Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть возможности и значение игры, как средства воспитания детей дошкольного возраста.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: - раскрыть понятие и сущность игры; - выявить влияние игры как средства формирования личности дошкольника; - выяснить в практической части, создают ли музыкально-дидактические игры влияние на развитие певческих навыков на детей дошкольного возраста; - рассмотреть психолого-педагогические особенности игры; - провести экспериментальное исследование процесса воспитания бережного отношения к природе у дошкольников посредством игры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………5
1.1. Понятие, значение и сущность игры………………………………………5
1.2. Игра как средство формирования личности дошкольника………………8
1.3. Психолого-педагогические особенности игры…………………………...10
1.4. Воспитание в играх дружеских взаимоотношений………………………11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ………………………………..17
2.1. Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы дошкольников (констатирующий эксперимент)…………………………………………………………………….18
2.2. Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у дошкольников (формирующий эксперимент)…………………….28
2.3. Контрольный эксперимент и его результаты……………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42
- для того, чтобы игра выступала эффективным средством, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
Подбор и введение в педагогический процесс игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Серия игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения включает два блока:
- игры для развития эстетического восприятия (чувства прекрасного);
- игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников.
1.3. Психолого-педагогические особенности игры
Ранее рассмотренные определения игры, её значений в личностном развитии детей дошкольного возраста позволяют выделить следующие психологические особенности игры:
1. Игра представляет
собой форму активного
2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями.
3. Игра, как и всякая
другая человеческая
4. Игра является формой
творческого отражения
5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.
6. В развернутой форме
игра представляет собой
7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:
- от начала к концу;
- от первой игры к последующим играм той же группы детей;
- наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим.
8. Игра, как вид деятельности,
направлена на познание
Средствами игры являются:
- знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;
- способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;
- нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
1.4. Воспитание в играх дружеских взаимоотношений
Умение совместно действовать
служит основой для воспитания дружеских
взаимоотношений детей. В коллективной
игре формируются навыки, необходимые
для дальнейшей самостоятельной
деятельности, складываются дружеские
взаимоотношения, которые облегчают подготовку
детей к обучению, к активному общению
в условиях школы, закрепляются и совершенствуются
умения, приобретенные на занятиях по
конструированию.
Процесс воспитания дружеских взаимоотношений
в игре осуществляется на протяжении всего
дошкольного детства. В группах раннего
возраста подготовка к совместной деятельности
в строительной игре начинается с того
момента, когда детей знакомят с кубиками
и кирпичиками.
Малыши овладевают несложными умениями, приобретают некоторые элементарные знания о строительном материале и его использовании. В первой группе раннего возраста (9—12 месяцев) игры-занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком. Детям показывают кубики, а затем кирпичики, учат их правильно называть и различать строительные детали: «кубик — кубики», «кирпичик — кирпичики». На практике малыши усваивают некоторые их свойства: кубики всегда одинаково выглядят, на какую плоскость их ни положи, кирпичик можно поставить, положить. Разная окраска строительных деталей тоже помогает различать и эмоционально воспринимать их.
Подготавливая детей к совместным игровым действиям со строительным материалом, педагог продолжает воспитывать интерес к играм-занятиям, целенаправленность и сосредоточенность при выполнении построек. Малыши постепенно накапливают опыт игровых действий. Постройки их становятся более разнообразными, в них отображаются знакомые ребенку предметы (стол, стул, кровать, лестница, домик, машина). В первой половине года игры-занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком; по мере усвоения необходимых действий — с группами в 4—6 человек. К концу года группы могут увеличиваться до 8—10 детей.
Игры-занятия не должны проходить стереотипно. При каждом повторном показе воспитатель предлагает детям новые образные игрушки. Например, при постройке стола на одном занятии можно предложить куклу и тарелочку с фруктами (вылепленными из пластилина или глины и окрашенными педагогом или старшими детьми), на другом — куклу и конфеты-игрушки в вазе. Обучая строить лесенку, воспитатель вводит в игру то куклу, то петушка, то зайца.
Как правило, все игровые действия педагог демонстрирует сам, на повторных занятиях можно предложить детям поиграть без предварительного показа, способствуя этим развитию их самостоятельности.
В ходе игры-занятия педагог
Когда малыши усваивают целевое назначение построек, накапливают опыт игровых действий с ними, следует показать им, как можно, используя постройки, играть вместе. Например, к Олиной кукле придет в гости кукла Аня, они будут скатываться с горки на предложенных воспитателем санках. Куклам весело, они «смеются» и «просят» девочек еще раз прокатить их. Малыши поочередно катают кукол. Такая игра сближает ребят, вызывая интерес друг к другу.
Одним из способов объединения игровых действий детей являются постройки самого воспитателя. Они могут быть сложнее тех, которые предлагаются ребятам, и больше по размеру, чтобы с ними играли одновременно 2—3 человека. Например, педагог строит машину из длинной пластины и большого кубика и приглашает детей покатать на ней своих кукол: «Машина большая, на нее можно усадить много кукол. Кто хочет покатать своих кукол, сажайте их в машину». Сначала воспитатель сам ведет машину, а затем предлагает это сделать детям. Важно, чтобы каждый ребенок принял активное участие в игре. Если детей более четырех, можно построить 2 или 3 машины. В заключение игры следует сказать: «Все дети интересно играли, всех кукол покатали на машинах. Хорошо играли».
В условиях целенаправленного воспитания
к началу третьего года жизни наблюдаются
большие изменения в
В связи с развитием детей задача воспитания усложняется. Следует учить их внимательно относиться к играм других ребят, не мешать друг другу строить, не отбирать игрушки, проявлять приветливое отношение к товарищам, стремление помочь им, радоваться общему успеху. В первой и второй младших группах дети сначала учатся выполнять постройки индивидуально. Так, например, каждый ребенок делает кроватку, а воспитатель затем сдвигает их в ряд, образуя единое целое — спальню. Малыши невольно общаются друг с другом и получают первые уроки общей несложной игры. Игровые действия воспитатель сопровождает пояснением: «Все куклы лягут спать. Мы споем им песенку: «Баю-баю, куколки, не шумите, детки!» и т. п. Или дети учатся строить стулья. Педагог сдвигает три-четыре стула в ряд - получается диван. Куклы, сидящие рядом, отдыхают на нем, разговаривают, потом идут гулять.
Постепенно деятельность детей усложняется. Например, воспитатель предлагает каждому ребенку построить дорожку, направляя ее в сторону соседа. В результате получается общая дорога длиною во весь стол. По ней могут ходить куклы всех строителей, ездить все автомобили. Совместными усилиями может быть построен аквариум, где будут плавать рыбки всех детей, и др. Или к домику (гаражу), сделанному воспитателем, каждый из детей пристраивает свою дорожку. В домике будут жить куклы ребят, строивших дорожки, в гараже — стоять машины, приехавшие по этим дорожкам.
Более трудная задача — осуществление одной постройки двумя малышами, например: моста с двумя спусками, башни с двумя лестницами, ворот и др. Сначала воспитатель показывает готовую постройку, вызывая у детей интерес к ней, желание выполнить такую же. Затем поясняет, что должен сделать каждый ребенок. Готовые спуски, построенные детьми в виде лесенок, педагог соединяет общим перекрытием — получается мост. Дети играют с куклами, машинами и мостом.
На следующем этапе решается более сложная задача - обучение детей умению создавать вместе одну постройку поочередными действиями (башню, двухрельсовую линию и др.): на кубик одного ребенка другой ставит свой кубик, к кирпичику одного ребенка сосед прикладывает свой кирпичик и т. д. С готовой постройкой самостоятельно или с помощью воспитателя малыши организуют несложную сюжетную игру.
Так, в ходе
игр-занятий формируется
В играх дети упражняются в выполнении правил нравственного поведения: проявляют вежливость, доброжелательное отношение к товарищам, стремление делиться деталями строительного набора, положительно относятся к совместной стройке, игре, проявляют отзывчивость, сдержанность. В ходе игры педагог должен не только называть игровые действия, но и сопровождать их словами, воздействующими на эмоциональное восприятие ребенка: «Вместе играть интересно»; «Дети будут строить дружно». Следует поощрять положительные проявления в поведении малышей: «Аня молодец — она сама дала кубик Оле»; «Витя умеет дружно играть» и т. п.
Психофизическое развитие детей средней группы идет по пути дальнейшего совершенствования. Речь ребят становится более связной и последовательной. Они способны общаться со взрослыми и сверстниками, проявляют интерес к совместной деятельности, объединяются в небольшие группы. Дети этого возраста могут строить по собственному замыслу, но их замыслы еще неустойчивы и часто реализуются лишь с помощью педагога.
Творческая игра с несложным сюжетом начинает занимать в их деятельности ведущее место.
В старшей группе развитие связной речи и словесного мышления способствует появлению более сложных форм общения детей со взрослыми и сверстниками. Дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творчества. Дети этого возраста способны подчинять свою деятельность поставленной цели, правильно оценивать полученные результаты.
Задача педагога — закреплять умение детей выполнять вдвоем постройку более сложной конструкции, чем в средней группе, постепенно увеличивая число строителей до трех-четырех; подчеркивать значение предварительного обдумывания и планирования конструктивной деятельности и игры (о чем договариваться, как подготовиться к совместному дружному выполнению постройки и т. д.); объяснять важность согласованности совместных действий, настойчивости в преодолении трудностей.
Педагог должен раскрыть детям взаимоотношения взрослых в строительном труде. Этой цели могут служить экскурсии на строительные объекты, где ребята увидят, как одни люди привозят стройматериалы, другие подают их к месту работы, третьи вставляют рамы, двери и т. д. Желательно, чтобы строительные процессы комментировал кто-либо из работающих на стройке, обращая внимание детей на слаженный труд бригады, на дружеские взаимоотношения ее членов.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Экспериментальная работа по проблеме использования игры в формировании бережного отношения к природе детей пятого года жизни проводилась на базе МДОУ № 13 «Теремок» г. Климовска, Московской области. В ней принимали участие дети средней группы.
Список детей средней группы.
Полина Н. - Аня К.
Юра Д. - Арина О.
Руслан К. - Аня Р.
Павел Р. - Ксюша Т.
Саша С. - Олег К.
Настя А. - Матвей С.
Андрей Ю. - Антон Г.
Ксюша В. - Даша К.
Саша А. - Люда Р.
Слава Ш. - Лайли К.
Исследование проходило в три этапа:
- констатирующий этап, на котором выявлены уровни экологических представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста;
- формирующий этап, направленный на формирование экологических знаний о многообразии живой природы у дошкольников;
- контрольный этап, который
позволил оценить