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой  и неживой природе. В игры включаются дидактические игрушки, разнообразный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различное лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.

При отборе игр для  дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:

- игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач, которые решаются на данном возрастном этапе;

- игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные знания и стимулировать к усвоению новых;

- содержание игры не должно противоречить имеющимся знаниям , формируемым в процессе других видов деятельности;

- игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения;

- предпочтение отдается тем играм, которые обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;

Информация о работе Игра как средство воспитания