Игра как средство воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть возможности и значение игры, как средства воспитания детей дошкольного возраста.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: - раскрыть понятие и сущность игры; - выявить влияние игры как средства формирования личности дошкольника; - выяснить в практической части, создают ли музыкально-дидактические игры влияние на развитие певческих навыков на детей дошкольного возраста; - рассмотреть психолого-педагогические особенности игры; - провести экспериментальное исследование процесса воспитания бережного отношения к природе у дошкольников посредством игры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………5
1.1. Понятие, значение и сущность игры………………………………………5
1.2. Игра как средство формирования личности дошкольника………………8
1.3. Психолого-педагогические особенности игры…………………………...10
1.4. Воспитание в играх дружеских взаимоотношений………………………11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ………………………………..17
2.1. Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы дошкольников (констатирующий эксперимент)…………………………………………………………………….18
2.2. Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у дошкольников (формирующий эксперимент)…………………….28
2.3. Контрольный эксперимент и его результаты……………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42

Файлы: 1 файл

Игра как средство воспитания (1).doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

- для того, чтобы игра выступала эффективным средством, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Подбор и введение в педагогический процесс игр  производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей  опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Серия игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения включает два блока:

- игры для развития эстетического восприятия (чувства прекрасного);

- игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников.

 

1.3. Психолого-педагогические  особенности игры

 

Ранее рассмотренные определения игры, её значений в личностном развитии детей дошкольного возраста позволяют выделить следующие психологические особенности игры:

1. Игра представляет  собой форму активного отражения  ребенком окружающей его жизни  людей.

2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями.

3. Игра, как и всякая  другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому  она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой  творческого отражения ребенком  действительности. Играя, дети вносят  в свои игры много собственных  выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование  знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6. В развернутой форме  игра представляет собой коллективную  деятельность. Все участники игры  находятся в отношениях сотрудничества.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:

- от начала к концу;

- от первой игры к последующим играм той же группы детей;

- наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим.

8. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком  окружающего мира путем активного  соучастия в труде и повседневной  жизни людей.

Средствами игры являются:

- знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

- способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

- нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

 

1.4. Воспитание в играх дружеских  взаимоотношений

 

Умение совместно действовать  служит основой для воспитания дружеских  взаимоотношений детей. В коллективной игре формируются навыки, необходимые  для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию. 
Процесс воспитания дружеских взаимоотношений в игре осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. В группах раннего возраста подготовка к совместной деятельности в строительной игре начинается с того момента, когда детей знакомят с кубиками и кирпичиками.

Малыши овладевают несложными умениями, приобретают некоторые элементарные знания о строительном материале и его использовании. В первой группе раннего возраста (9—12 месяцев) игры-занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком. Детям показывают кубики, а затем кирпичики, учат их правильно называть и различать строительные детали: «кубик — кубики», «кирпичик — кирпичики». На практике малыши усваивают некоторые их свойства: кубики всегда одинаково выглядят, на какую плоскость их ни положи, кирпичик можно поставить, положить. Разная окраска строительных деталей тоже помогает различать и эмоционально воспринимать их.

Подготавливая детей к совместным игровым действиям со строительным материалом, педагог продолжает воспитывать  интерес к играм-занятиям, целенаправленность и сосредоточенность при выполнении построек. Малыши постепенно накапливают опыт игровых действий. Постройки их становятся более разнообразными, в них отображаются знакомые ребенку предметы (стол, стул, кровать, лестница, домик, машина). В первой половине года игры-занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком; по мере усвоения необходимых действий — с группами в 4—6 человек. К концу года группы могут увеличиваться до 8—10 детей.

Игры-занятия не должны проходить  стереотипно. При каждом повторном показе воспитатель предлагает детям новые образные игрушки. Например, при постройке стола на одном занятии можно предложить куклу и тарелочку с фруктами (вылепленными из пластилина или глины и окрашенными педагогом или старшими детьми), на другом — куклу и конфеты-игрушки в вазе. Обучая строить лесенку, воспитатель вводит в игру то куклу, то петушка, то зайца.

Как правило, все игровые действия педагог демонстрирует сам, на повторных  занятиях можно предложить детям  поиграть без предварительного показа, способствуя этим развитию их самостоятельности.

В ходе игры-занятия педагог высказывает  свое отношение к некоторым действиям  детей («Нельзя отбирать игрушку  у Коли (Нины и пр.). Это нехорошо»), своим одобрением вызывает у ребят  чувство удовлетворения от совместной дружной работы («Все дети построили санки, все интересно поиграли. И Саша, и Володя, и Аня, и Оля — все!»).

Когда малыши усваивают целевое  назначение построек, накапливают опыт игровых действий с ними, следует  показать им, как можно, используя  постройки, играть вместе. Например, к Олиной кукле придет в гости кукла Аня, они будут скатываться с горки на предложенных воспитателем санках. Куклам весело, они «смеются» и «просят» девочек еще раз прокатить их. Малыши поочередно катают кукол. Такая игра сближает ребят, вызывая интерес друг к другу.

Одним из способов объединения игровых  действий детей являются постройки  самого воспитателя. Они могут быть сложнее тех, которые предлагаются ребятам, и больше по размеру, чтобы  с ними играли одновременно 2—3 человека. Например, педагог строит машину из длинной пластины и большого кубика и приглашает детей покатать на ней своих кукол: «Машина большая, на нее можно усадить много кукол. Кто хочет покатать своих кукол, сажайте их в машину». Сначала воспитатель сам ведет машину, а затем предлагает это сделать детям. Важно, чтобы каждый ребенок принял активное участие в игре. Если детей более четырех, можно построить 2 или 3 машины. В заключение игры следует сказать: «Все дети интересно играли, всех кукол покатали на машинах. Хорошо играли».

В условиях целенаправленного воспитания к началу третьего года жизни наблюдаются  большие изменения в психофизическом  развитии детей. Они способны хорошо понимать речь взрослого, когда говорится  о знакомых предметах и явлениях. Расширяются возможности их общения со сверстниками. Усиливается интерес друг к другу, к деятельности товарищей. В этом возрасте ребенок способен к простейшим формам совместной строительной игры, к проявлению нравственных чувств.

В связи с развитием детей  задача воспитания усложняется. Следует учить их внимательно относиться к играм других ребят, не мешать друг другу строить, не отбирать игрушки, проявлять приветливое отношение к товарищам, стремление помочь им, радоваться общему успеху. В первой и второй младших группах дети сначала учатся выполнять постройки индивидуально. Так, например, каждый ребенок делает кроватку, а воспитатель затем сдвигает их в ряд, образуя единое целое — спальню. Малыши невольно общаются друг с другом и получают первые уроки общей несложной игры. Игровые действия воспитатель сопровождает пояснением: «Все куклы лягут спать. Мы споем им песенку: «Баю-баю, куколки, не шумите, детки!» и т. п. Или дети учатся строить стулья. Педагог сдвигает три-четыре стула в ряд - получается диван. Куклы, сидящие рядом, отдыхают на нем, разговаривают, потом идут гулять.

Постепенно деятельность детей  усложняется. Например, воспитатель  предлагает каждому ребенку построить  дорожку, направляя ее в сторону  соседа. В результате получается общая  дорога длиною во весь стол. По ней могут ходить куклы всех строителей, ездить все автомобили. Совместными усилиями может быть построен аквариум, где будут плавать рыбки всех детей, и др. Или к домику (гаражу), сделанному воспитателем, каждый из детей пристраивает свою дорожку. В домике будут жить куклы ребят, строивших дорожки, в гараже — стоять машины, приехавшие по этим дорожкам.

Более трудная  задача — осуществление одной  постройки двумя малышами, например: моста с двумя спусками, башни  с двумя лестницами, ворот и  др. Сначала воспитатель показывает готовую постройку, вызывая у детей интерес к ней, желание выполнить такую же. Затем поясняет, что должен сделать каждый ребенок. Готовые спуски, построенные детьми в виде лесенок, педагог соединяет общим перекрытием — получается мост. Дети играют с куклами, машинами и мостом.

На следующем  этапе решается более сложная  задача - обучение детей умению создавать  вместе одну постройку поочередными действиями (башню, двухрельсовую линию  и др.): на кубик одного ребенка  другой ставит свой кубик, к кирпичику одного ребенка сосед прикладывает свой кирпичик и т. д. С готовой постройкой самостоятельно или с помощью воспитателя малыши организуют несложную сюжетную игру.

Так, в ходе игр-занятий формируется общность положительных переживаний, согласованность и точность действий и движений в игре и стройке. Осуществляется переход от индивидуальной деятельности к совместной, т. е. появляются первые ростки сотрудничества, навыки совместного действия.

В играх дети упражняются в выполнении правил нравственного поведения: проявляют вежливость, доброжелательное отношение к товарищам, стремление делиться деталями строительного набора, положительно относятся к совместной стройке, игре, проявляют отзывчивость, сдержанность. В ходе игры педагог должен не только называть игровые действия, но и сопровождать их словами, воздействующими на эмоциональное восприятие ребенка: «Вместе играть интересно»; «Дети будут строить дружно». Следует поощрять положительные проявления в поведении малышей: «Аня молодец — она сама дала кубик Оле»; «Витя умеет дружно играть» и т. п.

Психофизическое развитие детей средней группы идет по пути дальнейшего совершенствования. Речь ребят становится более связной  и последовательной. Они способны общаться со взрослыми и сверстниками, проявляют интерес к совместной деятельности, объединяются в небольшие группы. Дети этого возраста могут строить по собственному замыслу, но их замыслы еще неустойчивы и часто реализуются лишь с помощью педагога.

Творческая  игра с несложным сюжетом начинает занимать в их деятельности ведущее место.

В старшей  группе развитие связной речи и словесного мышления способствует появлению более  сложных форм общения детей со взрослыми и сверстниками. Дошкольники  проявляют значительную самостоятельность  в развитии сюжета строительной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творчества. Дети этого возраста способны подчинять свою деятельность поставленной цели, правильно оценивать полученные результаты.

Задача педагога — закреплять умение детей выполнять  вдвоем постройку более сложной конструкции, чем в средней группе, постепенно увеличивая число строителей до трех-четырех; подчеркивать значение предварительного обдумывания и планирования конструктивной деятельности и игры (о чем договариваться, как подготовиться к совместному дружному выполнению постройки и т. д.); объяснять важность согласованности совместных действий, настойчивости в преодолении трудностей.

Педагог должен раскрыть детям взаимоотношения  взрослых в строительном труде. Этой цели могут служить экскурсии на строительные объекты, где ребята увидят, как одни люди привозят стройматериалы, другие подают их к месту работы, третьи вставляют рамы, двери и т. д. Желательно, чтобы строительные процессы комментировал кто-либо из работающих на стройке, обращая внимание детей на слаженный труд бригады, на дружеские взаимоотношения ее членов.

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

 

Экспериментальная работа по проблеме использования игры в формировании бережного отношения к природе детей пятого года жизни проводилась на базе МДОУ № 13 «Теремок» г. Климовска, Московской области. В ней принимали участие дети средней группы.

Список детей средней группы.

Полина Н. - Аня К.

Юра Д. - Арина О.

Руслан К. - Аня Р.

Павел Р. - Ксюша Т.

Саша С. - Олег К.

Настя А. - Матвей С.

Андрей Ю. - Антон Г.

Ксюша В. - Даша К.

Саша А. - Люда Р.

Слава Ш. - Лайли К.

Исследование проходило  в три этапа:

- констатирующий этап, на котором выявлены уровни  экологических представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста;

- формирующий этап, направленный  на формирование экологических  знаний о многообразии живой  природы у дошкольников;

- контрольный этап, который  позволил оценить эффективность  игры, как средства формирования экологических знаний о многообразии живой природы.

Информация о работе Игра как средство воспитания