Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть возможности и значение игры, как средства воспитания детей дошкольного возраста.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: - раскрыть понятие и сущность игры; - выявить влияние игры как средства формирования личности дошкольника; - выяснить в практической части, создают ли музыкально-дидактические игры влияние на развитие певческих навыков на детей дошкольного возраста; - рассмотреть психолого-педагогические особенности игры; - провести экспериментальное исследование процесса воспитания бережного отношения к природе у дошкольников посредством игры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………5
1.1. Понятие, значение и сущность игры………………………………………5
1.2. Игра как средство формирования личности дошкольника………………8
1.3. Психолого-педагогические особенности игры…………………………...10
1.4. Воспитание в играх дружеских взаимоотношений………………………11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ………………………………..17
2.1. Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы дошкольников (констатирующий эксперимент)…………………………………………………………………….18
2.2. Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у дошкольников (формирующий эксперимент)…………………….28
2.3. Контрольный эксперимент и его результаты……………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42
2.1. Обследование и анализ
уровня сформированности
Цель:
- проанализировать
- выявить уровень
В своей работе я исходила
из того, что воспитание бережного
отношения к природе
На участке есть сад, где растут вишни, смородина, яблони, шиповник, рябина и др. плодовые деревья и кустарники. Отведено место под огород, где у каждой группы есть своя грядка. Вместе с взрослыми дети выращивают редис, свеклу, кабачки, морковь, укроп, лук, петрушку, огурцы. На прогулках дети наблюдают за ростом этих овощей, ухаживают за ними.
Для каждой группы силами воспитателей и родителей разбиты цветники. Здесь растут и тюльпаны, и васильки, и бархотки, и ромашки, люпины, астры и др. декоративные растения.
В детском саду в групповой комнате дошкольников оборудован «живой уголок», где нашли своё место не только комнатные растения (аспарагус, колеус, сансевьера, папоротник, разные сорта фиалок и многие другие растения), но и такие животные, как черепаха и морская свинка. Кроме всего прочего, в «живом уголке» очень удобно размещён аквариум, в котором обитают скалярии, разноцветные гуппи, меченосцы, вуалехвост.
Для ухода за живыми обитателями уголка имеется всё необходимое оборудование: тряпочки для мытья, палочки для рыхления, тазики для воды, клеёнки, фартучки, стаканчики для рассады и т.п.
Для проведения экспериментально-
В групповой комнате также оборудован макет «лесной зоны», где имитирована природа лесной зоны. Там же присутствуют фигуры лесных обитателей. Дети имеют возможность познавать не только строение диких животных, но и изучать условия их обитания.
Для проведения занятий и игровой деятельности куплены наглядные пособия: специальные картины о природе, таблицы о строении животных и растений, плакаты с изображением природных сообществ, диафильмы, видеокассеты с записями телевизионных программ о жизни животных и растений. В книжном уголке специально отведён раздел, где имеются книги о живом мире разных писателей.
Руками воспитателей изготовлено очень много дидактических игр экологического содержания, среди которых имеются и о живой природе, например: "Птички на кормушках", "Пищевые цепочки", "Угадай правило", "Угадай по запаху", "Узнай по описанию", "Лото", "Кто где живёт?", "Вот так овощ, вот так фрукт", "Найди пару", "Вершки – корешки", "Усик, луковка, розетка", "Что сначала, что потом", "С чьей ветки листок", "Сложи растение, животного из частей" и другие.
Анализируя планирование воспитательно-образовательного процесса по проблеме формирования знаний о многообразии живой природы, можно сделать следующие выводы:
- нет системы в планировании
работы по формированию
- перспективного планирования
по данной проблеме не
- однообразие методов и приёмов при планировании.
Если работа по формированию
знаний о природе ведётся безсистемно,
то возникает потребность в
Для оценки уровня экологических представлений детей была использована диагностика экологической воспитанности на основе критериев, выделенных Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцевой и др. В ней принимала участие вся средняя группа.
Параметрами оценки знаний о природе являлись: полнота, существенность, обобщённость, системность, а также познавательный интерес детей, осознание ценности природы, эмоционально-эстетический компонент, гуманные чувства, трудовые умения и навыки.
Диагностика представляла собой серию вопросов, проблемных и игровых заданий, предложенных детям всей группы. Вопросы и задания распределены на блоки.
I. Выявление полноты знаний о живой природе.
Вопросы и игровые задания:
- какие признаки живого ты знаешь?;
- назови комнатные растения в группе?;
- каких животных ты знаешь? (по картинкам);
- назови сезоны года (по картинкам);
- д/и "Хорошо – плохо" (хорошие и плохие поступки по отношению к природе);
- д/и "Узнай по голосу животного"/
II. Существенность знаний.
- расскажите, как передвигаются эти животные? Почему?;
- какие условия нужны растениям для роста?;
- какое время года изображено на картинках? Как ты узнал?
- что общего у животных, растений и человека?;
- д/и "Угадай, про кого расскажу";
- д/и "Живое – неживое".
- отчего некоторые животные бегают, другие ползают (плавают, летают, лазают);
- нужны ли животным растения;
- могут ли растения обойтись без животных.
III. Обобщённость знаний.
- д/и "Лото" (назови
одним словом всё, что
- опиши, какой бывает природа зимой, весной, летом, осенью?;
- что должен сделать человек, чтобы вырастить растение?;
- разложи картинки на две группы: растения – животные.
- чем живая природа отличается от неживой;
- какие живые существа ты знаешь? Что их объединяет?
- чем животные похожи на растения;
- что нужно всем животным на земле. Отбери картинки, на которых нарисовано, что относится к неживой природе, но необходимо живым существам,
- где живут птицы. Могут ли водоплавающие птицы жить в лесу.
IV. Системность знаний.
- для чего растению нужен стебель, корень, лист и т.д.?;
- как растение и животные приспосабливаются к смене сезонов? Почему?;
- чем живая природа отличается от не живой? К какой относится человек?;
- д/и "Кто где живёт?".
- как объяснить, что
у большинства животных
- как птицы размножаются. Ухаживают ли за своим потомством;
- д/ и "Что сначала,
что потом." (как происходит
рост и развитие птицы,
V. Знание правил поведения в природе.
- д/и "Экологические знаки";
- как ты думаешь, можно ли шуметь в лесу?";
- что нужно сделать, если птенец выпал из гнезда?;
- выбери картинки, на
которых дети поступают
Реальное поведение детей анализировалось по результатам наблюдений за деятельностью детей в живой природе, уголке природы в группе.
VI. Эмоционально-эстетический компонент.
- какое комнатное растение тебе больше всего нравится? Почему?;
- ты любишь животных? Почему?;
- какая картина тебе больше всего нравится? (на первой изображён букет в вазе, на второй – лесная поляна с цветущими растениями);
- какое время года тебе больше всего нравится? Почему?
VII. Выявление гуманных чувств.
- предложить ребёнку
полюбоваться растениями в
- предложить картинки, на которых люди обижают животных, ломают ветки деревьев и т.д. попросить рассказать, какие чувства вызывают эти картинки;
- как люди охраняют природу.
VIII. Осознание детьми ценности природы.
- какую пользу природа приносит человеку?;
- чем тебе интересна природа?;
- помогает ли природа людям быть здоровыми?;
- может ли жить природа без человека?
IX. Трудовые умения и навыки.
Уровень сформированности трудовых умений
и навыков определялся в
- покажи, как правильно рыхлить комнатные растения;
- покорми, пожалуйста, рыбок;
- давай почистим клетку у морской свинки.
X. Наличие познавательного интереса.
Анализ наличия
Для обработки полученных при диагностике данных проводилась по пятибалльной системе, где:
1 балл – узкие, неадекватные знания, частые заблуждения;
2 балла – нарастание знаний
о некоторых сторонах
3 балла – нарастание полноты
знаний о многообразии
4 балла – установление
закономерных связей объектов, появление
обобщений (видовых, родовых)
5 баллов – системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.
Исходя из этого, выделяются уровни сформированности знаний о живой природе, выделенных в программе "Детство".
55 – 44 балла – высокий уровень.
Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие к попавшим в беду; обнаруживает стремление оказать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Ребёнок умеет определить их состояние, элементарно установить причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающих их красивыми. Проявляет активность, стремление к познанию новых сведений о природе, базирующихся на уже знакомых представлениях. Выделяет и осознаёт как практическую, оздоровительную, эстетическую ценность природы, так и её самоценность.
43 – 37 баллов – достаточный уровень.
Ребёнок знает достаточное количество растений и животных, их характерные признаки. Самостоятельно выделяет признаки живого, чаще ориентируясь на конкретный объект, чем систему в целом. Выявляет существенные связи класса объектов, ориентируется в элементарных понятиях, хотя допускает незначительные ошибки. Проявляет интерес к привлекательным объектам природы, тянется к общению с живыми объектами, эмоционально его переживает, проявляет гуманные чувства к очевидным нарушениям во взаимодействии "человек – природа". Осознание ценности природы сформировано достаточно полно, но возникают затруднения в выделении самоценности природы. Выделяет признаки красоты природы, эстетический компонент.
36 – 29 баллов – средний уровень.
Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, некоторых зверей, рыб, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные, не всегда существенные признаки. Затрудняется в выделении родовых, видовых обобщений, объективных связей внутри класса объектов. Знает некоторые правила поведения в природе. Но не всегда переносит их в реальное поведение. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны. самостоятельные наблюдения за ними редки. Ребёнок эмоционально откликается на красоту природы, осознаёт основные компоненты её ценности, проявляет в ряде случаев гуманные чувства.
Менее 29 баллов – низкий уровень.
Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослыми некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за животными и растениями только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены. Не проявляет познавательного интереса к природе, ценность определяет лишь в практическом использовании человеком.
Таким образом, на констатирующем этапе работы с детьми были проведены индивидуальные беседы, которые включали вопросы, задания игрового характера, дидактические игры, проблемные ситуации, а также метод наблюдения за отношением детей к живым существам в природе.
Уровень полноты знаний определял многообразие объектов и сторон познаваемого объекта, известных ребёнку. Детям были предложены словесная и дидактическая игра, а также ряд вопросов. Ответы детей показали, что большинство из них обладают достаточным объёмом знаний о многообразии природы. Многие дети ответили полно, выделили существенные признаки при раскрытии вопросов. Так на вопрос: "Назови сезоны года" - Павел Р. ответил: "Я все сезоны знаю, сейчас идёт зима, потом будет весна, потом лето, а потом осень, а после опять зима и всё сначала".