Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть возможности и значение игры, как средства воспитания детей дошкольного возраста.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: - раскрыть понятие и сущность игры; - выявить влияние игры как средства формирования личности дошкольника; - выяснить в практической части, создают ли музыкально-дидактические игры влияние на развитие певческих навыков на детей дошкольного возраста; - рассмотреть психолого-педагогические особенности игры; - провести экспериментальное исследование процесса воспитания бережного отношения к природе у дошкольников посредством игры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………5
1.1. Понятие, значение и сущность игры………………………………………5
1.2. Игра как средство формирования личности дошкольника………………8
1.3. Психолого-педагогические особенности игры…………………………...10
1.4. Воспитание в играх дружеских взаимоотношений………………………11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ………………………………..17
2.1. Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы дошкольников (констатирующий эксперимент)…………………………………………………………………….18
2.2. Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у дошкольников (формирующий эксперимент)…………………….28
2.3. Контрольный эксперимент и его результаты……………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..42
Дети также показали, что многие из них знают большое количество растений и животных. Например, на вопрос: "Каких животных ты знаешь?" - Настя А. спросила: "Домашних или диких?", что позволяет отметить полноту и точность её представлений о животных. В этой серии наиболее заинтересовала детей игра "Узнай по голосу", которая вызвала эмоционально-положительный настрой к продолжению беседы.
Задания на выявление существенности знаний детей вызвали затруднения у некоторых ребят, особенно у Руслана К. и Андрея Ю. Они затруднялись при ответе на все вопросы, но с помощью воспитателя частично смогли на них ответить.
Наиболее интересными детям показались задания, в которых использовался наглядный материал. Например, такие игры как "Угадай, какое время изображено на картинках? Почему ты так думаешь?" многие дети давали правильный ответ, при этом подробно объясняя, почему. Например, Саша А., увидев картинку с зимним пейзажем, воскликнул : "Да это зима, потому что - снег, он белый и сверкает как зимой".
Большой интерес дети проявили к играм: "Угадай, про кого расскажу" и "Лото". Первая игра заинтересовала сюжетом загадочности, дети с нетерпением вслушивались в описание животных, стараясь как можно быстрее угадать про кого рассказ. В игре "Лото" (овощи – фрукты) все дети показали прекрасный результат, не совершив ни одной ошибки в классификации. Уровень обобщённости знаний детей соответствует в основном среднему параметру, хотя Павел Р. и Аня К. показали лучшие знания. Затруднения в данной серии вопросов возникли у Ксюши В., Даши К.. С заданиями на выявление системы представлений о природе большинство детей справилась также на среднем уровне, отдав предпочтение игре и игровым заданиям.
Хороший результат дети показали в определении правил поведения в природе, здесь нужно отметить лучшие ответы Павла Р, Саши С., Насти А., Ани К., Арины О., Саши А. Однако, чётко прослеживалась тенденция несоответствия знаний правил поведения и реального поведения детей в природе, которое фиксировалось в результате наблюдений и создания проблемных ситуаций. У всех детей реальное поведение оценено ниже на 1 балл, а у Саши А. и Олега К. разница равна 2 баллам.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что, имея, достаточно полные знания и представления дети не переносят их в повседневную жизнь. Причиной этого может оказаться, формальное заучивание материала, безсистемное планирование и использование неэффективных методов и приёмов обучения.
Следует также отметить, что многие дети проявили эмоционально-положительное отношение к природе, дали объяснение, почему нравится тот или иной объект. Например, "Мне нравятся кошки, потому что они мягкие, ласковые, любят поиграть" - ответила Люда Р.. А вот Славе Ш. нравится, как цветут яблони и вишни, потому что похоже на зимний снег. Лишь (Имя) не проявлял заинтересованности, практически никогда не высказывался о своём отношении, чувствах к тому или иному объекту. Большинство детей (Саша С., Слава Ш, Настя А., Ксюша Т., Антон Г. И др.) эмоционально откликнулись на решение проблемных ситуаций, созданных как в реальных условиях, так и в игровой деятельности. Были даны точные правильные оценки, носящие гуманную направленность мышления детей. Наименьшее количество баллов в оценке гуманных чувств получили Ксюша В., Руслан К., Олег К..
В ходе диагностики было обследовано и наличие у детей трудовых умений и навыков. Дети с удовольствием откликались на поручения: порыхлить землю у растений в уголке природы, покормить рыбок, почистить клетку у морской свинки и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудовые действия формируются, когда детям понятна мотивация труда, необходимость и польза их труда. Наибольший уровень сформированности трудовых умений показали Полина Н., Настя А., Аня К., Люда Р..
Необходимо отметить,
что речевые умения также сформированы
на среднем уровне. Дети знают и
используют в речи названия природных
объектов, дают им характеристику, но строят
предложение грамматически
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали:
- представления детей о живой природе находятся, в основном, на среднем уровне;
- значительные предпочтения дети отдают игре, проблемным ситуациям игрового характера.
Результаты обследования указаны в таблице (Приложение 1).
Таким образом, в результате констатирующего эксперимента отмечены следующие уровни сформированности экологических знаний о живой природе:
Высокий уровень – нет;
Достаточный уровень – 5 человек;
Средний уровень – 9 человек;
Низкий уровень – 6 человек.
В процентном отношении это выглядит следующим образом:
Высокий уровень – 0%;
Достаточный уровень – 25%;
Средний уровень – 45%;
Низкий уровень – 30%.
2.2. Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у дошкольников (формирующий эксперимент)
Цель:
- формирование экологических знаний о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста;
- разработка системы
экологически ориентированных
- включение дидактических
игр в различные виды
По результатам
Таблица 1
Список детей экспериментальной и контрольной группы
Список детей экспериментальной группы. |
Список детей контрольной группы. |
1. Полина Н. 2. Юра Д. 3. Руслан К. 4. Павел Р. 5. Саша С. 6. Настя А. 7. Андрей Ю. 8. Ксюша В. 9. Саша А. 10. Слава Ш. |
1. Аня К. 2. Арина О. 3. Аня Р. 4. Ксюша Т. 5. Олег К. 6. Матвей С. 7. Антон Г. 8. Даша К. 9. Люда Р. 10. Лайли К. |
Формирующий эксперимент проведён в феврале-марте месяце 2012 года. В нём участвовали 10 детей дошкольного возраста (средняя группа).
В ходе проведения диагностических заданий было выяснено, что дети при изучении отдают предпочтение дидактической игре и игровым заданиям. Поэтому, формирование знаний о многообразии живой природы проведено с помощью игровых методов: дидактических игр, игровых ситуаций и заданий. Для этого была разработана система экологически ориентированных дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с многообразием живой природы, которая была включена в перспективное планирование.
В ходе формирующего этапа экспериментальной работы были использованы как известные игры из сборников Сорокиной А.И., Дрязгуновой В.А., Саморуковой П.Г., Артемовой Л.В.
Занятия проходили в
привлекательной для детей
В совместной деятельности с детьми были проведены различные виды игр экологического содержания: сюжетные, дидактические игры, игры - эксперименты, игровые обучающие ситуации. Кроме того, использовалась трудовая деятельность, которая также проходила в игровой форме.
Подбор дидактических
игр для работы с детьми осуществлялся
таким образом, что были охвачены
все стороны экологических
Некоторые игры проводились с детьми в несколько вариантов, которые были разработаны нами самостоятельно. Так на основе игры "Отгадай, кто я?", целью которой является формирование системы экологических знаний о многообразии животных; выделение существенных признаков отдельных групп животных и на этой основе формирование понятий: насекомые, рыбы, птицы, звери; воспитание бережного отношения к окружающему миру, были разработаны варианты.
Правила игры:
- задание начинают выполнять по сигналу воспитателя;
- победителем станет тот, кто правильно и первым справится с заданием.
Игровые действия: ребёнок соотносит карточки с изображением животных с моделью, которая соответствует этой группе.
Варианты игры:
- определить лишнее, назвать к какой группе относится данное животное;
- придумать новые модели групп животных;
- «Найди ошибку» - воспитатель намеренно делает ошибку, дети исправляют и доказывают свою правоту;
- разложить карточки на группы по загадке или описательному рассказу;
- «Чего не хватает?» - определить какой группы животных нет среди изображений на карточках, назвать, кто это может быть.
Данная игра проводилась
с детьми во всех вариантах. Каждое
изменение добавляло
Дидактическая игра «Что опасно для природы».
Цель: уточнение экологических знаний детей, определяющих отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу, в др. природных сообществах); воспитание желания беречь и охранять природу.
Материал: перфокарты, рабочая полоска бумаги, простой карандаш.
Правила игры:
- задание выполняется индивидуально, самостоятельно;
- выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание;
- результат объявляется после проверки.
Игровое действие: в прорезь перфокарты вводится полоска бумаги, на которой ребёнок выполняет задание (отмечает точками положительное и отрицательное воздействие человека на природу).
Варианты игры:
- отметить значками "+" и " - " действия человека;
- найти ошибку у товарища;
- поменяться с товарищами карточками;
- нарисовать знак, запрещающее то или иное действие.
Данная игра направлена на формирование знаний о правилах поведения в природе, которые необходимы человеку в современном мире. Четвёртый вариант игры разработан на основе предложенных в литературе. Он позволяет закрепить умения видеть и понимать знаки, запрещающие негативные действия человека в природе, имеет практическую значимость для ребёнка. Играя в эту игру, дети активно высказывали своё мнение о поступках человека, как на иллюстрациях, так и из личного опыта, выражали своё эмоциональное состояние к увиденному.
В рамках формирующего этапа было проведено очень много дидактических игр в различных вариантах, что позволило закрепить и пополнить экологические знания детей. Многие игры, использованные в совместной деятельности, были перенесены детьми и в самостоятельную, что свидетельствует об их эффективности.
Кроме того, в работе использовались и сюжетно-ролевые игры, которые нашли наибольшее отражение в самостоятельной деятельности детей. Они обыгрывали уже знакомый сюжет, предложенный воспитателем, придумывали другой, дополняли и ликвидировали роли, хотя опыт самостоятельного развития игры и создания для нё обстановки, несомненно, недостаточный.
В перспективное планирование было включено восемь сюжетно-ролевых игр, которые развивались в течение недели. При этом использовались разнообразные атрибуты, менялся сюжет, дополнялись роли и т.д.
Наиболее плодотворно и интересно проводилась игра «Айболит спешит на помощь». Перед игрой была проведена большая предшествующая работа, целью которой было подготовить детей к осознанию развития сюжете игры, обогатить знаниями, которые необходимы для развития линии сюжета игры. В подготовку входило следующее:
- чтение произведения К. Чуковского "Айболит";
- просмотр мультфильма "Айболит";
- экскурсия в медицинский кабинет;
- чтение В.Маяковского "Кем быть?".
В дидактическом упражнении "Вижу в бинокль" игровая среда была подготовлена заранее. Была представлена свободная, просторная игровая зона, атрибуты: строительный материал, крупный телефон, мягкие и резиновые игрушки, градусник, бинты, вата, одежда для врача и медсестры, форма для капитана. В начале игры воспитатель внесла телеграмму, читает: "Приезжайте, доктор, в Африку скорей, и спасите, доктор, наших малышей".
С целью развития сюжета воспитатель задал вопросы: "Как вы думаете, от кого телеграмма? Что нам делать? На чём можно отправиться в путь? и т.д. Далее роли распределялись по желанию детей.