Игра как средство воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть возможности и значение игры, как средства воспитания детей дошкольного возраста.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: - раскрыть понятие и сущность игры; - выявить влияние игры как средства формирования личности дошкольника; - выяснить в практической части, создают ли музыкально-дидактические игры влияние на развитие певческих навыков на детей дошкольного возраста; - рассмотреть психолого-педагогические особенности игры; - провести экспериментальное исследование процесса воспитания бережного отношения к природе у дошкольников посредством игры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………5
1.1. Понятие, значение и сущность игры………………………………………5
1.2. Игра как средство формирования личности дошкольника………………8
1.3. Психолого-педагогические особенности игры…………………………...10
1.4. Воспитание в играх дружеских взаимоотношений………………………11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ………………………………..17
2.1. Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы дошкольников (констатирующий эксперимент)…………………………………………………………………….18
2.2. Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у дошкольников (формирующий эксперимент)…………………….28
2.3. Контрольный эксперимент и его результаты……………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42

Файлы: 1 файл

Игра как средство воспитания (1).doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

 

2.1. Обследование и анализ  уровня сформированности знаний  о многообразии живой природы  дошкольников (констатирующий эксперимент)

 

Цель:

- проанализировать педагогические  условия экологического образования детей дошкольного возраста;

- выявить уровень сформированности  представлений о многообразии  живой природы у детей дошкольного  возраста.

В своей работе я исходила из того, что воспитание бережного  отношения к природе дошкольников возможно при определённых условиях. В дошкольном учреждении созданы все условия для формирования экологических знаний о многообразии живой природы.

На участке есть сад, где растут вишни, смородина, яблони, шиповник, рябина и др. плодовые деревья  и кустарники. Отведено место под огород, где у каждой группы есть своя грядка. Вместе с взрослыми дети выращивают редис, свеклу, кабачки, морковь, укроп, лук, петрушку, огурцы. На прогулках дети наблюдают за ростом этих овощей, ухаживают за ними.

Для каждой группы силами воспитателей и родителей разбиты цветники. Здесь растут и тюльпаны, и васильки, и бархотки, и ромашки, люпины, астры и др. декоративные растения.

В детском саду в групповой  комнате дошкольников оборудован «живой уголок», где нашли своё место  не только комнатные растения (аспарагус, колеус, сансевьера, папоротник, разные сорта фиалок и многие другие растения), но и такие животные, как черепаха и морская свинка. Кроме всего прочего, в «живом уголке» очень удобно размещён аквариум, в котором обитают скалярии, разноцветные гуппи, меченосцы, вуалехвост.

Для ухода за живыми обитателями  уголка имеется всё необходимое  оборудование: тряпочки для мытья, палочки  для рыхления, тазики для воды, клеёнки, фартучки, стаканчики для рассады  и т.п.

Для проведения экспериментально-исследовательской деятельности в группе имеются лупы, колбочки, семена различных растений, трав, заранее заготовленная земля и др.

В групповой комнате также оборудован макет «лесной зоны», где имитирована природа лесной зоны. Там же присутствуют фигуры лесных обитателей. Дети имеют возможность познавать не только строение диких животных, но и изучать условия их обитания.

Для проведения занятий  и игровой деятельности куплены  наглядные пособия: специальные  картины о природе, таблицы о  строении животных и растений, плакаты с изображением природных сообществ, диафильмы, видеокассеты с записями телевизионных программ о жизни животных и растений. В книжном уголке специально отведён раздел, где имеются книги о живом мире разных писателей.

Руками воспитателей изготовлено очень много дидактических игр экологического содержания, среди которых имеются и о живой природе, например: "Птички на кормушках", "Пищевые цепочки", "Угадай правило", "Угадай по запаху", "Узнай по описанию", "Лото", "Кто где живёт?", "Вот так овощ, вот так фрукт", "Найди пару", "Вершки – корешки", "Усик, луковка, розетка", "Что сначала, что потом", "С чьей ветки листок", "Сложи растение, животного из частей" и другие.

Анализируя планирование воспитательно-образовательного процесса по проблеме формирования знаний о многообразии живой природы, можно сделать следующие выводы:

- нет системы в планировании  работы по формированию экологических  знаний о многообразии живой  природы;

- перспективного планирования  по данной проблеме не существует;

- однообразие методов и приёмов при планировании.

Если работа по формированию знаний о природе ведётся безсистемно, то возникает потребность в определении  уровня знаний дошкольников о живой природе.

Для оценки уровня экологических  представлений детей была использована диагностика экологической воспитанности на основе критериев, выделенных Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцевой и др. В ней принимала участие вся средняя группа.

Параметрами оценки знаний о природе являлись: полнота, существенность, обобщённость, системность, а также познавательный интерес детей, осознание ценности природы, эмоционально-эстетический компонент, гуманные чувства, трудовые умения и навыки.

Диагностика представляла собой серию вопросов, проблемных и игровых заданий, предложенных детям всей группы. Вопросы и задания распределены на блоки.

I. Выявление полноты знаний о живой природе.

Вопросы и игровые  задания:

- какие признаки живого  ты знаешь?;

- назови комнатные  растения в группе?;

- каких животных ты  знаешь? (по картинкам);

- назови сезоны года (по картинкам);

- д/и "Хорошо –  плохо" (хорошие и плохие поступки  по отношению к природе);

- д/и "Узнай по  голосу животного"/

II. Существенность знаний.

- расскажите, как передвигаются  эти животные? Почему?;

- какие условия нужны  растениям для роста?;

- какое время года  изображено на картинках? Как  ты узнал?

- что общего у животных, растений и человека?;

- д/и "Угадай, про  кого расскажу";

- д/и "Живое –  неживое".

- отчего некоторые  животные бегают, другие ползают  (плавают, летают, лазают);

- нужны ли животным растения;

- могут ли растения  обойтись без животных.

III. Обобщённость знаний.

- д/и "Лото" (назови  одним словом всё, что изображено  на картинках);

- опиши, какой бывает  природа зимой, весной, летом, осенью?;

- что должен сделать  человек, чтобы вырастить растение?;

- разложи картинки  на две группы: растения – животные.

- чем живая природа  отличается от неживой;

- какие живые существа  ты знаешь? Что их объединяет?

- чем животные похожи  на растения;

- что нужно всем животным на земле. Отбери картинки, на которых нарисовано, что относится к неживой природе, но необходимо живым существам,

- где живут птицы.  Могут ли водоплавающие птицы  жить в лесу.

IV. Системность знаний.

- для чего растению  нужен стебель, корень, лист и т.д.?;

- как растение и  животные приспосабливаются к  смене сезонов? Почему?;

- чем живая природа  отличается от не живой? К  какой относится человек?;

- д/и "Кто где  живёт?".

- как объяснить, что  у большинства животных детёныши  рождаются весной;

- как птицы размножаются. Ухаживают ли за своим потомством;

- д/ и "Что сначала,  что потом." (как происходит  рост и развитие птицы, лягушки,  кошки, бабочки и др.Рассказывая,  ребёнок раскладывает карточки  – модели).

V. Знание правил поведения в природе.

- д/и "Экологические знаки";

- как ты думаешь,  можно ли шуметь в лесу?";

- что нужно сделать,  если птенец выпал из гнезда?;

- выбери картинки, на  которых дети поступают правильно.  Почему ты выбрал эти? (мальчик  дразнит собаку, дети оставили  мусор на поляне, дети идут по лесной тропинке друг за другом, девочка обходит муравейник).

Реальное поведение  детей анализировалось по результатам  наблюдений за деятельностью детей  в живой природе, уголке природы  в группе.

VI. Эмоционально-эстетический компонент.

- какое комнатное растение тебе больше всего нравится? Почему?;

- ты любишь животных? Почему?;

- какая картина тебе  больше всего нравится? (на первой  изображён букет в вазе, на  второй – лесная поляна с цветущими растениями);

- какое время года  тебе больше всего нравится? Почему?

VII. Выявление гуманных чувств.

- предложить ребёнку  полюбоваться растениями в уголке  природы (заранее поставить туда  одно завядшее растение). Хорошо  ли чувствуют себя все растения? Которому из них нужна помощь? Что нужно сделать?;

- предложить картинки, на которых люди обижают животных, ломают ветки деревьев и т.д. попросить рассказать, какие чувства вызывают эти картинки;

- как люди охраняют природу.

VIII. Осознание детьми ценности природы.

- какую пользу природа приносит  человеку?;

- чем тебе интересна природа?;

- помогает ли природа людям  быть здоровыми?;

- может ли жить природа без  человека?

IX. Трудовые умения и навыки.

Уровень сформированности трудовых умений и навыков определялся в практической деятельности в уголке природы:

- покажи, как правильно рыхлить комнатные растения;

- покорми, пожалуйста, рыбок;

- давай почистим клетку у  морской свинки.

X. Наличие познавательного интереса.

Анализ наличия познавательного  интереса был проведён с помощью  наблюдений на занятиях, в игровой  деятельности, в повседневной деятельности.

Для обработки полученных при диагностике  данных проводилась по пятибалльной системе, где:

1 балл – узкие, неадекватные  знания, частые заблуждения;

2 балла – нарастание знаний  о некоторых сторонах познаваемых  объектов. Вычленение признаков рядоположения. Отсутствуют знания об объективно-существенных сторонах;

3 балла – нарастание полноты  знаний о многообразии особенностей  и наиболее существенных сторонах  объектов;

4 балла – установление  закономерных связей объектов, появление  обобщений (видовых, родовых) на  основе известных существенных  особенностей объектов. Появление  обобщённости знаний;

5 баллов – системные  знания. Освоенные закономерности  распространяются на познание объектов окружающей действительности.

Исходя из этого, выделяются уровни сформированности знаний о живой  природе, выделенных в программе "Детство".

55 – 44 балла – высокий  уровень.

Ребёнок знает (различает  и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие к попавшим в беду; обнаруживает стремление оказать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Ребёнок умеет определить их состояние, элементарно установить причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающих их красивыми. Проявляет активность, стремление к познанию новых сведений о природе, базирующихся на уже знакомых представлениях. Выделяет и осознаёт как практическую, оздоровительную, эстетическую ценность природы, так и её самоценность.

43 – 37 баллов – достаточный уровень.

Ребёнок знает достаточное  количество растений и животных, их характерные признаки. Самостоятельно выделяет признаки живого, чаще ориентируясь на конкретный объект, чем систему  в целом. Выявляет существенные связи  класса объектов, ориентируется в элементарных понятиях, хотя допускает незначительные ошибки. Проявляет интерес к привлекательным объектам природы, тянется к общению с живыми объектами, эмоционально его переживает, проявляет гуманные чувства к очевидным нарушениям во взаимодействии "человек – природа". Осознание ценности природы сформировано достаточно полно, но возникают затруднения в выделении самоценности природы. Выделяет признаки красоты природы, эстетический компонент.

36 – 29 баллов – средний  уровень.

Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, некоторых зверей, рыб, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные, не всегда существенные признаки. Затрудняется в выделении родовых, видовых обобщений, объективных связей внутри класса объектов. Знает некоторые правила поведения в природе. Но не всегда переносит их в реальное поведение. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны. самостоятельные наблюдения за ними редки. Ребёнок эмоционально откликается на красоту природы, осознаёт основные компоненты её ценности, проявляет в ряде случаев гуманные чувства.

Менее 29 баллов – низкий уровень.

Объём представлений  о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно  со взрослыми некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности  поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за животными и растениями только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены. Не проявляет познавательного интереса к природе, ценность определяет лишь в практическом использовании человеком.

Таким образом, на констатирующем этапе работы с детьми были проведены  индивидуальные беседы, которые включали вопросы, задания игрового характера, дидактические игры, проблемные ситуации, а также метод наблюдения за отношением детей к живым существам в природе.

Уровень полноты знаний определял многообразие объектов и  сторон познаваемого объекта, известных  ребёнку. Детям были предложены словесная  и дидактическая игра, а также ряд вопросов. Ответы детей показали, что большинство из них обладают достаточным объёмом знаний о многообразии природы. Многие дети ответили полно, выделили существенные признаки при раскрытии вопросов. Так на вопрос: "Назови сезоны года" - Павел Р. ответил: "Я все сезоны знаю, сейчас идёт зима, потом будет весна, потом лето, а потом осень, а после опять зима и всё сначала".

Информация о работе Игра как средство воспитания